Всех нас с возрастом подведёт собственные тело и разум. С этим можно пытаться бороться, но победить практически невозможно. «Отец» – пронзительная драма о боли и беспомощности перед лицом старости, которая не оставит равнодушным никого.

Отец по имени Энтони

На первый взгляд Энтони потихоньку, но вполне достойно доживает свой век в своей личной квартире, настроен против всяких сиделок и абсолютно уверен в остроте своего ума. Он любит организованность и порядок, поэтому очень привязан к своим наручным часам и расстраивается, когда не может их найти.

Правда же заключается в том, что Энтони страдает от старческой деменции и зачастую не понимает, что происходит вокруг. Он не осознаёт до конца, что с ним что-то не так, поэтому иногда просто позволяет себе существовать в предложенных (как ему кажется) обстоятельствах.

Отец, Энтони Хопкинс

Сэр Энтони Хопкинс гениален. Точка. То, что он показывает перед камерой, невозможно объяснить одной только хорошей режиссурой или грамотной работой оператора. Его персонаж тот ещё фрукт, но при этом ему невозможно не сочувствовать, не чувствовать его растерянность и боль.

Дочь по имени Энн

Хоть повествование «Отца» и происходит от лица Энтони, не меньшую роль в фильме играет его дочь Энн в исполнении удивительной Оливии Коулман. Отец прекрасно видит и замечает, что происходит с его дочерью, но не умеет как следует это осознать. А испытывает она ту же боль и беспомощность, что и он.

Не знаю, стоит ли в сотый раз говорить о потрясающем таланте Оливии. Эту её работу можно отнести к чуть более тонким, с большим акцентом на внутренние переживания. Однако я не могу не выделить Флориана Зеллера и Кристофера Хэмптона за прекрасную сценарную работу, персонаж Энн остаётся правдоподобным во всех ситуациях.

Отец, Оливия Колуман

Чем «Отец» похож на «Помни»

Помимо работы над сценарием Флориан Зеллер также занимался режиссурой. И это потрясающая работа, которая чем-то слегка напоминает совсем недавнюю «Думаю, как всё закончить» – иногда на экране что-то меняется, и мозг зрителя не сразу может понять, что именно изменилось, но появляется подсознательное ощущение неправильности и неестественности происходящего. Только в отличие от работы Кауфмана, в «Отце» почти отсутствует недосказанность, хоть разжёвывать вам ничего и не будут.

Раз уж мы заговорили про картины, которые близки этой картине по духу, не могу не вспомнить одну из самых ярких и интересных работ Кристофера Нолана «Помни». В обеих картинах при помощи нестандартных кинематографических приёмов зрителя пытаются погрузить в психику больного человека, проиллюстрировать, что именно происходит у них в голове и как это выглядит со стороны.

Отец, Энтони Хопкинс

Только вот целей эти картины добиваются разных. Если «Помни» всё же больше детектив, то «Отец» – это личная трагедия небольшой семьи, которой сможет сопереживать практически любой человек с похожими семейными условиями.

Эмоциональный накал или немного о личном восприятии

В настоящее время постепенно в моду входит одна английская фраза, «trigger warning», которая означает предупреждение о том, что дальше будут обсуждаться темы, на которые некоторые люди могут болезненно отреагировать в связи с нехорошими ассоциациями и параллелями с личным опытом. Так вот, на этот фильм хочется навесить огромный «trigger warning», ибо людям, которые так или иначе проходили через подобный опыт со своими близкими, будет действительно тяжело смотреть «Отца».

Приведу пример. Фильм я, ваша покорная слуга, смотрела не в одиночестве. К началу титров мой спутник, хоть и оценил фильм, не мог сказать, что как-то по-особенному его воспринял. В то время как я была эмоциональной развалиной и ещё полчаса пыталась взять себя в руки.

Отец, Оливия Колуман, Энтони Хопкинс

Этот фильм вызывает боль. Даже скорее напоминает о той боли, которую ты уже почти забыл или пытался забыть, боль и беспомощность, желание и неумение помочь.

С другой стороны порой такой небольшой катарсис – именно то, что нужно человеку, чтобы осознать как следует контекст обстоятельств, которые окружают его в жизни. Если художественному произведению удалось вызвать нешуточный катарсис – значит, произведение точно на голову выше большинства других.

Зато теперь я точно знаю как минимум один фильм, который войдёт у меня в топ лучших фильмов 2021 года.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

розовое облако Предыдущий пост «Розовое облако» — фильм о карантине до карантина
Кто такой Брайан Даффилд, и почему его фильмы настолько классные Следующий пост Кто такой Брайан Даффилд, и почему его фильмы настолько классные

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *