Ответственно заявляем, что «Тик-так… БУМ!» – лучший мюзикл этого года. Давайте разберём, почему так и при чём тут обстановка в Америке девяностых.
Синопсис
Джон Ларсон (Эндрю Гарфилд) пишет свой большой мюзикл уже восемь лет, в перерывах между работой официантом в забегаловке и просмотром танцевальных выступлений своей девушки Сьюзан (Александра Шипп). Наконец удача улыбнулась ему – у него появился шанс представить получившиеся наработки ведущим бродвейским продюсерам.
Ситуация осложняется тем, что Сьюзан планирует переезд ради работы преподавателем и хочет, чтобы Джон составил ей компанию. Теперь Джону нужно найти финансирование, подготовить новую песню к презентации и прийти к компромиссу в отношениях – всё это на фоне набирающей обороты эпидемии СПИДа…
«Тик-так… БУМ!» как любовная песня Бродвею
Легко можно понять, почему актёр и композитор Лин-Мануэль Миранда выбрал для своего режиссёрского дебюта именно «Тик-так… БУМ!», автобиографическую (хоть и приукрашенную) работу Джонатана Ларсона. Оба автора много лет работали над своими магнум опусами (Ларсон – над «Rent», Миранда – над «Гамильтоном») и получили за свои творения премии Тони и Пулицера, причём Ларсон – посмертно.
Весь фильм не покидало ощущение, что при всей биографичности Миранда снимал именно про себя и свои чувства – и при этом подошёл к экранизации максимально ответственно, добавив в неё несколько дополнительных фактов из реальной жизни Ларсона. Такое смешение добавило «Тик-так… БУМ!» душевности и искренности.
Хочется отдельно выделить одну сцену примерно в середине фильма, которая становится усладой для глаз любого фаната бродвейских постановок. В ней звучит не только крайне забавная песня, но и присутствует огромное количество камео именитых театральных актёров: Андре де Шилдс («Hadestown»), Филиппа Су и Рене Элиз Голдсберри («Гамильтон»), легендарные Джоэл Грэй («Кабаре») и Бернадетт Питерс (больше постановок, чем вы можете себе представить), сам Лин-Мануэль – и это только те, кого я сходу узнала.
Актёрская работа
Кстати об актёрах – тут есть, что сказать. Если второстепенные актёры «Тик-так… БУМ!» отлично справляются со своей работой (особенно Шипп и друг самого Лина-Мануэля Миранды Робин де Хесус), то отдельно стоит отметить две работы, которые сияют аки алмазы в лучах солнца.
Первый – безусловно Эндрю Гарфилд. Гарфилд полностью растворился в своём персонаже – это уж не считая того, что его вокальный талант удивляет до глубины души. Химия между постановщиком и исполнителем главной роли видна невооружённым глазом. Требуется смелость, чтобы поверить режиссёру-дебютанту так, как сделал это Эндрю. Netflix выдвинул Гарфилда на Оскар абсолютно заслуженно, будем болеть за него.
Второй – маленькая роль Брэдли Уитфорда, который всего в паре эпизодов показал нам великого и могучего Стивена Сондхайма, одного из лучших авторов музыки и текстов, которых только видел этот мир. Самое страшное, что вы этого никогда не заметите, но актёр настолько чётко передал очень характерные жесты и интонации, что хочется ему поаплодировать.
Историческая подоплёка
Что же отличает «Тик-так… БУМ!» от любого другого произведения про мучающегося и непонятого творца?
Во-первых, сам исторический контекст, который играет тут крайне важную роль – особенно когда знаешь, что Ларсон действительно прошёл через потерю друзей от ВИЧа и СПИДа, которые лютовали в Нью-Йорке в восьмидесятых и девяностых годах. Это оказало такое впечатление на ещё довольно молодого автора, что стало одной из основных тем мюзикла «Rent», постановка которого до сих пор периодически идёт в каком-нибудь театре.
Во-вторых, фильм не боится упоминать реальных людей, что придаёт происходящему аутентичности. Если вы не поняли, то это подводка к короткому разговору о Стивене Сондхайме, который является активным персонажем картины, сам записал к нему звуковое камео и покинул нас буквально вчера, 26 ноября 2021 года, в возрасте 91 года (автор статьи в безмерном трауре).
Сондхайм оказал неизмеримое влияние на современный Бродвей, являлся ментором Ларсона в его юности и успешно сотрудничал с Лином-Мануэлем Мирандой. Вы можете знать его великолепные произведения «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит Стрит» и «Чем дальше в лес». Его присутствие в фильме – словно прощальный поклон для всех тех, кто любит и уважает его творчество. Ещё одна невосполнимая потеря этого года.
Итог
Мы ещё ничего не сказали про песни. Они замечательны. Они прекрасно вплетены в повествование. Они помогают как двигать вперёд сюжет, так и предоставлять контекст эмоционального состояния героев. Они и то, как «Тик-так… БУМ!» с ними обращается, делают этот мюзиклом лучшим за последний год. Чёрт возьми, вспоминая «Отверженных» и «Кошек» – лучшим за несколько последних лет.
Всем любителям мюзиклов и просто хорошего, доброго и светлого кино – обязателен к просмотру.