Pussy Power: рецензия на фильм «Бедные-несчастные» (2023)

27 февраля до цифровых экранов добрался один из главных фаворитов оскароносной гонки «Бедные-несчастные» греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса. Картину облизывают практически все посмотревшие, но насколько это оправданно? Рассказываем в нашей рецензии.

27 февраля до цифровых экранов добрался один из главных фаворитов оскароносной гонки «Бедные-несчастные» греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса. Картину облизывают практически все посмотревшие, но насколько это оправданно? Рассказываем в нашей рецензии.

«Бедные-несчастные» собрали целых 10 номинаций на «Оскар», выиграли 2 «Золотых глобуса» и урвали главную награду в виде «Золотого льва» в Венеции. Новый фильм Йоргоса Лантимоса выглядит главным конкурентом «Оппенгеймера» Кристофера Нолана (у него 11 номинаций) в борьбе за кучу статуэток главной кинопремии. Получившая признание как у критиков, так и у зрителей картина шедевральна, если смотреть на форму, но не без изъянов, если смотреть ещё и на содержание. 

Шо по сюжету?

В альтернативном Лондоне эпохи королевы Виктории один гениальный и сумасшедший хирург (все помнят слова капитана Джека Воробья про эти крайности?) по имени Годвин Бакстер (Уиллем Дефо) вылавливает из Темзы труп беременной женщины с ещё живым плодом. Изуродованный собственным отцом анатом решает провести довольно необычный эксперимент и пересаживает мозг ребёнка его же мёртвой матери, в результате чего появляется необычная Белла Бакстер (Эмма Стоун). 

Ребёнок в теле женщины быстро развивается, а наблюдать за ней постоянно Годвин не в силах, поэтому он решает прибегнуть к помощи одного из своих студентов-медиков и просит восхищающегося учёным Макса Маккэндлеса (Рами Юссеф) взять на себя эту необычную обязанность. Согласившийся парень даже не подозревал, что однажды эксперимент может дойти до предложения доктором женитьбы на очаровательной и особенной Белле. 

Однако вследствие обращения за юридической помощью к некоему Дункану Веддербёрну (Марк Руффало) случается неожиданное. Хитрый плейбой нагло воспользовался периодом, когда детский мозг девушки впервые открыл мастурбацию и сексуальное желание, и увёл её практически из-под алтаря с собой в путешествие по миру, где Белла Бакстер с неутолимым любопытством исследует всё вокруг, в том числе саму себя.

Счастье не за горами

«Бедные-несчастные» являются экранизацией одноимённого романа Аласдера Грея, вышедшего в 1992 году. Насколько в картине передан дух оригинала судить не смогу, так как с первоисточником не знаком, но если верить описаниям, то между книгой и сценарием, написанным Тони Макнамарой, есть несколько внушительных отличий. Правда, так ли они важны — неясно. 

Pussy Power: рецензия на фильм «Бедные-несчастные» (2023)
Эмма Стоун на кадре из фильма «Бедные-несчастные» (2023)

В любом случае, у Йоргоса Лантимоса получилось просто блистательное кино, которое есть за что хвалить. Если откинуть в сторону раздражающий после первого часа фишай, то с первого кадра и до последней секунды ленту можно назвать визуальным произведением искусства. Даже лайв-фото, разделяющие картину на формальные главы, выглядят так, будто их нарисовал Сальвадор Дали. А контраст, созданный между ч/б-фрагментами и насыщенной ярким цветом основной частью фильма, просто невероятный. 

«Бедные-несчастные» вобрали в себя уйму положительных качеств, о которых хочется говорить. И на первом месте, конечно, актёрская игра. Думаю, практически очевидно, что статуэтка за лучшую женскую роль достанется актрисе с каменной фамилией (либо Стоун, либо Гладстоун). 

Однако Эмма здесь выдает такие перформансы, что за неё хочется болеть в этом кинопротивостоянии. Чего только стоит невероятный танец, точно заслуживший встать в один ряд с мемной «Уэнсдэй». Стоун в очередной раз доказывает, что она гениальная актриса, способная на многое (если не на всё). Не важно, какая роль — она везде будет одним из самых ярких украшений: и в образе Гвен Стейси, и в декорациях зомби-апокалипсиса, и в мюзикле, и даже в киноленте-взрослении.

Pussy Power: рецензия на фильм «Бедные-несчастные» (2023)
Марк Руффало на кадре из фильма «Бедные-несчастные» (2023)

Естественно, всем понятно, чей «Бедные-несчастные» бенефис, но и остальных участников мероприятия обделять не хочется. Во-первых, монструозный Уиллем Дефо даже под слоями грима не смог скрыть свой профессионализм, поэтому отрицать, что он крут — сумасбродство. 

А, во-вторых, конечно, нельзя не обратить внимания на Марка Руффало. Приятно осознавать, что человек, долгое время существовавший в качестве практически бездумной CGI-модельки для зелёного великана в рваных штанах (теперь в спандексе), всё ещё способен на такие шикарные экспрессивно-драматические исполнения. Как итог, даже номинацию за лучшую роль второго плана получил (однако едва ли конкретно в этом противостоянии Халк окажется сильнее Железного человека).

