50 оттенков серой морали: рецензия на эротическую мелодраму «Непослушная»

рецензия непослушная

14 февраля в прокат выходит эротическая мелодрама «Непослушная», отечественный ответ «50 оттенкам серого» с Александром Петровым в главной роли. О том, почему этот опоздавший веков на семь фильм наводит на мысли совсем не о любви, а по привычке – о России, рассказываем в нашей рецензии. 

Студентка экологического факультета Эльвира (Анастасия Резник), собственно, титульная непослушная, всё своё свободное время посвящает защите природы – учит людей кормить уточек, спасает собак, поддерживает парня в инициативе по спасению кур. Но одним приятным утром перед ней встает задача уже титаническая – защитить битцевский лес от вырубки.

Вырубить лес для строительства небоскреба Битц-Тауэр (да, серьезно, Битц-Тауэр, еще и форма отчетливо фаллическая) хочет молодой миллионер и инноватор Матвей Рысак (значительная идея закладывалась – Рысак, очевидно, наводит на мысли о жеребцах), сыгранный Александром Петровым. А поскольку битцевский лес, как анонсируется в фильме, это легкие Москвы, то Петров в данном случае как бы портит воздух. И кажется, что это не самая плохая мысль для картины, но потом выясняется, что сердце у героя золотое, как и руки (притом во всех смыслах), да и всё остальное, простите, тоже.

Чтобы спасти парк студентка заключает с героем Петрова договор: если она неделю проживет с миллионером, все желания которого обязана будет исполнять, и захочет после этого уйти, то он откажется от строительства своего небоскреба в лесу. Казалось бы, что может быть проще – захотеть уйти из-под чужой власти? Но герой Петрова знает, что в России с мужчинами при власти не расстаются по 20 лет, особенно если они вас эксплуатируют, как вещь. 

50 оттенков серой морали: рецензия на эротическую мелодраму «Непослушная»
Кадр из фильма «Непослушная»

Уже на моменте завязки – студентка и молодой миллионер,  специфические сексуальные предпочтения последнего, юридический договор – невольно всплывают в памяти «50 оттенков серого», нашим ответом которым как бы является «Непослушная» (на самом деле это рип-офф, а не ответ, что-то вроде индонезийской «Леди-терминатор» по отношению к фильму Кэмерона). Если бы не стремление авторов назвать фильм в духе плохого порно, можно было бы предложить для картины название «50 оттенков серой морали», поскольку – и странно, в общем, это говорить – фильм «Непослушная» плох не собственно тем, что это плохое кино, а тем, что это кино аморальное, что заметно даже в сравнении с американским оригиналом.

Роковое различие между «Непослушной» и «Оттенками» лежит в области не столько эротического (хотя Дорнан в роли Ричарда Гира для миллениалов убедительнее Петрова), сколько политического: героиня Джонсон — представительница среднего класса, а в России его нет, поэтому значительная часть конфликта, двигавшего оригинальный сюжет теряется. Для Анастейши Стил отношения с миллионером означали потерю свободы и потому были сомнительной идеей, а для Эльвиры отношения с Петровым потерю свободы не означают, поскольку что, простите, терять, и вся их привлекательность или непривлекательность упирается уже исключительно в сексуальность Петрова. В этом есть, конечно, проблема.

К тому же договор Грея и Анастейши был набором четко прописанных правил, а договор Матвея и Эльвиры нужен преимущественно, чтобы найти в нем юридическую неточность – половой акт под запретом, а мастурбация, например, нет – и вообще используется не чтобы установить условия отношений, а чтобы сформировать у героини стокгольмский синдром, который, в рамках импортозамещения, давно уже пора переименовать в московский. 

Договор Матвея  с Эльвирой построен на твердом понимании, что в России, оказавшись в рабстве, мало кто так уж стремится из него выбраться, а в данном случае и зачем? Тепло, уютно, белый шоколад (не спрашивайте), возможность посмеяться в лицо гаишникам, которые посмели задержать развлекающегося миллионера и его спутницу, проехавших пол-Москвы на скорости звездолета. В этом смысле, кино, которое настолько некритически относится к привилегиям тех, кто, в силу рождения в правильной семье, пользуется не властью даже, а безнаказанностью, заставляет сопереживать гаишникам, и это, надо сказать, почти что чудо. Хотя если бы в какой-то момент фильма Москву атаковал Годзилла, симпатии множества зрителей наверняка были бы и на его стороне

«Непослушная» напоминает фильм «Левиафан», в котором протагонистом становится сам Левиафан, а классовое неравенство, экономический разрыв, бессилие одних и всесилие других оказываются не печальными реалиями жизни, проявлениями глобальной несправедливости, пережитками феодального общественного устройства, а, в общем, мечтой, практически характеристиками града божьего. Авторы боготворят богатство, деньги оказываются в картине объектом сексуального вожделения, журнал Forbes заменяет журнал Playboy, а сексуальное раскрепощение Эльвиры, обязательный в таких фильмах троп, иллюстрирующий самопознание, здесь предстаёт в значительной мере как классовый переход.

При этом «маленьким людям», которые в рамках картины преимущественно гадкие (как декан) или смешные (как сосед парня Эльвиры), даётся право на искренность, право быть даже немного трогательными, печь пирожки «как в детстве», да что уж там — даётся право существовать, что, очевидно, в представлении создателей, уже большая, незаслуженная милость. Штука в том, что существовать после этого фильма хочется даже меньше, чем до него.

50 оттенков серой морали: рецензия на эротическую мелодраму «Непослушная»
Кадр из фильма «Непослушная»

В лучшие свои моменты «Непослушная» напоминает новый сезон «Холостяка», снятый режиссёром клипов Егора Крида под музыку из эфира радио Energy, и в этом качестве её даже можно смотреть, а когда в кадре появляется матерящийся Ян Цапник, сложно даже этого не делать – наблюдать за большим артистом (сериал «Последний министр» тому подтверждение) всегда приятно, хотя некоторая неизбирательность Яна Юрьевича может, наверное, смущать. Однако в остальные моменты, которых больше, фильм напоминает даже не рекламу бритвенных принадлежностей, как «50 оттенков серого», а экранизацию порно-версии Домостроя, и не то что достижения мысли новых левых и феминисток третьей волны, но даже идеи суфражисток на фоне этого зрелища представляются чем-то недостижимо новаторским.

Те же, кто досидит до финала, вероятно, вспомнят маму, может быть – Бога, может – Мишеля Фуко с его разумной мыслью, что любовные практики тесно связаны с практиками властными. В конце, и это не будет большим спойлером, Матвей Русак связывает любимую и любящую Эльвиру в технике шибари и подвешивает её, доставляя и себе, и ей некоторое удовольствие, в то время как однокурсник Эльвиры, бедный и потому непривлекательный (сексуальность в фильме тесно связана с размером кошелька), в параллельном монтаже удовлетворяет себя сам.

Легко подумать, что это финал фильма Ларса фон Триера – «Дома, который построил Джек», например. Там герой тоже втирался в доверие, пропагандировал свой образ жизни, да и вообще. Но Джеку нужно было убивать женщин, жизнь была трудной, конец близким, ад страшным, а здесь ад обжит и благоустроен и даже убивать никого не надо – все уже мертвы, и невольно кажется, что ни по ту, ни по эту сторону экрана всё это никогда не кончится. 

Понравился материал? Поделись с друзьями:

2 февраля на ITVX довольно скромно состоялась премьера трёхсерийного мини-сериала «Нолли» с Хеленой Бонем Картер в роли британской телезвезды 60-х и 70-х Ноэль Гордон, игравшей в мыльной опере «Перекрёсток» почти 20 лет. Рассказываем, почему история внезапного увольнения посредственной актрисы из посредственного сериала — интересный способ провести вечер, и причём тут феминизм. Предыдущая запись Отчаянные домохозяйки: рецензия на мини-сериал «Нолли» (2023)
Моя пиратская свадьба, Дженнифер Лопес, Джош Дюамель Следующая запись Экшен-ромком «Моя пиратская свадьба», или Как спасти любовь с дробовиком и в свадебном платье

15 thoughts on “50 оттенков серой морали: рецензия на эротическую мелодраму «Непослушная»

  1. абсолютно с вами согласна! Фильм на 2 балла из 10. Все очень плохо. Мотивация персонажей, сценарий, развитие сюжета и тд — ужасно.

