Последние фильмы Адама МакКея («Игра на понижение» и «Власть») разговаривают со зрителем на невероятно серьёзные темы в комедийном ключе, отчего и получают зрительские симпатии и номинации на главные премии Голливуда. «Не смотрите наверх» не стал исключением и, наверное, даже увеличил градус комедийности. Режиссёр высмеивает абсолютно всё, что попадает ему под руку, но смешно ли получается?
Шо по сюжету?
Студентка-аспирантка Кейт Дибиаски (Дженифер Лоуренс) во время работы в обсерватории обнаруживает комету и делится открытием с научным руководителем доктором Рэндаллом Минди (Леонардо ДиКаприо). В ходе иследования и различных астрономических вычислений становится понятно, что комета Дибиаски (космическому телу присвоили имя аспирантки, открывшей его) летит по направлению к нашей родной планете. Вероятность столкновения астрономического объекта, размером от 6 до 10 километров в диаметре, c Землёй близится к ста процентам.
Конец света практически неизбежен. При помощи главы отдела планетарной обороны доктора Оглторпа (Роб Морган) героям организуют встречу с президентом (Мэрил Стрип) и её секретарём и, по совместительству, сыном (Джона Хилл), которых совершенно не интересует данное событие. Проблемы главы государства сейчас куда серьёзней. Рейтинги ползут вниз, а выдвинутого госпожой Орлин кандидата на должность главы Верховного Суда настиг скандал на фоне прошлой работы натурщиком. Какой уж тут конец света? Белый Дом разворачивает астрономов, но герои решают предать событие огласке с помощью прессы.
Смешай моей даме ваш самый жестокий коктейль
«Не смотрите наверх» собрал невероятно звёздный актёрский состав. Винегрет из голливудских знаменитостей, номинантов и лауреатов «Оскара» сверху приправлен парой музыкальных артистов и камео. Если не брать в расчёт кроссоверы «Мстителей», то давненько зрителей не впечатляли подобными проектами.
С одной стороны отрадно, что фильм пестрит известными именами, но с другой некоторые второстепенные персонажи блекнут на фоне главных героев, от чего актёры начинают переигрывать, дабы запомниться зрителю. Самый яркий пример — телеведущие утреннего шоу «Нарезка» в исполнении Тайлера Перри и Кейт Бланшетт. Дуэт слишком старается показаться особенными за столь небольшой промежуток экранного времени, и если у Бланшетт вполне получается справиться с задачей, то Перри выглядит скорее нелепо.
В сумасшедшей смеси актёрского каста больше, конечно, положительных примеров, нежели отрицательных. Неподражаемая Дженнифер Лоуренс прекрасно смотрится в роли Кейт Дибиаски, которая разительно отличается своим образом от слова «аспирантка». Актрисе к лицу и странная причёска, и пирсинг, и своеобразный стиль одежды. Даже сложно представить кого-то другого на месте Лоуренс.
Оскароносный лауреат Леонардо ДиКаприо играет не лучшую свою роль в карьере. Заветная статуэтка получена, цель достигнута, можно и отдохнуть от чрезмерно значимых и серьёзных проектов. Нет, «Не смотрите наверх» тоже серьёзная кинолента, но здесь Лео выступает скорее как заинтересованный в поднятых проблемах экоактивист. Доктор Минди выглядит блеклым на фоне предыдущих его ролей, рассчитанных на долгожданную награду. Имя знаменитого голливудского актёра в киноленте рифмуется с призывом заострить внимание на волнующих лично его темах.
Мэрил Стрип и Джона Хилл прекрасно и смешно смотрятся на втором плане. Даже Кид Кади и Ариана Гранде, сыгравшие в картине гиперболизированных самих себя, выглядят вполне уместно, чего, к сожалению, не скажешь о Робе Моргане. Персонаж актёра лишь в самом начале способствует встрече главных героев и президента Орлин, после чего лишь присутствует на экране. Никакого особого влияния на сюжет доктор Оглторп больше не оказывает, но в кадре время от времени появляется, создавая иллюзию причастности к событиям (и в моменте вставляет шутку на тему отношений полицейских и цветных людей, как актуальненько).
