«Рука Бога» участвовал в основной программе Венецианского кинофестиваля и выиграл целых 8 наград, в том числе Гран-при жюри — вторую по значимости награду. В гонке за «Оскар» новая лента Соррентино явный фаворит в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» (тяжеловато будет тягаться нашему «Разжимая кулаки», если пробьётся в номинацию). Картина одного из самых известных современных итальянских режиссёров во многом автобиографична, а перенести историю на экран постановщик планировал на протяжении двадцати лет.
Шо по сюжету?
Неаполь. Середина восьмидесятых (если быть точным, то начало лета 1984 года). Зрителю показывают жизнь большой итальянской семьи с разношёрстными персонажами. Кто-то умеет жонглировать апельсинами и любит разыгрывать людей, кто-то ходит летом в шубе, показывая свой достаток, кто-то берёт взятки арбузами и шампанским, кто-то психически нестабилен из-за бездетности и не стесняется загорать голышом. Всё семейство саркастически общается друг с другом, шутит абсолютно на любые темы: от веса до возраста.
Все эти странноватые люди собрались за одним столом, дабы обсудить последние новости и познакомиться с ухажёром одной из тёток. Она — полная (мягко сказано) сорокадвухлетняя дама, он — хромой ветеран полиции Венеции на пенсии, разговаривающий с помощью специального устройства. Неудивительно, что их союз вызывает свежую волну шуток со стороны родственников, но больше всего каждого члена семьи (да и весь Неаполь) будоражат слухи о переходе великого Диего Марадоны из «Барселоны» в «Наполи».
Для города (в частности, для главного героя) подобный трансфер кажется чем-то на грани мечты. Фабьетто (молодой Филиппо Скотти, получивший Приз Марчелло Мастроянни лучшему молодому актёру) даже перед выбором, поставленным братом (Марлон Юбер): переспать с объектом обожания тётей Патрицией (Луиза Раньери) или Марадона в «Наполи» — выбирает второй вариант. Знаменательное событие всё-таки происходит. Каталонцы продают аргентинца за 13 миллиардов лир, а отец Фабьетто (Тони Сервилло, любимчик Соррентино) дарит сыну абонемент на домашние матчи в сектор «Б». И в один день родительский подарок (и сам Марадона) сыграют важнейшую роль в жизни молодого парня.
Настала пора возвращаться домой
Действия картины «Рука Бога» происходят в Неаполе, родном городе Паоло Соррентино. Режиссёр вернулся на малую родину для съёмок довольно личного и сокровенного кино. Первая половина фильма получилась невероятно весёлой и ироничной, но в определённый момент лента превращается в печальную драму о взрослении. Главный герой скитается по Неаполю, катается с новым другом-контрабандистом на мотоцикле и лодке, ходит в кино и театр, слушает музыку в плеере, но совершенно не знает, что таит в себе будущее.
Благодаря Фабьетто Соррентино прорабатывает незакрытые детские гештальты и прощается с собственной молодостью. Конфликт картины вообще находится в самом конце. Всё, что происходит до — это медленная рефлексия, тёплые воспоминания и медитативное погружение в собственное прошлое. Постановщик будто переворачивает закрепившиеся устои кино. Обычно в начале происходит переломный момент в жизни героя, а после начинается основное действие. «Рука Бога» сперва знакомит зрителей с прелюдией драмы, а буквально после формулировки конфликта начинаются титры.
Камера Дарьи Д’Антонио переносит нас на несколько десятилетий назад, в юность постановщика. Неаполь — обычный итальянский городок, ждущий приезда мировой звезды. В отличие от «Великой красоты» или сериалов про Папу, «Рука Бога» не старается пестрить гламуром и роскошью (исключая, конечно, всю гламурность Марадоны как персонажа). Фильм о собственной молодости и родном городе режиссёр сделал не таким масштабным и размашистым, как прошлые киноленты, хотя хрустальная люстра, лежащая на полу посреди комнаты, в заброшенном дворце всё же ставит под сомнение этот факт.
Но Неаполь выглядит очень простым и скромным городом в кадре. Действительно, грандиозности по меркам Соррентино поубавилось, но любовь к Неаполю со стороны автора от этого не уменьшается. Открывающие титры на фоне панорамы города и величественный Везувий, не раз появляющийся на экране, доказывают нежные чувства режиссёра к малой родине.
Даже в сцене встречи Фабьетто с Антонио Капуано (режиссёр, преподаватель и наставник Соррентино в реальной жизни), при изъявлении юношей желания поехать в Рим для поиска идей к будущим фильмам, Капуано резко высказывается в сторону Фабио и с нежностью произносит, что и в Неаполе полно нерассказанных интересных историй, а в Рим на поиски едут только идиоты.