Рами Юссеф, Ханна Шигулла, Джеррод Кармайкл и другие актёры тоже хороши, но всё-таки ни в какое сравнение не идут с основной тройкой. Хотя у Маргарет Куэлли и Кристофера Эббота тоже есть вполне неплохие сцены в этом пестрящем безумием и похотью стимпанк-мире. 

К слову, сама реальность ленты очень занимательна, и декорации выглядят просто невероятно. Признаться, я бы тоже не отказался вместе с Беллой Бакстер походить по улицам Лиссабона, любуясь пейзажами и слушая музыку, да и путешествие на круизном лайнере было бы сейчас весьма кстати. Неудивительно, что героиня такая любопытная, ведь когда перед тобой открывается целый мир, грех не ухватиться за возможность его изучить. 

Несчастные вместе

Правда, помимо обсуждения очевидных плюсов фильма, хотелось бы поговорить ещё о сюжетном наполнении и самих персонажах. Если откинуть всю красивую ширму, то можно заметить, что сама по себе история довольно простая, хотя на деле она хочет казаться сложнее за счёт всех режиссёрских приёмов и антуража. 

Pussy Power: рецензия на фильм «Бедные-несчастные» (2023)
Уиллем Дефо на кадре из фильма «Бедные-несчастные» (2023)

По сути, «Бедные-несчастные» — это «Собачье сердце», «Невеста Франкенштейна», «Человек-слон» и немного продолжение «Барби», где героиня уже сходила к гинекологу и узнала о всех прелестях обладания вагиной, только в ретрофутуристичном сеттинге и постмодернистской оболочке. Не сказать, что это плохо, просто нам пытаются продать не совсем хитроумную вещь под видом чего-то необыкновенного и в невероятной красоты упаковке. Возможно, так задумано и в этом как раз заключается шедевральность ленты, а возможно… Возможно зерно вообще в другом.

Что касается персонажей, то полноценно раскрыта только героиня Эммы Стоун (оно и понятно, фильм же про её взросление как-никак), а остальные остаются лишь скомканными образами и вспомогательными моделями для продвижения истории главного персонажа. Вдобавок всем очевидно, что «Бедные-несчастные» являются неким фем-полотном про освобождение женщины от оков патриархального общества и обретение полной свободы. 

Pussy Power: рецензия на фильм «Бедные-несчастные» (2023)
Рами Юссеф на кадре из фильма «Бедные-несчастные» (2023)

Белла Бакстер в силу своего детского мозга чрезмерно искренна и любопытна. Она не намерена оправдывать чьих-то ожиданий и жить по «правилам приличия», поэтому говорит то, что думает, и делает то, что хочет: много занимается сексом и без стеснения рассказывает об этом, рассуждает о жизни (забавно, что философия появляется в фильме где-то близ Греции), пробует алкоголь, выплёвывает невкусную еду (а ещё выблёвывает вкусную, потому что переела) и танцует так, будто никто не видит, как говорится. Эта обаятельная детская неподдельность в купе с природной красотой действительно способны очаровать кого-угодно. Возможно, поэтому многие не обращают внимания на обратную сторону медали, а именно на то, что Белла — ребёнок. 

Она злая, агрессивная и жестокая, оттого рассматривать её как ролевую фем-модель немного странно. Убийство животных, избиение людей, яростное протыкание скальпелем трупов и желание ударить ребёнка и убить человека из-за раздражения — так ведёт себя Белла большую часть фильма, прежде чем её сознание повзрослеет и сформируется в полноценную свободную личность. Мы же все умиляемся над детьми, пока они не заплачут рядом с нами в самолёте или магазине. Детство и юношество — это часть взросления, но в случае с Бакстер все почему-то только восхищаются её искренностью, но никто не осуждает злобу и агрессию.

Так вдобавок большинству плевать, что дитё, хоть и в теле взрослой женщины, занимается сексом со всеми подряд. Аниме обычно выхватывает за педофилию в подобных случаях (хотя там в основном наоборот взрослый ум в теле ребёнка), а здесь почему-то все закрыли глаза на то, что недееспособный человек занимается тотальным распутством. Мол, её тело — её дело, но фактически это подросток лет двенадцати, если не младше. Понятно, что арка путешествия необходима для развития персонажа, но неужели ноль вопросов к подобному ходу? Ладно.

Pussy Power: рецензия на фильм «Бедные-несчастные» (2023)
Эмма Стоун на кадре из фильма «Бедные-несчастные» (2023)

Ну и, как это часто бывает, фем-оптика тут не полноценно, но выезжает за счёт тупорылых персонажей-мужчин. Здесь они как на подбор. Повёрнутый на сексе манипулятор, алкаш и лудоман, использующий женщин, как игрушек. Оторванный от реальности старик с нотками стокгольмского синдрома, отвергнутый миром, одержимый своими экспериментами и решивший поиграть в Бога (не зря же все сокращают его имя как Год). Тиран-сексист и просто изверг, любящий жестокость в любом её проявлении, который решил, что имеет полное право отрезать жене клитор и насильственно оплодотворить её. Мягкотелый полукуколд, влюбившийся в беспечного ребёнка, которому он в рот готов заглядывать, лишь бы тот был рядом. 