Среди остальных второстепенных персонажей «Не смотрите наверх» хочется выделить Рона Перлмана в роли «героя» США. Уморительный собирательный образ-пародия на спасателей человечества и целой планеты из популярных боевиков. Он напоминает сразу всех и никого одновременно. А вот герой Тимоти Шаламе, появляющийся лишь во второй половине, не может похвастаться тем же. Его персонаж-скейтер довольно интересный, но по большей части, как и Роб Морган, находится в кадре бесцельно. Молодая звезда «Дюны» отлично влилась в образ, но хорошая актёрская игра не всегда помогает вытащить персонажа, не оказывающего особого влияния на сюжет.
Несомненно, коктейль из знаменитостей Голливуда радует зрительский глаз и, скорее, в плюс фильму, но местами герои выбиваются из основного повествования и кажутся лишними на определённом этапе истории.
И смех, и грех
Новая кинолента Адама МакКея — это сплав апокалиптической драмы и колкой политической сатиры. Постановщик высмеивает буквально всё, что попадает под руку и касается современной Америки. СМИ и утренние/вечерние шоу, развитие технологий и господство интернета, политику и коррупцию, деньги и славу, теории заговора и концы света, пропаганду и манипуляцию. Даже мемам достаётся от ироничного режиссёра.
Президент Мэрил Стрип — очевидный пародийный образ Дональда Трампа. Секретарь и сын в лице Хилла — родня бывшего президента на ведущих должностях. Герой Марка Райлэнса (Питер Ишервел по сюжету один из богатейших людей в мире и создатель компании «БЭШ», производящей популярные смартфоны) — собирательный образ миллиардеров типа Илона Маска и Тима Кука.
Трудно, конечно, в таком сумбуре выделить центральные темы картины, но скорее всего – это летящая к Земле комета Дибиаски размером с Эльбрус (экологический вопрос) и бездействие в купе со вседозволенностью властей (политика). Остальные, конечно, тоже немаловажны, но поднимаются вскользь, не получая львиную долю экранного времени.
Погоня за рейтингами как СМИ, так и политиков, принижение значимости науки, безразличность общества к концу света, разобщенность людей, расизм, ложный героизм и вечный поиск выгоды — тем очень много, но на все поговорить автор не успевает, да это и не имеет смысла. Во-первых, банально не хватит времени, а, во-вторых, за всем не угнаться. «Не смотрите наверх» итак перегружена поднятыми проблемами. Если бы МакКей попытался раскрыть каждую, то вышел бы полный провал.
Подтверждением вышесказанного служат пародии на родню Трампа и миллиардеров. Персонаж Джона Хилла настолько гиперболизированный, что выбивается за рамки иронии и переходит в сюр. Он молится за материальные вещи (квартиры, дома, мебель), ворует речь из фильмов и со сцены называет рабочий класс (почти всех избирателей матери) низшими людьми.
Также непонятно, чем заслужили колкой сатиры миллиардеры? Точнее, насчёт Тима Кука очевидно. iPhone и другая продукция компании выходит каждый год и почти ничем не отличаются от предыдущей версии, а цены, порой такие, что Стив Джобс не смог бы себе позволить приобрести компьютер. Но причём здесь Илон Маск? Человек старается сделать мир чуть лучше. Выпускает электромобили в угоду экологии, исследует космос. Сомнительные поводы для высмеивания в блокбастере с центральной темой экологии.
Очевидно, почему мнения, касательно «Не смотрите наверх», разделились. Не всем нравится утрированная картина современного общества, оголяющая самые различные проблемы. Самоирония – сильное качество, но, увы, доступно далеко не каждому. Люди, видящие как высмеивают их недостатки обижаются, но звонко смеются над недостатками других. Пусть картина будет бесконечно смешной, но если хоть одна шутка заденет за живое, то тысяча остальных моментально перечёркиваются.
Большинство шуток в конечном итоге оказываются смешными. Может это не самая лучшая сатира на современную Америку, но смотрится «Не смотрите наверх» смешно и актуально. Мэрил Стрип с пародией на Трампа и её фотками со знаменитостями, расставленными по всему овальному кабинету, Ариана Гранде с Кидом Кади, пародирующие поп-звёзд, в частности самих себя, невероятно вписываются в фильм. Даже сквозные шутки в определённый момент выстреливают. В первый раз забавно, второй раз немного неловко, но в третий уже невероятно смешно.
Куда смотреть-то?
Здорово, что на фоне пафоса, политических игр и высмеивания глобальных проблем сценарий не забывает о чём-то простом и жизненном. На примере персонажа ДиКаприо «Не смотрите наверх» показывает простого человека, учёного, никогда не варящегося в котле большой игры. Всё, что Адам МакКей высмеивает, оказывает влияние на главного героя. В одночасье доктор Минди обретает и популярность, и власть, и рейтинги. Опьяненный пороками астроном ненадолго становится тем, кого корил незадолго до этого.