  2. Ничего не понял из вашей рецензии, кроме того, что фильм вам не понравился, вы очень сильно на что-то обижены за всё и вся, из-за чего пытаетесь кому-то что-то доказать.

    Вполне возможно, что фильм «не очень», оценка зрителей низкая и прочие признаки.

    Я допускаю…

    Нельзя ли как-то писать по понятнее и попроще?

    Неужели все остальные, те самые простые смертные, якобы обделённые, по вашему мнению, по обе стороны экрана, хотя бы нормальную рецензию фильма не заслужили?

    1. Есть масса других более понятных рецензий, а автор не обязан вам угождать.

  3. Рецензия , наконец-то настоящая Рецензия! Спасибо за точность, честность, сатиру, искренне посмеялась в нескольких местах. Фильм вызывает широкий спектр негативных чувств, от простых, лежащих на поверхности, до глубинных, уводящих далеко от жанра фильма.

  4. Фильм ужасный, и это мягко сказано. Как Петров на это подписался

    Не из моих любимых актёров, но все таки в его фильмографии есть достойные фильмы. А это даже фильмом трудно назвать. Невнятная нарезка рандомных сцен, логики в происходящем нет. Героиня, это отдельный кринж. Она никакая. Смотреть на ее потуги крайне неинтересно. Согласна с другими комментариями «50 оттенков» шедевр по сравнению с этим трешем под названием «непослушная»

  5. После данной рецензии прям захотелось посмотреть, что это за невнятное нечто вновь родилось в мире российского кинематографа 😂

  6. Спасибо за рецензию! Мне кажется, ЦА таких фильмов существует только в больном воображении авторов. Они видят своего зрителя алчным тупым быдлом и очевидно ненавидят его. И вряд ли сами будут пересматривать свои фильмы.

    К сожалению, мне кажется, таких фильмов аля «эротическая версия книг Новоселова и Протопопова» будет всё больше и больше, тупо потому что раз на Западе пытаются топить за равноправие, то у нас надо топить за мужерабынь. И единственной альтернативой будет не менее гадкий нафталин про пилящую жену со скалкой, злую тещу, мерзких детей и бухич в гараже, вроде «Папы против мам», который идёт параллельно в прокате.

  7. Фильм настолько убогий, что зашёл предупредить об этом всех! Это нельзя смотреть! Это что вообще такое?? Как этот шлак вообще в прокат выпустили? Реально, хуже «фильма» я не смотрел… Даже фильмом нельзя это назвать. Какой-то краткий пересказ мыслей, пришедших в голову сценаристу после пьянки, который пытается вспомнить их..

  8. Если не хотите полного разочарования, пойдите на другой фильм.

    Начну с того, что на данное «творение» беспощадного импортозамещения можно попасть разве что случайно, как и произошло, собственно, в моем случае.

    Данный проект — скорее всего, ответ российского кинематографа «50-ти оттенкам серого».

    Фильм заявлен, как мелодрама, но это порно-пошлятина 50-ти оттенков нашей серости с некоторыми напоминаниями дилогии «Духлесс».

    Прочитайте описание к фильму предположила, что там про экологичность главной героини, которая будет топить за борьбу с вырубкой леса и прочее. Но нет, все экранное время было занято сексом.

    Главная героиня, хотя это звучит кощунственно по отношению к данному персонажу, в моем представлении должна была предстать высокоморальной 20-летней студенткой-экоактивисткой, но даже не в финале, а в самом начале она превращается в мутное размытое пятно, демонстрируя полное несоответствие своим якобы принципам.

    Итак, главная героиня….. Хотя, нет там никакой главной героини, ее накачаные губы, намертво заламиниррванные брови, деревянное лицо, все это модно и современно конечно, но никак не вяжется с образом яркого эко борца.