Плюс есть ещё куча извращенцев на любой вкус в качестве посетителей борделя. Да уж. Патриархальное общество, конечно, оправдывать не стоит и там есть те ещё персонажи, но почему в большинстве фильмов, где поднимается тема феминизма, женские образы делают ярче за счёт исключительно конченных мужчин? Неужели здоровый феминизм не считывается зрителем, или как? 

Pussy Power: рецензия на фильм «Бедные-несчастные» (2023)
Кадр из фильма «Бедные-несчастные» (2023)

И в финале хотелось бы ещё предъявить небольшую претензию к хронометражу. Смотреть ленту, конечно, безумно интересно, но всё-таки можно было подрезать некоторые сцены. Да и в таком объёме смотреть на секс в какой-то момент утомляет (может у фильма ещё и пара номинаций на «Порно-Оскар» есть, никто не проверял?). Наверное, Йоргос Лантимос забыл, что это счастливые часов не наблюдают, а мы всё-таки, скорее, как и герои картины, такие же бедные-несчастные.

Шо в итоге?

Новая работа греческого режиссёра, безусловно, отличное кино, но если задуматься, то даже оно не лишено неких недостатков (хотя они, конечно, больше зависят от вашего личного восприятия). Тем не менее это интереснейший стимпанк-роуд-муви, прекрасный фильм-взросление и просто визуальный шедевр с неплохим юмором, социальным подтекстом и божественной Эммой Стоун. «Бедные-несчастные» вне всяких сомнений выиграют несколько заслуженных «Оскаров». Вопрос лишь в том — сколько.

Кстати, подписывайтесь на наш Telegram-канал «После титров» (вот вам ссылочка). Там мы публикуем постеры, трейлеры и разные интересные и забавные новости из мира кино.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Изображая жертву: рецензия на фильм «Красные комнаты» Предыдущий пост Изображая жертву: рецензия на фильм «Красные комнаты»
золото прелесть после титров Следующий пост Не всё то золото, что блестит: рецензия на сериал «Прелесть»

4 thoughts on “Pussy Power: рецензия на фильм «Бедные-несчастные» (2023)

  1. Т.е. хрен тебе, а не мужской взгляд, белый, цисгендерный и гетеросексуальный мужчина?
    Т.е. Кешишу, Верхувену нельзя (Шоугёрлз, Мектуб, моя любовь), а Лантимосу можно? Точнее, так спрошу, обнажёнку во времена миту можно, но только т.н. «правильную». Как это работает? Про иные проекты пишете, зачем. мол, раздели (Преступления Будущего), а здесь, прям, супер. Сам фильм чудовищный. Во всём. Решительно не понимаю, чего его все так нахваливают.

    1. Что-то я не совсем понял претензии конкретно к моему тексту.

      Во-первых, я, вроде, указал, что фем-оптика выезжает за счёт образов тупых мужчин и отсутствия «мужского взгляда», но справедливости ради фильмов чисто со взглядом белых цисгендерных и гетеросексуальный мужчин без женщин куча, так что для данного фильма это не совсем критично, потому что он не суперповесточный, как некоторые экземпляры.

      Во-вторых, ни слова никогда не говорил и нигде не писал про то, что Кешишу и Верховену что-то нельзя, да и про «Преступления будущего» не ко мне вопрос (я даже не смотрел фильм), так что совершенно не понимаю, к чему это приплетено.

      В-третьих, про обнажёнку, и тем более «правильную» я тоже ни слова не сказал. Свою позицию, касательно фильма и его достоинств и недостатков, я, вроде как, обосновал. Мне фильм чудовищным не показался, хотя он не лишён проблем.

      Так почему ваш недоумевающий претензионный комментарий теперь красуется именно здесь, если, по сути, к моему тексту он не особо относится?)

  2. Везде и всюду пишу и спрашиваю. Как так получается, Верхувену, Кешишу, Лайну и многим другим, тем, кто снял до движения миту, низзя, а Лантимосу можно??? (это я пишу про Мектуб, моя любовь, Шоугёрлз, Девять с половиной недель и т.д. и т.п.). Или у Лантимоса т.н. «правильная обнажёнка»? Сами секс — сцены отвратительны, как и всё остальное, за что фильм нахваливают. Не понравилось вообще ничего.
    Если в мире нет больше пресловутого мужского взгляда, то это банальная цензура. Про сериал Кумир мне писать не надо, как и про сериал Жизнь по вызову.
    И ещё, полагал, что интимные координаторы и миту уберут секс из кино, ан нет, он есть. Но ужасно непривлекательный, даже если и снят мужиком. И ещё, движение за равноправие уберёт красивых и сексуальных девушек из кино.
    Про Бари писать не буду — это тоже морализаторская феминистическая ерунда. И мне бы не хотелось, чтобы это всё добралось и до России. Хотя, судя по некоторым фильмам, таки, добралось и я не знаю, как это остановить(((.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *