19 апреля обласканный и зрителями, и критиками фильм «Полночь с дьяволом» вышел на стриминге Shudder. В российском же прокате он выйдет чуть позже — 6 июня.
Массовка в нарядных хэллоуинских костюмах проходит в съемочный павильон: они, те немногие счастливчики, кто отстоял очередь и попал на запись нового, специального выпуска шоу Джека Делроя (Дэвид Дастмалчян) под названием «Ночные совы». Конечно, гости сегодняшнего ночного спешела так себе, и, скорее всего, у конкурирующего по экранному времени и более успешного шоумена Джонни Карсона дела обстоят куда лучше с сегодняшним эфиром, но приходится довольствоваться малым. Экстрасенс Кристоу, ярый обличитель таких шарлатанов и фокусник по совместительству Кармайкл и парапсихолог доктор Росс-Митчел вместе с юной подопечной Лили — они стали частью выпуска, от которого зависит судьба передачи и самого Джека. Но что, если шоу перестанет быть ловкой продюсерской постановкой и превратится в настоящий дьявольский кошмар с участием присутствующих?
Зайдя на любой киноагрегатор, вы вряд ли увидите много хоррор-фильмов в топе сайтов, но те, что будут, можно условно распределить на три группы. Фильмы студии А24 (привет, Ари Астер, Роберт Эггергс и все-все-все), добротные зрительские любимчики («Поезд в Пусан», «Оно», «Чужой»), а есть та самая красно-серая зона, в которую ссылаются остальные.
Их территория достаточно неизведанная и загадочная, потому что, включив фильмы оттуда, напороться можно на что угодно: тут и золотая классика в виде «Техасской резни бензопилой» вместе с испанским «Репортажем»; и второсортные сиквелы («Сайлент Хилл 2», «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»); и малобюджетный трэш начинающих авторов. Однако в этом котловане и те, кто безобразно затерялись в этом потоке и не нашли своих зрителей, например, хоррор-комедия «Страна чудес Вилли» о противостояние аниматроников с немым Николасом Кейджем или драматический «Варвар», переоткрывающий идею о монстрах в подвале. К сожалению, среди них окажется и «Полночь с дьяволом».
Свойственное пост-хоррорам медленное развитие сюжета здесь обретает какую-то совершенно другую, концептуальную форму. Для того чтобы попытаться понять ее специфику, есть два непохожих фильма, сливающихся воедино в этом фильме — «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» и «Однажды в … Голливуде». От первого в «Полночи с дьяволом» есть документальная съемка и эффект «найденной пленки», а от тарантиновского шедевра взят курс на скрупулезную стилизацию под Америку прошлого века. Это чувствуется с первых секунд фильма, когда зрителю презентуется фрагмент из «фильма» о Джеке Делрое. Вместе с засветами на зернистых цветных видео и черно-белых фото в виде полицейского отчета тут характерная для 1970-х гулкость телевизионного звука.
Все то, что происходит в одной небольшой студии, описывается несколькими словами, при этом избегая тезиса об «изгнании дьявола в прямом эфире». Такое обобщение представляет фильм скорее в формате «Заклятия» с классическими до мозга костей приемами и скримерами. Будучи слоубернером, «Полночь с дьяволом» нагнетает атмосферу совсем другими приемами, например, элементами боди-хоррора, добротными скримерами в нужных моментах и жуткие лица двадцать пятым кадром. Вместе с главным героем зритель оказывается в ситуации, когда основную структуру вечернего выпуска мы вроде знаем, но импровизация и гости со своими особенностями способны поменять сценарий за секунду. Тягучая неизвестность движется вместе с самим шоу, а нам остается только следить за ним и ждать очередного поворота.
Мистическая составляющая тесно сосуществует с бытовой, образуя в этой синергии, практически незаметный и неяркий психологизм. Так, стремительный и непонятно откуда взявшийся рак легких у некурящей жены рифмуется с жестокой ритуальной платой за славу, а президентские выборы, заставившие всю страну прилипнуть к экранам, напоминают, что за всеми событиями стоят могущественные белые мужчины из лесного культа. Тема власти над людьми, и особенно посредством медиа, здесь также важна, как и сверхъестественное, незримо обитающее в каждом уголке студии.
Просмотр «Полуночи с дьяволом» полностью окупает свои особенности, которые могут показаться излишним китчем и чем-то очень экспериментальным. Но этот эксперимент заставляет сначала просто заинтересоваться причудливым выпуском, затем постепенно, но сильно вжимает в кресло от страха и неожиданности.