    Отдельно следует отметить, что никак не соответствует заявленному эко активисту, персонажу Резник, напиться в клубе, сесть пьяной за руль и ради спасения собак выпустить некоторых из них на улицу в холодину, проснуться с утра и обалдеть, где ты и что с тобой было вообще.

    Образ героя Петрова: манеры, одежда, машина, дом, подарки, эротические сцены — все в избитом стиле «принца на белом коне» для молоденьких и глупых девочек.

    В итоге, полная деградация «героини» в конце фильма. В начале нам показали студентку университета со своим блогом, хорошим другом (на котором показали, как беспринципно подобные барышни выбрасывают на периферию своей жизни отношения), жизненной позицией и ценностями. В конце фильма стирание личности, демонстрация упадка морально-нравственных ценностей в угоду…. Чему? Что нам хотели показать? Похоть и пошлость женской натуры? Деградацию личности? Но я вер не любовь небывалую!

    А ведь смотря это, молодые и неокрепшие умы девчонок могут и многие расценят это как руководство к действию. Вот это на самом деле УЖАСНО! На этом слове «ужасно», пожалуй, завершу. К просмотру не рекомендую. Будь моя воля, вообще бы убрала из кинопроката.

  9. Рецензия весьма добротная, ничего не скажешь. Но вот «Домострой» не надо трогать. Что вы знаете про «Домострой»? Для вас это слово ругательное, но так ли уж мы богатили свою интимную жизнь после «Домостроя»? Скорее, испохабили. Я не хочу растекаться мыслью по древу, фильм явно того не заслуживает, остановлюсь лишь на нескольких моментах, которые показались мне примечательными. Во-первых, тема «спонсор-содержанка». Война обогатила ещё больше и без того богатеньких и резко понизила градус бедности среди нищих, особенно среди женщин. Они по-прежнему поют на форумах о прелестях одиночества и каких-то там правах, а сами только и мечтают о том, чтобы продаться подороже. 9 мощных сайтов знакомств, платных, с великолепно организованной службой безопасности превратились в рынки продажной любви. С точки закона, кстати, ни к чему тут не придерёшься. Мужчина сходится с девушкой, реже с женщиной, и материально ей помогает. Иногда это сочетается с эскортом, посещением ресторанов, театров, выставок. Да-да, особенно это актуально для студенток. Я знаю очень много таких вариантов среди моих знакомых и малознакомых и даже «век бы их не знать» девушек. Причём редко кому из них удаётся проскочить на «классику», в большинстве случаев приходится заниматься далеко не безопасным для здоровья «жёстким» сексом, в частности БДСМ. Почитайте интернет, практически все сексологи твердят о пользе БДСМ для оживления приевшихся супружеских отношений, да и любого секса, чтобы не выглядеть отсталой, фригидной в этом вопросе. Что касается самого фильма, то самостоятельного значения он не имеет. Если это пародия, то большой кусок из «Текста», где уже сам Петров и любуется домашним порно и, соответственно, мастурбирует, ещё как-то оправдан, а всё остальное уж точно «50 оттенков» на российский лад. Только балалаек здесь и не хватает. Вот только причём тут экология, особенно собаки в таком числе? Вместо балалаек и медведей на поводке, что ли? Ну «послушалась» героиня в финале, полностью её поработили, и в чём мораль? Век такой содержанки обычно недолог: от трёх месяцев до года максимум. Дальше: либо ей удаётся проскочить в БП (бытовые проститутки), о них можно обогатить свою эрудицию четырьмя сезонами сериалов, которые почему-то так скромно и называются: «Содержанки», либо поменять спонсора (по горизонтали или по вертикали, как повезёт — в этом бизнесе четыре уровня. Ну что, порадуемся за героиню? Уж теперь-то она без высшего (во всех отношениях) образования не останется. И за наш отечественный кинематограф, который обогатился очередной красивой пошлятиной? И за наших «красавиц», которым фильм уж точно понравится.

    Николай Бредихин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *