Шахматы — новый чёрный. Благодаря фурору, который произвёл сериал «Ход королевы», интерес к этой игре вновь взлетел до небес. Поэтому неудивительно, что свежие проекты о шахматах приковывают столько внимания. И любопытно, что именно сейчас на свет появилась новая экранизация «Шахматной новеллы» Стефана Цвейга, одного из самых известных литературных произведений на тему. Фильм получил название «Королевская игра» (Schachnovelle), а его постановщиком выступил Филипп Штёльцль, человек снимавший клипы для Rammstein, Garbage и Evanescence, а также создавший неожиданный народный хит «Лекарь: Ученик Авиценны». И забегая вперёд, надо признать, что ему удалось очень достойно перенести на экраны сложное и многослойное повествование Цвейга.
Неожиданное спасение от пыток
В 1938 году австрийский нотариус по имени Йозеф Барток (Оливер Мазуччи из сериала «Тьма») пленён гестапо сразу после вторжения Германии на территорию Австрии. От него требуют выдать данные к королевским богатствам и другим важным счетам. Но Барток отказывается сотрудничать с нацистами. В надежде добиться желаемого его подвергают пыткой изоляцией: лишают всяких контактов с внешним миром, запирая в главном отеле Вены.
Когда Барток оказывается близок к тому, чтобы начать сходить с ума, ему в руки попадает книга с лучшими шахматными партиями в истории. Она становится его спасением…и наваждением.
Игры разума и борьба против системы
О сюжете фильма «Королевская игра» сложно говорить, не раскрывая деталей. Здесь параллельно развиваются две истории: непосредственно часть с изоляцией Бартока и рассказ о том, как в будущем ему же случайно доводится столкнуться с чемпионом мира по шахматам на корабле, идущем в Америку.
Поначалу может показаться, что эти сценарные линии не слишком связаны или носят сугубо последовательный характер. Но в действительности всё гораздо сложнее и запутаннее. Прошлое и настоящее постепенно сливаются в единое. А понимание что из этого правда, что вымысел остаётся на откуп зрителям.
Но «Королевская игра» интересна не только играми разума. Магистральной темой повествования выступает противоборство человека и системы. Мотивы Бартока не выдавать данные по счетам могут показаться неочевидными, но за этим стоит чёткая уверенность в собственных принципах. Гражданская позиция, если угодно. И предавать их герой не намерен даже перед лицом режима Гитлера и угрозой лишиться жизни. Это вызывает неподдельное уважение.
Во многом эта фабула напоминает недавнюю работу Терренса Малика «Тайная жизнь», где другой австриец отказался служить нацистской Германии из-за принципиального нежелания убивать ни в чём неповинных людей. Поэтому интересно следить за тем, как одну и ту же по сути тему разные авторы интерпретируют и подают по-своему.
И, конечно, шахматы
Сердцем истории выступают шахматы. Любителей этой игры порадуют упоминания таких мастеров, как Александр Алёхин и Ефим Боголюбов, и их знаменитой партии от 1922 года. Поклонникам интеллектуальных параллелей понравится тонкое сравнение шахмат с любыми -измами с их систематичностью, неуклонным следованием правилам и стремлением подавить эго человека.
И пусть сами шахматные партии в фильме «Королевская игра» получились не такими захватывающими и доступными широкой аудитории, как в пресловутом «Ходе королевы», дух местами всё равно перехватывает. Особенно в кульминационной сцене, где Филипп Штёльцль продемонстрировал огромный потенциал в режиссуре, мастерски расставив акценты и доведя напряжение до абсолюта. После таких эпизодов лишний раз убеждаешься, что даже такая вещь как шахматы при правильной подаче может вызывать эмоций не меньше, чем какая-нибудь забойная экшн-сцена.
Бесконечно прекрасный Оливер Мазуччи
В фильме сложился пазл из увлекательной небанальной истории, классной режиссуры и выдающейся актёрской игры. То, что продемонстрировал Оливер Мазуччи, назвать иначе как искусством не повернётся язык.
Его герой, поначалу заносчивый и самовлюблённый, проходит удивительные трансформации. Оказавшись в плену собственного разума, он, подобно Одиссею, пытается вернуться домой и стать тем, кем был прежде, словно не осознавая, что как прежде уже не будет. Мазуччи транслирует это самыми разными способами: от молчаливых сцен наедине с самим собой до пробирающих до дрожи эпизодов с пытками и тихих трогательных моментов с женой. По итогу хочется сказать только: «Браво!».
Стоит ли смотреть фильм «Королевская игра»
Филипп Штёльцль немного переиначил оригинальное произведение Стефана Цвейга. Он добавил ещё больше путаницы, практически стерев границы между реальностью и фантазией. Но при этом его финал получился менее открытым и более понятным аудитории. Пожалуй, это единственное спорное решение в практически безупречном фильме о невероятной силе воли человека и потрясающей глубине игры в шахматы.
«Королевская игра» в прокате с 14 октября.
Трейлер: