В космосе, но не о космосе. Рецензия на «Вызов» — главный российский фильм 2023 года

Вызов, Юлия Пересильд

Самая долгожданная и громкая премьера российского кинопроизводства — фильм «Вызов» — вышла на экраны. Первая лента, снятая на борту МКС, с реальными космонавтами и в невесомости. Много красивых слов, но достоин ли их сам фильм? Рассказываем, каким получился амбициозный «Вызов».

Во время работ в открытом космосе один из космонавтов МКС получает серьезную травму. Отправить его на Землю нельзя, по пути он умрет. Несмотря на риски и непредвиденные обстоятельства, руководитель полетов Волин (Владимир Машков) решает отправить в космос для спасения космонавта хирурга — Евгению Беляеву (Юлия Пересильд). Но прежде чем попасть в экипаж космических спасателей, ей вместе с коллегами-врачами (в числе которых Милош Бикович) придется доказать свою профпригодность и столкнуться с разными трудностями на Земле.

В российский прокат, наконец, вышел долгожданный масштабный проект Клима Шипенко «Вызов», в создании которого кто только не участвовал, просто посмотрите на список спонсоров ленты. Первый фильм в истории кинематографа, снятый в реальном космосе на борту МКС. Давайте разберемся, оправдало ли это кино вложенные средства и усилия? И каким в итоге получился тот самый первый фильм в космосе?

Вызов, Юлия Пересильд

Немного предыстории

История создания «Вызова» противоречивая, поскольку это не только кино. Лента неотрывно связана с судьбами непосредственно людей, занимающихся космосом в реальности. Ни для кого не секрет, что космонавты — люди, посвятившие всех себя идее изучения космических просторов. Чтобы оказаться в 350 км над Землей (а именно там находится МКС), им приходится большую часть своей жизни доказывать всем, что они пригодны для полетов не только интеллектуально, но и физически. А потом терпеливо ждать своей очереди в экипаж.

Фильм «Вызов» снимался при спонсорстве «Роскомоса», то есть в том числе и за бюджетные средства, а главное — в рамках федеральной космической программы полетов на МКС с уже ранее согласованным планом полетов. Ради съемок на международной станции для Клима Шипенко и Юлии Пересильд были выделены места на «Союзе». И это не могло не привести к изменению жизненных и рабочих перспектив одного российского космонавта — Андрея Бабкина, который 10 лет готовился к полету всей своей жизни (его сняли с полета, и он вряд ли когда-то полетит из-за возраста). Кроме того, из-за съемок был продлен срок пребывания на МКС тех исследователей, кто уже находился на станции (ведь «Союзы» не резиновые).

Нам никто так и не объяснит, почему нельзя было найти иной способ, чтобы и на елку залезть, и не ободрать одно место. И как бы не хотелось не сравнивать, но это неминуемо: другой не менее амбициозный проект Тома Круза, который тоже хотят снять в космосе, планируют сделать за счет частных вложений. А значит и астронавты NASA полетят, и сам пуленепробиваемый актер.

Еще одна больная точка «Вызова» — его предпремьерная маркетинговая кампания. Казалось бы, масштабный фильм с огромным бюджетом (более 1 млрд рублей) — почему не подготовить качественные промо и тизеры? Ответ тоже теряется в суете дней. В первом трейлере нам оставалось только гадать, о чем же будет фильм, ведь ролик по сути оказался бессодержательным.

И сами постеры, к сожалению, тоже не вызывали должного восторга. Как минимум возникал вопрос: а что «Вызов» — это фильм только про героиню Пересильд? Неужели тогда его нельзя было снять с меньшими затратами на Земле? Невольно напрашивается сравнение с другим нашумевшим блокбастером про космос — «Интерстеллар» Кристофера Нолана. У него был поистине звездный каст (Мэттью Макконахи, Энн Хэтэуэй, Мэтт Дэймон, Джессика Честейн, Тимоти Шаламе), но на главных постерах мы видим больше космоса, чем самих актеров.

А про слухи и интриги, касающиеся «потерянных» съемочных кадров и «проблем» Юлии Пересильд на борту станции — даже вспоминать не хочется. Если это была часть маркетинговой кампании для привлечения интереса, то жаль. Если же это были спекуляции недоброжелателей, которые утекли в массы, то тоже жаль.

