На прошедшей недавно церемонии вручения кинопремии «Оскар» статуэтку в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм» получила работа Питера Бэйнтона и Чарли Маккизи «Мальчик, Крот, Лис и Конь» – экранизация одноименной диалоговой книжки с картинками Чарли Маккизи, вышедшей в 2019 году. Бестселлер публицистики, шедевр анимационного искусства, захваленный критиками. Почему глубокомысленный посыл для поколений — не более чем бессмысленная иллюстрация, которую детям показывать нельзя?
Художник – не писатель
У каждого есть талант. И у Чарли Маккизи он тоже есть – очаровательно рисовать. Его стиль построен на плавных линиях и изгибах, успокаивает нежными оттенками, демонстрирует эскизы в готовом рисунке и в целом очень напоминает визуал «Легенды о волках» Томма Мура (чья экранизация также выходила на Apple TV+). И если бы «Мальчик, Крот, Лис и Конь» был альбомом с картинами, восторг критиков не подлежал бы сомнению. Но Маккизи попробовал себя еще и на поприще писателя, хотя талантом в данной области явно обделен. Оказалось, чтобы поразить современного читателя и зрителя, достаточно создать бессвязный цитатник, какими полны группы в соцсетях. Но все ли так нелогично? Давайте разбираться.

Вопросы взрослой аудитории
Маленький мальчик посреди заснеженного поля встречает крота. Малыш заблудился, и крот решает помочь ребенку вернуться к людям. Они идут к реке, пережидают вместе ночь на дереве и вообще ведут себя, как плохая копия Маленького принца и Лиса. И если произведение Экзюпери изначально далеко от реализма, то Маккизи дает понять, что вполне настоящий мальчик ищет вполне существующий дом, а, следовательно, возникает резонный вопрос в голове взрослого человека: «Как одетый зимой в одну только кофточку и штанишки ребенок еще не замерз?!»
Представим, что все внешние атрибуты условны, как и все прямые и косвенные признаки нахождения рядом людей, которых почему-то никто из животных никогда не видел, и сосредоточимся на диалогах анонимных цитатоведов. Ведь детям надо что-то вынести из просмотренного произведения. Но диалоги и есть главная боль мультфильма «Мальчик, Крот, Лис и Конь».

В поисках логики
В предисловии к литературному первоисточнику автор говорит, что читать книгу можно с любого места. И это чистейшая правда!
Представьте себе среднестатистическую группу в популярной социальной сети, заполненную цитатами о жизни, не связанными между собой: выбирай любую. Так и в мультфильме логических мостов между обрывками умозаключений не выстроено.
И ведь нельзя сказать, что цитаты плохие. Зрителя «учат» быть добрее, перестать бояться, прощать себя и не сдаваться. Но делать это надо, просто потому что так вдруг сказал персонаж. Думали, учение базируется на извлечении урока из поступков? Как бы не так! Маккизи посчитал, что достаточно просто бросить фразу, как кубик в игре, но никак не объяснять, что привело к проблеме и как ее решать. И что взрослый человек после этого должен сказать ребенку, если даже окрепшему уму не найти причинно-следственных связей в происходящем?
Размышления о доме
И идет компания сквозь густо заснеженное поле в грозу (да-да, не спрашивайте), почти полчаса закидывая зрителя одухотворением, как наступает развязка, которая сбивает с толку окончательно. Ребенок отказывается идти в деревню, потому что «дом – это не обязательно место», и остается с животными в лесу!
Взрослый человек в реальной жизни действительно со временем обретает людей, которые ему становятся близки. Но в жизни ребенка первостепенные люди – родители, которых автор вычеркивает из произведения. Зачем в ребенке изначально взращивать неправильные ценности? И как потом объяснить ему, что показанное – фантазия, помноженная на современные повесточки?

Дорогой этой, зритель, не ходи
– Как долго нам еще идти?
– Зато посмотри, как много мы уже прошли.
Современные книги и фильмы по саморазвитию прошли очень длинный путь, меняя свое отношение к формированию личности человека. Но есть дороги, которыми лучше не ходить. И это произведение – одна из них.