В этом году была масса удивительного кино: от громких камбэков давно полюбившихся франшиз и героев до впечатляющих дебютов, дающих надежду на то, что в индустрии ещё есть место авторским картинам. Вашему вниманию 10 лучших фильмов 2021 года по версии команды проекта «После Титров». Сможете угадать, кто нас покорил больше всего?
10 место — «Последняя дуэль»
реж. Ридли Скотт
XIV век, Франция. Маргарита (Джоди Комер), девушка дворянского происхождения, заявляет, что была изнасилована лучшим другом (Адам Драйвер) мужа (Мэтт Дэймон). Оскорбленный Карруж (муж) обращается за помощью к королю Франции, и тот после проведённого суда постановляет разрешить спор в смертельной дуэли.
«Последняя дуэль» Ридли Скотта поначалу кажется тягомотной многочасовой драмой в декорациях Средневековья. В пользу этого выступает и то, что одну и ту же ситуацию зрителю показывают с трёх позиций, а значит придётся смотреть одно и то же три раза. Но на деле оказывается, что мы смотрим самый настоящий интригующий детектив. Каждый герой видит ситуацию по-своему, и наблюдение за полутонами происходящего, увлекает так, что на протяжении фильма у зрителя не раз поменяется отношение как к героям, так и к истории в целом. Режиссёр даёт зрителю шанс самому решить на чью сторону встать, ведь у каждого из героев своя правда, и они верны своим убеждениям до самого конца.
Фильм основан на реальной средневековой истории, которую описал Эрик Джагер. Адаптировали её Бен Аффлек и Мэтт Деймон в соавторстве с Николь Холофсенер. Адаптировали интересно и увлекательно. А актёры убедительно раскрыли своих персонажей. По итогу, лента, дающая ложные опасения по поводу скуки и тяжеловесности, предстаёт перед зрителем захватывающей историей, время от просмотра которой пролетает незаметно.
9 место — «Отец»
реж. Флориан Зеллер
Энтони Хопкинс. Оливия Колман. Самый возрастной актёр в истории «Оскара», получивший премию за лучшую роль. Если вам этого недостаточно, и на премии вы не обращаете внимания (и мы понимаем почему), то доверьтесь нам и просто включите фильм. Вы не заметите, как погрузитесь в это удивительное кино с театральным эффектом.
Никогда ещё фильм о деменции не вызывал так много эмоций. После просмотра вы определённо задумаетесь о ценности своей жизни. И точно запомните последнюю речь как вспышку очаровательного героя. Нервный смех, трагикомедия, напряжённые перемещения во времени создают эффект полного погружения в состояние больного человека.
В результате перед нами картина, которая заглядывает в самые тёмные и глубокие уголки души. И сам Хопкинс, сыгравший одну из лучших ролей в карьере, говорил, что на съёмках был перегружен мыслями о собственной смертности. Вероятно, он был не один такой.
8 место — «Гнев человеческий»
реж. Гай Ричи
Видимо каждый режиссёр должен пройти определённый путь, чтобы затем вернуться к истокам и возродить свой уникальный стиль. Так и вышло с Гаем Ричи. Наверное, должны были случиться и «Алладин», и «Меч короля Артура», чтобы английский режиссёр, и пивовар по совместительству, вернулся к своему стилю разборок, который мы так полюбили в лентах «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш».
В основе «Гнева человеческого» французская криминальная драма «Инкассатор» (2004). Главный герой новой картины — Эйч (Джейсон Стэйтем). Он внедряется в инкассаторскую компанию для расследования серии ограблений, произошедших в Лос-Анджелесе. Ричи в этом проекте удалось создать синтез американских боевиков, мастером которых является Джейсон Стэйтем, и британских криминальных триллеров. Добавьте в эту формулу сильный актёрский состав — повзрослевшего Скотта Иствуда, вернувшегося в большое кино Джоша Хартнетта и легендарного Энди Гарсию — и получите один из самых драйвовых фильмов 2021 года. Остаётся лишь надеяться, что «Операция «Фортуна» в 2022 не уронит планку, и Ричи снова порадует нас своим мастерством.
7 место — «Холодный расчёт»
реж. Пол Шредер
Многие считают, что Пол Шредер всю жизнь пишет и снимает один и тот же фильм про травмированного ужасами войны человека, пытающегося приспособиться к жизни после. Но, если это означает появление на свет таких лент как «Таксист» и «Холодный расчёт», то мы и не против.
В этом блистательном слоубёрнере Шредеру удалось идеально воплотить свою любимую формулу: создать уникального и дико харизматичного персонажа (мастера игры в покер), погрузить его в гнетущую атмосферу с кошмарными воспоминаниями, а затем вести его тонкому эмоциональному пути, где одно неверное решение может в щепки разнести хрупкую конструкцию его новой жизни. И бесконечное ощущение, что вот-вот прольётся кровь, будоражит и не даёт оторвать глаза от экрана вплоть до впечатляющей во всех отношениях концовки.
6 место — «Королевская игра»
реж. Филипп Штёльцль
После выхода «Хода королевы» снимать кино про шахматы больше не является таким рискованным решением. Однако сделать это интересно, самобытно и со вкусом — задача не из простых. Тем приятнее, что режиссёр Филипп Штёльцль справляется с поставленной задачей играючи.
«Королевская игра» стал не только одной из лучших экранизаций произведений Стефана Цвейга, но и просто очень добротной драмой с открытой концовкой. К тому же выбор на главную роль Оливера Мазуччи, запомнившегося зрителю по нашумевшему сериалу «Тьма», становится просто подарком для режиссёра. На Оливера приятно смотреть весь немаленький хронометраж, ведь отдался он своей роли на все 100 процентов. Только набор и сброс веса чего стоят.
