Фильм «Последняя дуэль» всё переносится и переносится, а нам надо бы уже понимать, стоит ли на него сходить в кинотеатры или нет. Что ж, давайте погрузимся в новую ленту Ридли Скотта и узнаем.
Синопсис
Франция, конец XIV века. Сын капитана Жан де Карруж (Мэтт Дэймон) женится на молодой и прекрасной Маргарите (Джоди Комер), сражается на благо своей страны и посвящается в рыцари, но постепенно лишается земель и капитанства в пользу бывшего друга, сквайра Жака Ле Гри (Адам Драйвер).
Когда после очередного похода Маргарита сообщает мужу, что в его отсутствие была изнасилована Ле Гри, Карруж решает бросить сопернику вызов и отстоять свою честь и честь своей жены. Им предстоит последняя дуэль на смерть, где только Бог рассудит, кто прав, а кто виноват.
«Расёмон» в Средневековой Франции
Основной отличительной чертой «Дуэли» становится пересказ с точек зрения трёх разных персонажей (Карружа, Ле Гри и самой Маргариты) одних и тех же встреч. Восприятие героев может быть настолько субъективно, что любая брошенная фраза окрашивается совершенно разными эмоциями. Приём прост и популярен (использовался начиная с «Расёмона» и заканчивая хотя бы «Точкой обстрела», где этих точек зрения аж шесть штук), однако от этого не менее изящен.
Вначале может показаться, что повествование чересчур рваное и слишком быстро скачет по хронологии событий, однако это чувство обманчиво, потому что все обрывки прекрасно соединяются и дополняются другими персонажами. Филигранная работа Ридли Скотта под отличный саундтрек делает просмотр крайне увлекательным.
Особенно хорошо получились батальные сцены — брутальные, но не безвкусные, такие, которые точно не оставят равнодушным. Когда на экране наконец происходит та самая последняя дуэль, талант Скотта играет всеми красками.
Актёрские работы фильма «Последняя дуэль»
Что хочется отметить в плане актёров? Во-первых, Адам Драйвер постепенно оттачивает своё мастерство и становится одним из лучших профессионалов Голливуда. Во-вторых, Джоди Комер удивительно удачно вписалась в сеттинг и отыгрывает свою героиню просто блестяще — похоже, что ей очень к лицу исторические роли.
Олдскульная пара «Мэтт Дэймон + Бен Аффлек» разливается мёдом по сердцу. Несмотря на то, что персонаж Аффлека гораздо больше экранного времени проводит с персонажем Драйвера, однако в тех сценах, в которых друзья всё же встречаются, от их замечательного взаимодействия невозможно оторваться.
Вообще Аффлек отрывается по полной, и это прекрасно сказывается на фильме. В этой суровой ленте он — настоящая отдушина для зрителя, как и молодой Карл VI в исполнении комедийно одарённого Алекса Лоутера.
Диалог о правах женщин или конъюнктура?
Итак, мы подходим к самой главной части рецензии. Потому что если в первой половине фильма кажется, что тем и сюжетных линий много, то в конце они все сводятся лишь к одной, в центре которой гордо стоит сильная и независимая Маргарита де Карруж.
С одной стороны, ведение диалога о правах женщины очень благоприятно накладывается на фон патриархальной Франции, в которой женщина не может даже отстаивать своё достоинство в суде, в которой жена — это собственность мужа. Никто и никогда не будет отрицать, что мы как общество должны расти и развиваться в сторону всеобщего равенства.
С другой стороны, нельзя отделаться от ощущения, что режиссёр и сценаристы используют реальную историю для того, чтобы в очередной раз угодить движению #MeToo. Потому что кроме нескольких диких представлений о беременности того времени в ход идут вполне реальные формулировки, которые используются против современных активисток движения. Практически дословно — соответственно, осознанно.
Вот и получается, что, выйди «Последняя дуэль» на несколько лет раньше, то её посыл был бы сугубо гуманистическим и позволил бы нам в очередной раз вернуться к обсуждению проблем насилия над женщинами. Но фильм вышел сейчас и идеально вписался в вездесущую феминистическую конъюнктуру. Совпадение?
В этом плане смущают два момента. Первый, чисто художественный: зрителю напрямую говорят, что правдивая правда одного персонажа правдивее, чем неправдивая правда других персонажей, что нарушает правила всего остального фильма. Второй: почему из раза в раз мы ретроградно осуждаем прошлое, к которому применяем нормы морали настоящего, и забываем про пресловутый принцип историзма? Почему вместо этого американцы не обращают взгляд на то, что не работает в мире сегодняшнем?
Простите, увлеклась.
Итог
Фильм портит только намеренное пропихивание очередной повесточки при помощи не совсем уместных аллегорий. Были бы параллели с #MeToo не настолько топорными, да избавили бы зрителя от лицезрения одной жестокой сцены целых два раза во всех деталях, то к фильму можно было бы выдвинуть абсолютный минимум претензий. Более того, даже с повесточкой «Последняя дуэль» прекрасна.
Фильм безусловно рекомендован к просмотру как лучшая работа Ридли Скотта за последние годы.