Благодаря Рэндаллу Минди режиссёр не забывает напомнить зрителям об обычных семейных ценностях. Люди с обложек часто обыкновенные, со всеми присущими каждому недостатками. Они падки на блага и далеко не идеальны. Человеческие отношения на фоне апокалипсиса и неизбежность смерти помогают главным героям осознать всю ценность друг друга, ценность родных и близких людей.
Монтаж фильма не раз создаёт контраст между «мирами». Документальные вставки с природой и животными резко сменяются городскими замусоренными улицами. Куча народа около президента и скромные семьи, смотрящие по телевизору происходящее. Верящие в приближение кометы на красивом концерте и пролетариат на выступлении президента.
Порой во время просмотра ловишь себя на мысли: «Хоть бы комета действительно упала на Землю и уничтожила их всех. Если люди настолько глупы, что разделились по поводу очевидного приближения гибели, продолжают загрязнять и убивать планету, искать лишь собственную выгоду, не думая ни о ком и ни чём, кроме себя и рейтингов, то может Земля правда больна, а комета — вакцина от человечества?»
С одной стороны понятно, что люди не верят в конец света, сколько мы их пережили уже? Но, когда факт становится очевидным, всё равно находятся те, кто отрицают существование небесного тела и подчиняются властям с призывом не смотреть на небо.
Правительство буквально хочет контролировать каждого человека. Им нужна власть и полное подчинение. Люди поднимают взор, когда ищут надежду, повод не сдаваться, обращаются к Богу, но в фильме власти в прямом смысле призывают: «Не смотрите наверх! Опустите головы вниз!». С одной стороны, это призыв не смотреть на комету. С другой метафора МакКея, что мы лишь игрушки в руках государства, которое желает, чтобы народ склонил головы и свято верил всему, что говорят с трибун и экранов телевизора.
Шо в итоге?
«Не смотрите наверх» не пытается быть типичным апокалиптическим фильмом, наподобие «2012». Первостепенно это комедия, сатира на современность, а уже потом фильм о конце света. Именно поэтому спецэффекты выглядят не такими внушительными, как в блокбастерах.
Даже если вам плевать на поднятые кинолентой темы, и вас не интересует скрытая за весёлостью серьёзность, скучно не будет. Комедийность сохраняется до самого конца, поэтому, в напичканной шутками на разные темы картине, каждый найдёт над чем посмеяться. Чем не прекрасное завершение очередного «тяжёлого года»? Только через призму комедии и остаётся жить в современном мире, иначе можно действительно сойти с ума.
Оооочень редкий действительно страшно смешной фильм. Научная фантастика как и было бы на самом деле.. Смотрю, и вижу «Россия 1»
Отзыв и рецензию пишу крайне редко. Последний раз писал лет 10 назад. Значит фильм действительно тронул.
Согласен насчёт «России 1».
Пародия на Трампа? Ну-ну. А может, всё-таки на Клинтониху?
Скорее всё-таки Трамп. Есть несколько доводов в эту пользу:
1) Клинтон никогда не была президентом, чтобы высмеивать её на этом посту. Никто не видел её поведения на должности главы страны, поэтому пародия на неё в окружении родственников и друзей у власти, как минимум, странная, как максимум, необоснованная.
2) Если смотреть фильм, то видно, что избиратели президента Орлин преимущественно обычные люди, фермеры и работяги, что скорее соответствует партии республиканцев, нежели демократам, у которых основная часть избирателей интеллигенция.
Исходя из этих двух причин, лично моё мнение сложилось в сторону Трампа, нежели Хилари Клинтон, но в любом случае, вы волны считать так, как вам вздумается.
Меня фильм просто потряс в хорошем смысле — блестящая злая лента, отражающая даже не вымышленное, а реальное состояние человеческой цивилизации. Сейчас, в начале 2023-го, это ещё более отчётливо видно — в телеведущих из фильма так и видишь в том числе росТВ, так же старательно не дающего телезрителям выйти из зоны комфорта, в то время как страна несётся к обрыву… И ещё. Я вижу в персонаже Стрип не Трампа, а отражение всего политикума, где в тех же США нет принципиальной разницы между респами и демами. Да Маккей и не выказывал себя ранее нигде сторонником Демпартии.