Помножьте всё вышесказанное на прекрасную работу операторов и осветителей и получите одну из лучших европейских картин года.
5 место — «Лука»
реж. Энрико Касароса
Двое молодых парней, Лука и Альберто, принимают участие в соревновании, чтобы исполнить свою давнюю мечту. Мальчишки хотят заполучить новенький мотоцикл Vespa, который поможет отправиться в далёкое путешествие. На их стороне стоит молодость, намекающая, что даже для исполнения недостижимых целей достаточно просто поверить в себя, прокричав во весь голос silencio bruno.
«Лука» — один из самых лёгких мультфильмов в творчестве популярной американской студии PIXAR, который тепло обнимет, погрузив в яркий и солнечный мир небольшого городка Италии. Это ода молодости режиссёра-дебютанта Энрико Касаросы, наполненная элементами прошлого: развешанные по всему городу постеры фильмов Феллини, легендарный мотоцикл Vespa, ну и конечно мелочи, казавшиеся ценными в детстве.
Для многих «Лука» покажется слабым мультфильмом относительно линейки студии: всё-таки мы привыкли ждать от PIXAR чего-то гениального и с глубоким смыслом, а здесь лёгкая история, в большей степени направленная на юную аудиторию. Но не такой ли сюжет и необходим, когда выехать к морю возможности нет, несмотря на тёплый летний сезон? Поэтому, ставя финальную точку в нужный момент, анимация становится в один ряд с «Гравити Фолз». Дни лета подходят к концу, но впереди ещё целая жизнь…
4 место — «Рука Бога»
реж. Паоло Соррентино
Личный и оригинальный, печальный и весёлый, красивый и декадентский новый фильм Паоло Соррентино, в котором режиссёр прибегает к фактам из собственной биографии, чтобы попрощаться с молодостью и выразить свою сильнейшую любовь родителям и родному Неаполю.
«Рука Бога» заслужил место в нашем топе за свой драматизм, оммаж кинематографу и большому футболу, но самое главное за сильнейшую историю юного Фабьетто-Соррентино с конфликтом, вынесенным в конец картины. Взросление, потеря близких, влияние определённых событий на человеческую жизнь, выбор жизненного пути — это далеко не полный перечень тем, поднятых в смешной и трагичной киноленте итальянского постановщика. И смех, и грех.
3 место — «Власть пса»
реж. Джейн Кэмпион
Настоящий психологический триллер, снятый Джейн Кэмпион, — первой женщиной, получившей «Золотую ветвь» в Каннах. Это история о двух братьях Филе и Джордже, обладающих одним ранчо и диаметрально противоположными характерами. Их мир меняется, когда Джордж женится на скромной вдове Роуз.
Сюжет развивается размеренно, позволяя прочувствовать боль и противоречивость персонажей. При этом усиливается внутренняя тревога: герои Бенедикта Камбербэтча, Кирстен Данст, Коди Смит-Макфи и Джесси Племонса с каждой сценой раскрываются по-новому, и не понимаешь, чего ожидать. Природная мощь здесь используется как усилитель для человеческих страстей, поэтому тут обилие невероятных пейзажных съемок.
Кэмпион вдумчиво исследует динамику отношений в нездоровой семье, попытки убежать от глубокого одиночества, испытываемого каждым персонажем. Но главная цель фильма — показать, какими разрушительными могут быть общепринятые представления о мужественности и подобающем поведении мужчин, и что часто за этим скрываются страх и уязвимость.
2 место — «Дюна»
реж. Дени Вильнёв
Экранизация одноимённого фантастического романа Фрэнка Герберта от Дени Вильнёва после выхода почти неизбежно должна была попасть в большинство списков лучших фильмов года. Наш — не исключение. Уже сегодня «Дюна» выглядит как хрестоматийная кинолента, которая в будущем встанет на один уровень с экранизациями «Властелина колец» и «Гарри Поттера». Настолько шикарный фильм переснимать ближайшие несколько десятков лет не имеет никакого смысла.
Стиль постановки Дени Вильнёва, брутализм в декорациях и костюмах, музыка Ханса Циммера, звёздный актёрский состав — все ингредиенты коктейля невероятно круто смешались в фильме и дали зрителю вкус хорошего кино. «Безупречный баланс» между историей для фанатов фантастики и любителями авторского кино. Медитативный, медленный и созерцательный артбастер, мастерски сделанный по всем параметрам. Определённо один из лучших фильмов 2021 года.
1 место — «Тик-так…БУМ!»
реж. Лин-Мануэль Миранда
Экранизация не только одноимённой пьесы, но и истории жизни создателя культовых бродвейских мюзиклов Джонатана Ларсона, который ушёл из жизни слишком рано, в 35 лет. Личная драма героя резонирует с накалом в обществе на фоне эпидемии СПИДа в США 80-х. Главную роль в искрометном мюзикле Лин-Мануэля Миранды исполнил харизматичный Эндрю Гарфилд, ради этого он год занимался вокалом.
Фильм состоит из элементов театральной постановки, в нём нет чётких границ, и он смело пробивает четвёртую стену, погружая зрителя в происходящее. С первых минут цепляет на крючок именно Гарфилд, который словно пластилин на одном вдохе сменяет неутомимость на раздавленность, радость на разочарование. От начала и до конца фильм не теряет своего ритма благодаря красивым музыкальным номерам с качественной хореографией, динамичному сюжету и операторской работе. «Тик-так…БУМ!» — это честный разговор о творческом хаосе, о попытке обогнать безостановочно тикающие часы в груди у каждого, о жертвах ради искусства и поиске своего пути. И просто лучший фильм года по версии нашей команды.
Автор иллюстрации на обложку: Варвара Ульяненок