Поэтому еще до премьеры фильма, несмотря на почетность и статусность, которую дарили слова о первом фильме, снятом в космосе, к проекту уже были вопросы. Каким же получился в итоге фильм?

Вызов, Владимир Машков

«Вызов» дан

Если кратко, то «Вызов» Клима Шипенко — фильм о чем угодно, только не о космосе. В ленте явно ощущается и влияние экшен-драмы «Гравитация» с Сандрой Буллок и более меланхоличной «Проксимы» с Евой Грин. Но при этом в «Вызове» космос не является действующим лицом, как было в других лентах. Здесь это просто интерьер, на фоне которого герои решают личные драмы, справляются с трагедиями и находят любовь. И усугубляет ситуацию еще слабый ритм развития сюжета, растягивающий хронометраж на два с половиной часа.

Проблема в том, что «Вызов» позиционировался, скорее, как лента о борьбе человека за жизнь в нечеловеческих условиях, по сути противостояние человека и космоса. Возможно, это пробел маркетинга, но в результате это сыграло злую шутку с фильмом, ожидания не оправдались. И в итоге перед нами местами мелодрама, местами производственная драма про медиков, местами психологическая драма, а иногда комедия абсурда (это в самом финале).

Это усугубляется и за счет атмосферы фильма, который никак не может определиться, кем он хочет быть — комедией, экшен-блокбастером или мелодрамой. Обилие шуток, причем далеко не самых остроумных, слишком большое, что не придает очарования, а наоборот утомляет. И совсем не спасает от медленного темпа развития сюжета.

Другое слабое место фильма — множество сюжетных линий, которые повисли в воздухе без какого-либо внятного объяснения. Как героиня справлялась с личной трагедией, и почему она до сих пор страдает? Как можно вылечиться от алкоголизма за неделю (и был ли там алкоголизм и почему?)? Что связывает главных героев? В конце концов, почему в космос полетела героиня Юлии Пересильд? Очень не хватает какого-то более вразумительного объяснения, чем фраза «просто она крутая».

Вызов, Юлия Пересильд

Другая злая шутка из-за маркетиговой кампании — завышенные ожидания по поводу демонстрации космоса. Понятно, что в кинематографе есть свои условности жанра, и под этим предлогом можно на многое закрыть глаза. Но простите, как космонавт может позволить себе выбросить на МКС в сторону спиртовую салфетку, которая будет бороздить просторы станции в невесомости? Или героиня Пересильд, которая раскидывается то куртками, то медицинскими инструментами на станции. Конечно, сцена, где около ее лица крутится инструмент — впечатляющая, но если вы заявляете о первом в истории кино фильме, снятом в космосе, то, пожалуйста, хотя бы соблюдайте нормы адекватности. Иначе зрители могут подумать, что на МКС и впрямь себя так можно вести.

Кроме того, лично у меня большой вопрос — почему героиня Юлии Пересильд на МКС вечно с распущенными волосами. Во-первых, это неудобно. И женщины-космонавты/астронавты обычно заплетают их в хвост (посмотрите кадры с Анной Кикиной). Во-вторых, летающая вокруг лица копна волос визуально не шибко красит образ героини. В конце концов, можно было бы это показать в нескольких кадрах для подчеркивания невесомости, но не все же время.

Вызов, Юлия Пересильд

Моя личная отдельная «любовь» — продакт-плейсмент в «Вызове». Я понимаю, что проект был очень дорогой, собирали деньги буквально по всей стране. Хорошо, проспонсировал вас банк «Тинькофф», но зачем же показывать абсурд, как героиня отправляет деньги с карты «Тинькофф» своей матери на Землю? Или помог вам «Мегафон», но зачем так топорно вставлять реплику, что в «Роскосмосе» ловит только «Мегафон». А еще Константин Эрнст, который в стиле Стэна Ли из Marvel, решил тоже оставить след в фильме не только спонсированием, но и упоминанием своего имени. Почему нельзя было сделать более гладко и естественно — вопрос повис в воздухе.

