После несколько филлерной четвертой и перед шестой серией, которая, видимо, откроет нам новые горизонты, расположился пятый эпизод, в котором авантюризм старых «Звездных войн» сочетается с печальной откровенностью сериала «Андор»: государство никому не поможет, свою свободу придётся отстаивать самим.
Предыдущие рекапы:
Внимание: далее в тексте спойлеры к 5-му эпизоду сериала «Мандалорец»
Пятый эпизод посвящен двум параллельным сюжетам: бюрократии Новой Республики и героизму обычных людей. Пираты во главе с королем Горианом Шардом, мелькнувшие в первой серии и пропавшие, вернулись и разбомбили Неварро. Гриф Карга (Карл Уэзерс) пытался договориться с разбойниками и с отчаянием в голосе угрожал им, что Новая Республика явится и наведет порядок, но и ему, и им очевидно: никто не придет и никто не поможет.
Карга уводит свой народ в пустыню и там пытается утешить людей тем же: бывшие повстанцы не бросят нас в беде. Верят не все. И есть мнение, что неверующие правы – на близлежащей базе Республики капитан Тева (Пол Сун-Хюнг Ли из второго сезона) получает просьбу Карги о спасении и хочет прилететь на помощь с эскадрильей, но не может без разрешения из центра. Он отправляется на Корусант, где полковник Таттл, настроенный бюрократически, сообщает Теве, что людей нет, да и вообще: Неварро не подписала конвенцию о вхождении в Новую Республику, а значит, пусть выживают, как хотят.
В последнем тезисе его особенно поддерживает наша знакомая из третьего эпизода (Кэти М О’Брайен), которая, расправившись с доктором Першингом, получила назначение в военное управление. Тева не доверяет бывшей имперской служащей, и хотя в целом мы, конечно, за возможность второго шанса, тут он прав как никогда.
Разочарованный в бюрократии капитан Тева обращается к другой силе, способной защитить Неварро. Он отыскивает лагерь мандалорцев, ориентирусь (неожиданно, даже сюрприз) на данные R5-D4, героя, как выясняется, восстания. Мандалорцы не рады республиканскому военному, Паз Визсла (привычно дружелюбный) советует ему убираться, но Дин Джарин (Педро Паскаль, которого в серии удивительно мало для титульной роли) соглашается выслушать гостя, узнав, что дело касается Карги.
Тева апеллирует к дружеским чувствам Дина и оказывается прав. Уже ночью Джарин выступает перед соклановцами (интересна, к слову, сама процедура публичной речи – прямая демократия) и просит их помочь Карге, в схватке с людьми которого в первом сезоне погибли многие мандалорцы, защищая Дина. Риторические фигуры (и обещание земельного надела на Неварро, где можно будет всем вместе поселиться и строить коммунизм) Джарина впечатляют, но не всех, и решающим оказывается голос Визслы.
Визсла рассуждает о том, сколько ещё мандалорцев погибнет, защищая чужие интересы и жизни, отстаивая чужую свободу, так и не получив, кажется, свою. Он вспоминает погибших, осматривает оставшихся и неожиданно призывает следовать за Дином – да, многие умрут, и не будет им ни памятников, ни вечной славы, но разве не в этом, в общем-то, Путь? Ведь быть мандалорцем – явно не сидеть в пещере, продлевая себе жизнь и отсрочивая старость. В общем, самураев в этот раз больше, чем семь, и Куросава мог бы гордиться Джоном Фавро (сюжет отсылает, что и говорить, к «Семи самураям», но защита чужого поселения вообще распространенный сюжет, выбирайте референс по вкусу).
Мандалорцы – умелые и опасные воины, но их не слишком-то много, поэтому Бо-Катан (Кэти Сакхофф) разрабатывает стратегию борьбы с превосходящим противником (и её, как ни странно, все придерживаются). По плану два штурмовых отряда мандалорцев десантируются с корабля Бо-Катан, пока Дин на своем истребителе отвлекает внимание пиратского крейсера и эскадрильи на себя. Когда десант сброшен, Бо-Катан присоединяется к Дину, и они вместе уничтожают крейсер, пока наземные группы зачищают город. В принципе, так всё и происходит: у Дина с Бо-Катан при этом проблем не возникает совсем.
У мандалорцев во главе с Пазом Визслой небольшие трудности всё же присутствуют – бой на открытом пространстве в окружении и обстрел из лазерной пушки, который, к слову, заставляет вспомнить аналогичную сцену в великом вестерне «Дикая банда» (этот фильм мы всем-всем советуем), – но из всех передряг бойцы выходят более-менее целыми, не в последнюю очередь – поскольку Кузнец вовремя зашла с тыла и обезвредила артиллерию своим молоточком. Поскольку серия посвящена преимуществу частных военных и охранных компаний над регулярной армией (Новой Республики), эта сцена выглядит даже несколько зловеще.
Гриф Карга приводит людей в город к самому концу сражения и пристреливает последнего пирата. Он в своей трогательной речи благодарит мандалорцев и отдает им в собственность немалые, судя по лицам жителей, земли. Все приветствуют героев дня. Сами герои же, кажется, скромно не знают, что им делать в ответ на такое бурное ликование.
В финале серии Кузнец призывает к себе Бо-Катан и просит ту снять шлем. Поначалу отказываясь, Бо-Катан исполняет приказ и получает интересное задание. Кузнец всё это время, видимо, тестировала её и, увидев в Бо-Катан достойную мандалорку, опытного воина и хорошего стратега (сквозной мотив последних двух серий), призывает её идти собирать племена и кланы, на которые распался их некогда великий народ. Бо-Катан одновременно принцесса и уважаемая воительница, она обладает авторитетом у тех, кто снимает шлемы, но заслужила его и в их небольшой секте, и никто лучше неё не подходит для того, чтобы собрать мандалорцев вместе. Но возможно ли это? Видимо, узнаем.
Загадкой остаётся и судьба моффа Гидеона, упоминания которого проходят через весь сезон. О нём же вспоминал капитан Тева, видящий в смелости и безнаказанности пиратов признак сильной теневой организации. Капитан считает, что Гидеон сбежал и организовал пиратское подполье, и финальные кадры сезона – Тева, наткнувшийся на обломки республиканского шаттла, в котором везли имперского лидера, – лишь подтверждают эту теорию. И дают заодно плоды для новых: на месте крушения звездолета отчетливо виднеется бескар, а значит, в деле как-то замешаны мандалорцы.
Впечатления
Начнём с камео: в этом эпизоде оно было неожиданным и неочевидным, но милым. В баре с капитаном Тевой нам показали Зеба Оррелиоса, которого помнят, конечно, все зрители мультсериала «Звездные войны: Повстанцы». Мы и не догадывались, что нам это нужно, но знать, что бывший повстанец продолжил отстаивать свободу в галактике, в своём роде приятно.
Сам замес с пиратами несколько, что и говорить, дурацкий – Гориан Шард так и остаётся странной пародией на злодея из «Пиратов Карибского моря», а его грозный крейсер уничтожили всего два пилота, хотя и опытных. При этом смотреть на то, как в мире «Звездных войн» наконец-то снимают интересные перестрелки – и пираты, и мандалорцы умеют стрелять в отличие от штурмовиков – и вообще развлекаются на полную катушку, – это всё ещё большая радость. Магистральный сюжет притом сдвинулся едва-едва и то, только под занавес.
А теперь о политике: мы упомянули в начале статьи сериал «Андор» не просто потому, что об этом шоу хочется кричать на каждом углу, но и поскольку «Мандалорец» неожиданно стал на него похож. Да, политический комментарий здесь, конечно, в формате лайт, но никогда ещё, кажется, Новая Республика не представала настолько бесполезной, утопающей в бюрократии и, в сущности, порочной формой управления.
Это не повод поддерживать Первый Орден, скорее повод задуматься: нужна ли галактике в принципе эта всеобщность? Нужно ли насильно объединять под одной весьма хлипкой крышей планеты, народы, субъекты федерации, зовите, как хотите, которым, может быть, хорошо и порознь. Старая Республика ведь пала не только в результате интриг Сидиуса, но и потому, что институциональный отбор её чиновничества строился по принципу «от каждой планеты возьмём всё худшее» (см. трилогию приквелов и мульт-антологию «Сказания о джедаях»). У сепаратистов, с которыми шла, напомним, война клонов, были свои довольно весомые аргументы для выхода из Республики (об этом подробно было в мультсериале «Войны клонов»), но большое государство отказалось признать право планет на самоопределение.
Потом пришла Империя, чьи границы кончались там, где кончался космос, и при ней плохо было уже не только самым бедным, но вообще всем (о централизации, гниении и минусах тоталитарного государства как раз и снят «Андор»). Но исторический опыт, как бывает, увы, слишком часто, никого ничему не научил, и вот снова Республика, снова централизованная бюрократия, снова государство портит людям жизнь во имя общего блага.