Зритель в тишине вынужден следить за происходящим на экране, так как в фильме почти нет закадровой музыки. Изредка созерцание нарушают печальные мотивы струнных инструментов, но даже главный герой, всегда носящий с собой плеер, во время погружения в мир музыки будто ничего не слушает. Соррентино включают нам тишину и лишь под конец, когда Фабьетто определяется с будущим, и в последний раз в кадре надевает наушники, зритель слышит «Napule È» Пино Даниэле.
Идол на поле, рок-звезда за пределами
Несмотря на то, что Марадона, по сути, не появляется в «Руке Бога», да и фильм по большей части даже не про него (хотя во время съёмок многие думали, что Соррентино создаёт байопик), футболист является важной частью истории. Во-первых, значимость Диего для неаполитанцев не один раз подчёркивается (один дядя Фабьетто даже признаётся, что если аргентинец не перейдёт в «Наполи», то старик наложит на себя руки). Во-вторых, герой просто сходит с ума от гениального футболиста. Ходит на матчи, вешает плакаты над кроватью, даже ищет лицо гения среди обычных жителей города. В-третьих, Диего как-никак сыграл определяющую роль в жизни Фабьетто-Соррентино (знатоки биографии наверняка давно догадались о чём речь, для остальных же не хочу раскрыть, возможно, одну из сильных сцен в фильме).
На «ЧМ-1986» у экранов телевизора итальянцы болеют за Аргентину (конечно, родная сборная поехала домой после 1/8 финала). Во время матча с Англией Марадона забивает два своих, наверное, самых известных гола в карьере. Первый носит название, одноименное киноленте, «Рука Бога», так как 10-й номер отправил мяч в ворота кулаком, но его засчитали. Второй же называется «гол столетия», забитый через четыре минуты после первого. Марадона прорвался в штрафную, обыграв шестерых соперников, включая вратаря (спустя 30 лет другой великий аргентинский футболист Лионель Месси повторит оба гола).
Через год «Наполи» станет чемпионом «Серии А» вместе с Диего, но для шестнадцатилетнего главного героя победа отойдёт на второй план, как и многие прежние жизненные ценности. Получается, фильм охватывает целых три года жизни семейства Скиза, но на экране они пролетают будто один футбольный сезон. То ли это быстротечность юных лет, то ли, когда мечта становится явью, ход времени ускоряется — неясно, но за этот период герой взрослеет, и вечно сидящая в туалете сестра, сообщает ему об этом, открывая тайну отца.
Однако, Марадона навсегда остался в жизни режиссёра (и почти всего мира) Богом на поле и Дьяволом вне его. Если Пеле, Месси, Роналду и другие могут сравниться с ним в гениальности, то никто из них не вызывает и никогда не вызывал столько инфоповодов в СМИ своими действиями, не играя в футбол.
Любовное письмо синематографу
Помимо футбола в жизни Фабьетто в определённый момент появляется киноискусство. Герой смотрит на большом экране творение Антонио Капуано, за компанию с братом идёт на кастинг массовки в фильм Федерико Феллини, посещает театральные постановки с актрисой Юлией (её сыграла девушка из России Софья Гершевич), мечтающей быть замеченной тем самым Капуано.
«Рука Бога» пропитан оммажем кинематографу. Цитируется «Пустыня Тартари» Валерио Дзурлини, семейство Скиза всё никак не соберётся посмотреть VHS «Однажды в Америке» Серджио Леоне с Робертом Де Ниро в главной роли. Любящая розыгрыши мать Фабьетто (Тереза Сапонанджело), звонит соседке и говорит, что Франко Дзеффирелли приглашает счастливицу на пробы в новый фильм, но муж в лице Тони Сервилло заставит жену признаться, после чего все четверо Скиза выслушают оскорбления в свой адрес.
Постоянное присутствие киноискусства в жизни Фабьетто в итоге приводят к тому, что юноша загорается снимать сам, хоть и не видел почти никаких фильмов («Однажды в Америке» так и останется лежать на телевизоре не просмотренный). Герой следует словам Феллини и хочет убежать от реальности, создавать истории и переносить свои идеи на экран, но в конечном итоге Фабьетто-Соррентино этот путь приведёт вновь к тому, с чего всё началось, ведь сейчас в «Руке Бога» режиссёр возвращается к собственной биографии.
Шо в итоге?
Пропитанная личными чувствами и эмоциями Паоло Соррентино, «Рука Бога» оказывается одним из лучших фильмов 2021 года. Весёлая и одновременно печальная история взросления Фабьетто Скиза помогает постановщику поговорить о давно наболевшем, а зрителям со стороны понаблюдать за событиями из жизни режиссёра, наслаждаясь при этом улицами, достопримечательностями и видами Неаполя.
Медленная, медитативная, красивая и интимная кинолента итальянца явно окажется в номинантах «Оскара» (думаю, что даже в лауреатах) и это будет заслуженно, ведь «Рука Бога» именно то кино, о котором юному Соррентино говорил Капуано. Пропитанное болью, весельем и оригинальностью, за которым стоит история. Выходит, юнец не врал и ему действительно есть что сказать миру.