Громом и молнией среди ясного неба киновселенной DC, очищенной щелчком Джеймса Ганна, долетел до зрителя привет былой пасмурности. В цифровой релиз, как неунывающий Фредди Фриман, уже прихромал «Шазам! Ярость богов». Разберемся, почему даже костыли не помогли сиквелу пройти уверенной поступью сквозь театральный релиз.
По вершкам мифов: когда над богами глумятся
Те, кто критиковали образ Зевса, сыгранного Расселом Кроу в «Торе: Любовь и Гром», еще не видели, как можно за два часа превратить мифологических героев в участников местечкового капустника.
Как может зритель помнить из оригинального фильма (а нет – вам напомнят), Билли Бэтсон сломал посох Колдуна. Артефакт ограждал мир богов от мира людей, и теперь, пробравшись сквозь павший барьер, дочери титана Атланта пришли на Землю, чтобы вернуть украденные силы и восстановить из семени жизни свой мир.
Богини появляются из ниоткуда и совершают свои злодеяния в отношении людей, одержимые банальной местью обиженных. А, казалось бы, причем тут люди? Долгое время даже мотивы, прости Атлант, антагонистов умом понять до конца невозможно. А когда не можешь понять умом, нужно просто верить.
Но верить сестрам, которых играют Рэйчел Зеглер, Люси Лью и Хелен Миррен, тоже сложно. Первая не дотягивает до подобной роли, а другие ее переросли, смотрясь в блестящих облачениях, как бабушки на утреннике в детском саду, посвященном мифам. Ибо как еще объяснить разнорассовость древнегреческих богов и разномастную массовку приспешников зла, состоящую из дракона, минотавров, циклопов, гарпий и единорогов… Кое-как объединенные поверхностным знанием легенд второстепенные герои, разрозненность сестер и визуальная несовместимость блокируют восприятие их в качестве действующей стороны и членов одной семьи.
Псевдосемья против псевдосемьи
Противостоит богиням семья Билли Бэтсона (Энджел Ашер). Но «семья» – слишком громкое слово, потому что семейных уз между персонажами не выстроено. Софиты направлены на Билли, который пытается всячески удержать вместе и непосредственно подле себя сводных братьев и сестер, одержимый страхом потерять любимых людей, как терял прежде.
Но любимых ли? Связь персонажей отражена исключительно на уровне отношений Билли и Фредди (Джек Дилан Грейзер), которые соединяют своим взаимодействием параллельные сюжетные линии, обе из которых, к слову, недоработаны. Остальные – фон, среди которого нет-нет да выделится персонаж Фэйти Херман, пропустившей пару шуточек и рекламных слоганов.
Парадокс, но единственная приличная шутка в фильме именно о семье, но и та отдает дань уважения «Форсажу». А вот «Шазам! Ярость богов» – практически единоличная борьба прокачанного Билли Бэтсона (Закари Ливай). С самим собой в попытках преодолеть синдром самозванца и с богами, которые более чем за 6000 лет не научились между собой договариваться.
Это уже диагноз
Договориться создателям не удается и с собой, чтобы сохранить баланс между непосредственностью и серьезностью происходящего. Абсолютно все герои – потенциальные пациенты психиатрического отделения. Билли глубоко рефлексирует, залечивая душевные травмы, и при этом откровенно глупо себя ведет, Колдун подвержен личностным скачкам от умудренного старца до глупца-хипстера, несколько минут отделяют одну богиню от предательства семьи вследствие мгновенно возникшей любви, тогда как другие не способны принять конкретную сторону в своих суждениях, и даже их зверушки подчиняются хозяевам очень выборочно. Сюжетный конфликт возникает лишь потому, что герои не в ладу с собственным я.
Попробуй радугу
Несоблюдение эмоциональных пропорций оригинального фильма привели к тому, что сиквел «Шазама!» превратился в тупой и, к сожалению, бездушный боевик, в котором с деревянным драконом и божественными силами борются пригоршней конфет Skittles, прямее разрекламировать которые можно было, только сунув пачку зрителю в экран.
В никуда (осторожно, спойлеры!)
Несмотря на туманное будущее, сиквел обладает двумя сценами после титров.
В первой Шазаму агент Эмилия Харкорт, появлявшаяся в «Миротворце» (о нашумевшем сериале можно прочитать в статье), предлагает вступить в «Общество справедливости», что превращается в откровенное насмехательство над неоригинальным названием команды. Вторая сцена возвращает зрителя к заключенному Доктору Сивана (Марк Стронг), которого во второй раз навещает Мистер Майнд.
В нынешних реалиях обе сцены после титров теряют всякий смысл, потому что «Общество справедливости», дебютировавшее в «Черном Адаме» вероятно канет в Лету вместе с ним, тогда как Мистер Майнд уполз уже навсегда. Намеки на продолжение, скорее всего, так и останутся открытым финалом истории про мальчика-сироту, обретшему силу богов.