Два с половиной года спустя на малые экраны вернулся «Мандалорец». Первый эпизод нового сезона сложно назвать шокирующим, но он делает то, что должен – мандалорцу подкидывает новые заботы, а нам обещает новые радости.
Внимание: далее в тексте спойлеры к 1-му эпизоду 3-го сезона сериала «Мандалорец»
Мандалорка-кузнец плавит бескар, делает из него маленький шлем и, кажется, чашку. Выходит в сопровождении коллег на свежий воздух – из просторной пещеры на небольшой скрытый пляж, на котором ждут остальные соклановцы (которых неожиданно много) и темноволосый мальчик, в котором можно, кстати, заподозрить Дина Джарина в юности – настолько происходящее кажется флешбеком. Мальчик, стоя в воде, словно готовится принять крещение, но начинает в римском стиле повторять вслед за Кузнецом (она же лидер клана) текст древней клятвы.
В самый неподходящий момент из воды вылезает гигантский аллигатор – смесь Годзиллы и водного чудища у входа в Морию в первом «Властелине колец». Не тревожить воду уже поздно, и мандалорцы, без особого, кажется, удивления, начинают, как говорится, шмалять. Слегка затянутая, но бойкая (гранаты, пулеметы, Кузнец с молоточком!) схватка с монстром идет не совсем в пользу мандалорцев, но тут прилетает Дин Джарин (всё-таки не флешбек, а мы надеялись!) и расстреливает аллигатора из лазерных пушек своего звездолёта. В очередной раз бои в «Звёздных войнах» доказывают стратегическую необходимость авиации, но мы, в общем, и рады.
Дин Джарин, как выясняется, прилетел не просто так и не один, а с Грогу (кто пропустил: в «Книге Бобы Фетта» Педро Паскаль воссоединился с малышом, в значительной мере – из-за педагогической несостоятельности молодого Скайуокера). Цель визита мандалорца – узнать, как он сможет искупить вину перед кланом за то, что по своей воле снимал шлем в чьём-то присутствии (см 7-ю и 8-ю серии 2-го сезона).
Кузнец говорит, что он должен принять ванну в священном озере под священными шахтами на планете Мандалор, но это невозможно, так как планета Мандалор отравлена, шахты разрушены, надежды нет. Джарин показывает ей какой-то камень с надписями в кристалле и говорит, что надежда есть, так что он всё сделает и вернётся в племя (Кузнец, судя по голосу, рада). Логическая цепочка, наверное, не самая очевидная, но вот квест героя на будущие несколько эпизодов понятен: добраться до Мандалора и искупаться в подземном озере.
В следующем кадре мандалорец спит в гиперпространстве, а Грогу смотрит по сторонам и замечает гигантских космических китов, плывущих рядом. Их мы уже видели в «Повстанцах», и поскольку с ними связана судьба пропавшего джедая Эзры Бриджера, вероятно, встретим их и в грядущей «Асоке», но Грогу видит этих существ впервые и перелезает из своей будки на руки к мандалорцу. Педро Паскаль обнимает малыша, и мы вспоминаем, ради каких сцен смотрим этот сериал.
Дин прибывает на планету Неварро, где когда-то всё началось, чтобы обнаружить, что её былая фронтирная романтика – паб, разруха, вооруженные до зубов наемные убийцы – сменилась уютом и оживленность торгового городка. Мандалорец с малышом проходят по оживленной улице – с торговцами, дроидами, режущими фрукты, животными на деревьях (в этом аналоге контактного зоопарка почему-то сородичи питомца Джаббы Хатта) – и останавливаются у статуи IG-11(тот самый дроид, озвученный Тайкой Вайтити, который всех спас в финале первого сезона, теперь увековечен в камне).
Навстречу Джарину и Грогу выходит сам верховный магистрат Неварро, он же – наш старый знакомый Гриф Карга (Карл Уэзерс, чуть поседел, но харизма как новая), когда-то бывший главой местной гильдии охотников за головами. Под его мудрым, видимо, началом эта дыра превратилась в процветающий городок на пересечении торговых путей, и притом независимый от Новой Республики.
Карга рад видеть старого друга и делает ему сразу два предложения за десять минут экранного времени. Первое – остепениться, стать местным феодалом и жить с ребенком, навсегда сложив бластер (путь, о котором мечтает герой того же Паскаля в соседнем в сетке вещания сериале «Одни из нас») – они обсудить не успевают, вбегает дроид-секретарь и сообщает о беспорядках.
Выйдя на улицу, Карга и мандалорец сталкиваются с отрядом пиратов (космические пираты!), которые по старой памяти ломятся в школу, думая, что там бар. Они пришли собрать с магистрата налог (плата за крышу, очевидно) для короля пиратов Гориана Шарда. Гриф Карга выражает королю пиратов почтение, предлагает разбойникам обсудить всё в его офисе, но те явно настроены на хорошую драку и говорят магистрату, что тот размяк, напоминая о его былых грешках (в первом сезоне Карга был антагонистом в одной из серий). Но нет, герой Уэзерса в отличной форме и разоружает лидера отряда в короткой дуэли, словно из классического вестерна. С его сообщниками они с Дином тоже расправляются быстро, а главного отпускают, чтобы тот сообщил своему капитану о произошедшем.
На фоне произошедшего Карга делает мандалорцу второе предложение: стать маршаллом городка. Поскольку Кара Дюн присоединилась к Новой Республике (а мофф Гидеон, доставленный ей туда, отправился на трибунал для военных преступников), место вакантно, но городу нужен страж порядка – пираты явно зашли на огонек не в последний раз, да и вообще. Но герой Паскаля прилетел не устраивать свою жизнь (хотя предложение-то соблазнительное, чего уж), но найти товарища.
Дело в том, что чтобы выжить в токсичной среде уничтоженного бомбёжками Мандалора, Джарину необходим дроид, но он, как мы помним, дроидов не любит, поэтому решает воскресить единственного, который ему нравился – IG-11. Правда, ключевые запчасти IG теперь часть его же собственной статуи. Памятник демонтируют, Дин «оживляет» дроида, но у того сбились протоколы – он больше не няня, каким был к концу первого сезона, а убийца, каким был в самом начале. Разобравшись с агрессивным корпусом робота-ассасина (смешная сцена), герои несут его теперь ещё более потрепанные останки к профессионалам.
Профессионалы (представители расы, знакомой нам по «Восходу Скайуокеров») могут починить дроида, но им нужна карта памяти, а для этой модели их больше не выпускают. Квест обновляется, и теперь мандалорец должен где-то найти редкую деталь. Он покидает планету.
Пока они с малышом ещё на орбите, Джаржин учит его навигации в космосе, говоря, что не только владение оружием, но и умение проложить путь в галактике – вот один из важнейших навыков мандалорца. Трогательный father-son момент прерывают космические пираты, жаждущие мести. В ходе прекрасной дуэли на звездолетах Дин оказывается позади пиратов и расстреливает их (вспоминается противостояние Джанго Фетта и Оби-Вана в «Атаке клонов», где Фетт примерно тот же трюк проделывал), но натыкается прямо на крейсер короля пиратов Гориана Шарда (выглядит он, как будто из подвала выпустили гримера «Пиратов Карибского моря»). Тот предлагает мандалорцу сдаться, но наш герой говорит малышу: «Никогда не верь пиратам», – и удаляется в гиперпространство.
Дин и Грогу прилетают на один из спутников Мандалора и приземляются у впечатляющего, но мрачного замка, окруженного водой. Мандалорец заходит внутрь, в опустевший тронный зал, где под каменными сводами и некогда грозными знаменами сидит Бо-Катан Крайз (Кэти Сакхофф). Джарин предлагает ей свои услуги в деле завоевания Мандалора, но оказывается, что после того, как Темный меч оказался у него, а не у Бо-Катан, вассалы оставили её и разбрелись по галактике, вернувшись к жизни убийц и наёмников. Крестовый поход Бо-Катан завершился, даже не начавшись.
Аристократка и несостоявшаяся правительница народа Мандалора винит в неудаче даже не Джарина (хотя то, что он владеет Темным мечом, и осложнило ей задачу), но его клан – детей Дозора. Она говорит, что такие кланы – радикальные экстремисты, религиозные фанатики – ещё во времена процветания их родной планеты раскололи их народ, что и привело к падению Мандалора (интересно, что сама Крайз была членом одной из таких сект – Дозора Смерти. Говорит ли она и о своей вине?). Так это или нет, Джарин спорить, кажется, не намерен. Выяснив, где находятся шахты и священные воды, мандалорец удаляется, оставляя женщину в одиночестве.
Впечатления
Хотя это лишь пролог и в серии ничего толком не происходит, эпизод закладывает некоторые, очевидно, ключевые для сезона линии: попытки мандалорца вернуться в клан; потенциальный глобальный сюжет о возвращении народом Мандалора своей родины и, возможно, противостояние Джарина с пиратами. Самый захватывающий сюжет, конечно, второй – трагедия народа, осмысление исторической травмы, Мандалор как космический Израиль. В этом контексте любопытен контраст: процветающий центр торговли Неварро и опустевший замок потомственной аристократии на спутнике Мандалора. Расцвет, так сказать, третьего сословия и упадок рыцарей-самураев. Не «Семь самураев» (там тоже главный контраст – между упадком самураев и будущим подъемом села), конечно, но тоже что-то в этом есть.
Однако сюжет с Джарином и его изгнанием из клана за снятие шлема тоже довольно интересен. У этой истории серьезная потенциальная глубина – развитие героя на протяжении двух предыдущих сезонов заключалось в его отдалении от фанатичного следования традициям, в понимании, что бывают разные мандалорцы: Боба Фетт, клон своего отца, человек без клана, и Бо Катан, мандалорка по рождению, лидер своего народа, но спокойно снимающая шлем.
Продолжит ли Джарин быть служителем довольно, в общем, сектантского культа или променяет, так сказать, свидетелей Иеговы на католиков (а конфликт примерно такой же – между сектой и мейнстримом)? Будет ли следовать традициям или искать что-то новое? Переосмыслит ли свою жизнь? И нуждается ли она в переосмыслении? Понятно, что «Мандалорец» – не религиозная драма, но «Звёздные войны» не всегда боятся сложных тем (становление зла в «Мести ситхов», тоталитаризм и революция в «Андоре»), и у Фавро и компании есть шанс тоже проявить смелость.
С жанровой же точки зрения, это всё такое же прекрасное развлечение: космические пираты, легенда экрана Карл Уэзерс, голос Педро Паскаля, уши малыша Йоды, в общем, часть рекапов будет писаться ударами ностальгических слёз по клавиатуре.