Пожалуй, самая незначительная претензия — к музыкальному сопровождению «Вызова». Весь фильм, до момента, как начали включать совесткие песни, меня не покидало ощущение, что композитор Сергей Черемисинов, написавший музыку, вдохновлялся Хансом Циммером. И это прекрасно, но вот только местами ощущение, что он не просто вдохновлялся, а еще и заимствовал куски из его саундтреков. Почему нельзя было сочинить что-то, пропитанное русской мелодичностью? Почему обязательно надо было вставить советские песни? Советское наследие, бесспорно, надо помнить, но о нем и так снято уже очень много фильмов (с соответствующей музыкой). Ради разнообразия можно было бы попросить Антона Беляева из Therr Maitz, он бы написал отличный трек. Или хотя бы сделал качественный ремикс на песню «Мы эхо».

Вызов, Юлия Пересильд

А есть что-то хорошее?

Все это звучит так, словно в фильме Клима Шипенко нет совсем ничего хорошего. На самом деле, есть. Прежде всего, надо сказать, что фильм снят красиво и с любовью. Особенно много интересных ракурсов было сделано при съемках на МКС, где Шипенко был и режиссером и оператором. Поэтому визуально фильм сделан качественно и притягательно, глаз радуется.

Кроме того, поскольку съемки были на борту реальной международной станции, а не на прототипе, созданном на Земле, то зрителю показывают внутрянку российского сегмента (конечно, на территорию других не пустили, не считая самого красивого места с масштабной панорамой на 360 градусов). Такую экскурсию в деталях редко можно увидеть (только если вы не фанат эфиров «Роскосмоса» и NASA, где члены экипажа станции часто показывают и рассказывают, как живут). Также интересно было понаблюдать за подготовкой героев в центре тренировок, где их измеряли, испытывали и раскручивали на центрифуге.

Главная заслуга «Вызова», пожалуй, — популяризация космоса, тех героев, которые сейчас несут вахту на МКС и продолжают раздвигать границы космического пространства. Циалковский, Королев, Леонов, Гагарин, Терешкова — перечислять имена совестких первооткрывателей и ученых можно долго, и их все знают. При этом мало кто знает имена тех, кто рискует своей жизнью сейчас, кто продолжает дело советстких мечтателей. Поэтому отдельно можно порадоваться за российских космонавтов, попробывавших себя еще и в роли актеров — Антона Шкаплерова, Олега Новицкого и Петра Дуброва — их имена теперь точно будут знать все.

Вызов, Юлия Пересильд

К сожалению, последние минут 20 фильма нивелируют все позитивные моменты фильма. История слишком сильно заземляется, притупляется, забывая про суровое космическое пространство, и все сужается до довольно банальной (если не сказать разочаровывающей) финальной сцены, где космос упоминается вскольз, как третий лишний. И лента заканчивается в стиле обычной любовной драмы.

За два с половиной часа между героями фильма проскакивают душевные, даже в каком-то смысле философские, разговоры. В том числе они обсуждают вечный вопрос — зачем люди стремятся в космос, когда даже не Земле не способны решить свои проблемы? На выходе из зала невольно возникает похожий вопрос — зачем было лететь в космос, чтобы снять мелодраму? Конечно, ответ на этот вопрос понятен, ведь теперь мы оказались первыми в космической киногонке. Российская киноиндустрия совершила прорыв, представив настоящий эксперимент — незабываемый киноэкспириенс (зрители в зале даже фотографировали экран с видами космоса). И все же из головы не выходит мысль, что «Вызов» мог стать чем-то большим, чем просто красивым набором кадров с МКС и популяризатором космоса в массе.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Надежда Васильева

Надежда Васильева

Журналист, автор Telegram-канала про кино movie_indahouse
Шмикаго / Шмигадун Предыдущий пост Голодная любовь Шмикаго. Рекап и разбор отсылок 4 серии второго сезона сериала «Шмигадун!»
Мои глаза закрыты: 8 фильмов со слепыми героями Следующий пост Мои глаза закрыты: 8 фильмов со слепыми героями

10 thoughts on “В космосе, но не о космосе. Рецензия на «Вызов» — главный российский фильм 2023 года

  1. Абсолютно не согласна с выводами автора. От фильма получила колоссальное удовольствие. Как будто сама побывала вместе с героями в космосе. Испытывала разные эмоции. И фильм как раз и понравился мне и шутками, и размышлениями, и просто человеческими переживаниями. В фильме достаточно и о космосе снято, и рассказано. И мне понравилось, что здесь космос представлен не как нечто угрожающее, пугающее, как в зарубежных фильмах, указанных автором статьи, а притягательным, пока еще неизведанным и красивым. И мне совершенно фильм не показался затянутым. Для меня время пролетело незаметно. Фильм живой, интересный. После просмотра захотелось больше познакомиться с космосом и узнать о жизни тех людей, которые выбрали себе профессию космонавта. А по поводу того, что космонавт какой-то не полетел из-за съемок — так это жизнь, сколько возможностей мы теряем здесь, на Земле? Тоже иногда полжизни тратим на подготовку, а в конечном итоге судьба предоставляет, казалось бы тебе предназначенное, тобой выстраданное, — другим. Здесь, на Земле , такое происходит очень часто, а иногда заканчивается трагично. Вы же не охаете по этому поводу? Фильм «Вызов» — в копилку лучших лент нашего кино. Отдельное спасибо и режиссеру-оператору, и актрисе, и безусловно космонавтам! Фильм однозначно рекомендую к просмотру.

  2. Фильм отличный, очень впечатляющий и совсем не затянутый. Пролетел на одном дыхании… И песня была выбрана правильная в оригинальном исполнении Анны Герман — ну какой римейк создал бы атмосферу такую? В зале многие, в том числе и я, плакали на этом моменте… Фильм потрясающий, смотрите обязательно, получите массу удовольствия! Из недостатков я бы отметила саму концовку — такой крутой фильм можно было бы закончить интереснее, чем поцелуем в лифте.

  3. Автор статьи и в космос летал, и музыку писал, и постеры рисовал, и в юмор могет. Все знает, всему научен. Все ошибки разглядит, ух, берегитесь, неграмотные создатели вместе с космонавтами! Музыка не та, трагедия не раскрыта, космоса мало, и у «Интерстеллар» постеры-то получше будут. Все не то.

    Фильм красивый, особой затянутости лично я не заметила, да, реклама грубовата, но появляется раза три за весь фильм, в кинозале никто не умер(видимо, смотрели за сюжетом и картинкой, а не спиртовой салфеткой, но автору виднее, конечно, как вести себя на МКС), по поводу концовки — было ожидаемо. Возник вопрос с выбором Евгении для полета, намеками, да и прямым текстом, говорится, кто где посоветовал, но в кадре четкого объяснения не было. Но, мне фильм понравился. И трогательный, и местами смешной, про людей и их поступки. Если космоса мало, поищите документалки, хотя в фильме съемки потрясающие. Песня Анны Герман — без слов.

  4. Я в восторге от фильма, музыки! Несколько раз пускала невольно слёзы. Я очень горжусь нашими космонавтами и актёрами! Мы как всегда впереди планеты всей!

  5. Авторке не нравится, что были вложены бюджетные деньги, но и реклама авторку тоже не устраивает. А мне кажется наоборот, отлично, что частные компании вложились и получили продакт плейсмент — да, немного навязчивый, зато всего лишь 3 раза, и, кроме того, добавляющий реальности — ведь все из нас пользуются этими продуктами, как и героиня. В целом, в комментариях все расписали — это действительно, очень не профессиональная и откровенно никчемная рецензия.

  6. После прочтения подобного текста, хочется выдать классическое — «статья баян, автор му*ак», хотя возможно в данном случае уместны некие феминитивы.
    Рецензия на фильм, но не рецензия. За каждым словом умствования и псевдо профессиональных замечаний — один единственный посыл: вот посмотрите какие молодцы на западе, а вот нашим браться не стоило, на западе вот скоро-скоро будут ещё большие молодцы, а вот наши-то куда в калашный ряд со своим суконным. Текст очень плохо пахнет — пахнет заказухой, злобой, завистью непричастности к чему-то великому и серьёзному, да просто непрофессионализмом.
    Хорошо, что зритель исчезающе редко читает такие «реценции». Он идет в кинотеатр и голосует за фильм своим кровным рублём, ведь фильм-то — отличный!

    1. Спасибо большое за ваше мнение!
      Вы, видимо, относитесь к той категории зрителей, которые, по вашим словам, редко читают «такие «рецензии»». Мне вдвойне радостно, что вы не просто потратили время и прочитали мою рецензию, но еще и не поленились показать весь ваш могучий русский язык, продемонстрировав широту и глубину вашего мнения.
      Книг для пополнения лексикона я советовать не стану, можете ограничиться роликами на YouTube, снятыми в прямом эфире на МКС. Если что возвращайтесь, обсудим и их.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *