Седьмая серия – выдающаяся. Мандалорцы возвращаются домой, чтобы найти новую надежду, но находят скрытую угрозу. Там, где обещали возвращение джедая, империя нанесла ответный удар. К финалу «Мандалорец» подходит в лучшей форме, а на такие «Звездные войны» можно смотреть вечно.
Предыдущие рекапы:
Внимание: далее в тексте спойлеры к 7-му эпизоду сериала «Мандалорец»
Элайя (Кэти М О’Брайен) идёт по залитым неоном улицам Корусанта («Бегущий по лезвию» в чистом виде), чтобы сообщить что-то моффу Гидеону (Джанкарло Эспозито). Ожидаемо, её реабилитация и работа во внутренних органах Новой Республики – продолжение службы Империи, просто из пилота она стала шпионом. Гидеон недоволен, поскольку куда-то спешит, но информация, говорит Элайя, слишком важна, чтобы медлить: пиратов выгнали с Неварро, причем не силами Новой Республики, а с помощью мандалорцев, которых теперь ведёт Бо-Катан. Гидеон понимает, что на горизонте замаячило объединение мандалорских кланов, которые, видимо, могут помешать его планам.
В следующей сцене, после проходки в стиле Дарта Вейдера по длинному коридору, пересенному в «Мандалорца» прямо из «Скрытой угрозы», мимо результатов неудачных экспериментов с клонированием (где это он? что это за коридор?), нам несколько приоткрывают эти, собственно, планы. Оказывается, Империя не уничтожена, но ушла в тень, и бывшие высокопоставленные офицеры вынашивают план по возвращению власти в свои (или чужие – клонируют, вероятно, Палпатина) руки.
Мофф Гидеон, капитан Хакс (отец Хакса из сиквелов! Играет его Брайан Глисон, брат Доннела), ещё несколько смутно знакомых лиц, лысый мужчина, напоминающий Геринга, – на тайном собрании они делят власть и ресуры, ругают друг друга, обсуждают таинственный проект «Некромант». Гидеон рассказывает, что мандалорцы объединяются, и просит для борьбы с этой угрозой больше штурмовиков и трёх преторианских гвардейцев (личная стража в красной броне из «Последних джедаев»). Ему их дают.
Тем временем флот мандалорцев, возвращенный Бо-Катан (Кэти Сакхофф), появляется над Неварро. Сама Бо-Катан слегка в панике, поскольку не понимает, как пройдёт знакомство наёмников и фанатиков. Стоят стенка на стенку они действительно довольно угрожающе, но напряжение снимает Кузнец, приглашая мандалорцев разбить лагерь и ночью пировать вместе. Дина отзывает в сторонку Гриф Карга (Карл Уэзерс), дарит старому другу корусантский коньяк и зовёт в город.
В городе, в кабинете Карги, анзелланец-механик из первой серии показывает Дину и Грогу своё изобретение: IG-11, превращенный из дроида-ассасина в (странно это писать, конечно) экзоскелет для малыша, IG-12. Дин верно чувствует, что это плохая идея, но Карга полон энтузиазма, сажает Грогу в эту штуку, и вот уже радости малыша нет предела.
Он быстро учится управлять своим дроидом (что-то среднее между «Железным человеком» и «Тихоокеанским рубежом») и особенно счастлив тому, что может, двигая рычагом, говорить два слова: «да» и «нет». Теперь, когда малыш может говорить (немногословно, конечно, но мандалорец тоже не великий оратор), он уже не просто милый ребенок, но и довольно непоседливый, и, в общем, по-новому забавный.
Уже ночью Бо-Катан произносит небольшую речь на всеобщем собрании: Мандалор не отравлен, но высаживаться на планету всё ещё опасно: связи в атмосфере нет, какие существа пробудились после бомбежки – загадка. Чтобы исследовать планету и найти столицу владелице темного меча требуется отряд добровольцев.
Надо сказать, вызваться не поспешил никто. Первым поднялся Дин (и Грогу!), за ним друзья Бо-Катан из Ночных Сов и монументальный Паз Визсла, еще несколько воинов и Кузнец. Сбор отряда напоминает великую сцену из фильма «Спартак» Кубрика, и это милая отсылка, хотя и в принципе популярная в последние годы.
В следующей сцене флот мандалорцев уже расположился на орбите планеты, и отряд высадился на Мандалор. Оставив корабль, разведчики неровным строем отправились на поиски Кузницы, но нашли кое-что другое. Некоторое время спустя Дин заметил транспорт (парусный наземный корабль), движущийся в их сторону. После диалога с чужаками о еде, те вылетели с корабля на ранцах (это мандалорцы!) и узнали в говорившей леди Бо-Катан Криз. Когда один из этих людей говорит: «Наши бластеры на вашей службе, госпожа», – Бо-Катан оказывается рада и расстроена одновременно.
Уже на пиру эти мандалорцы – осунувшиеся, изнеможденные, но стойкие удивительно – рассказывают, что когда Империя бомбила, планету и никого не выпускали, они не улетели с Мандалора, но и защитить его не смогли. Но ждали, что Бо-Катан (тогда – правительница) их не оставит, что борьба продолжается.
Бо-Катан же вынуждена сообщить им, что борьба давно завершилась, мандалорцы сдались или попрятались (как клан Дина). Когда поражение было неизбежно, она и сама сдалась. И отдала темный меч Гидеону взамен на обещание не бомбить планету и не уничтожать их народ. Своего слова Гидеон, естественно, не сдержал, и признание даётся женщине нелегко.
Ночью Бо-Катан смотрит на небо и не понимает, почему оно, в общем, не упало ещё: её народ разделен, мандалорцы озлоблены, разочарованы, растеряны; всё, что у неё есть, чтобы объединить их, – темный меч, великий, но не всемогущий атрибут власти. Её – и это ожидаемо и неожиданно одновременно – обнадёживает Дин. Даже в рамках «Звездных войн» мандалорец – не самый разговорчивый персонаж, и поэтому его тирада – что он следует за Бо-Катан не из-за того, что она владеет мечом, а из-за того, кто она, какой она человек – оказывается странно милой и даже, в общем, прекрасной.
Утром Кузнец увозит тех найденных мандалорцев, которые не могут сражаться, на корабль, а отряд продолжает своё путешествие к великой кузнице, столице планеты. По пути случается драка между Эксом Воувсом и Пазом Визслой, которые не сошлись в правилах игры в космические шахматы. Разнимает этих агрессивных любителей насилия малыш Йода в костюме IG-12. Дин отказывается от восхищения Бо-Катан – это не он научил малыша такому практическому пацифизму (вообще, Люк, наверное, научил, но, учитывая, что сам Дин тоже хотел вмешаться, он немного всё-таки скромничает).
Когда герои приближаются к цели, пробуждается что-то вроде Годзиллы (или динозавра, как вам нравится), крушит корабль мандалорцев и заставляет их рассеяться. Некоторые гибнут, но значительная часть отряда проникает в Кузницу – точнее, что от неё осталось.
Шок от того, что случилось с их планетой, прерывают своим прилётом имперские штурмовики, притом закованные в бескар. В завязавшемся сражении мандалорцы одерживают верх и преследуют противника, но это оказывается, конечно, западней. В ловушку попадает Дин, которого от товарищей отделяет неожиданно заперевшаяся дверь (прямо как Квай-Гона Джинна в «Скрытой угрозе»).
Бо-Катан бьётся об дверь, а к Дину приближается мофф Гидеон в черной – очевидно, пародирующей мандалорскую, – броне. Дина уводят, видимо, на пытку; бомбардировщики и истребители взлетают, чтобы уничтожить мандалорский флот, а Гидеон, разразившись самодовольным монологом, требует вернуть ему темный меч и сдаться. Бо-Катан отказывается и бежит прорезать проход к отступлению (меч-то лазерный), пока Паз Визсла и другие берут огонь на себя.
Гидеон сразу же улетает, мандалорцы довольно быстро ретируются, но когда настаёт очередь Визслы, тот закрывает за своей спиной дверь и говорит Бо-Катан уходить. Штурмовиков слишком много, и если он не отвлечет их – остальные уйти не смогут. Бо-Катан с тяжелым сердцем бежит вслед за остальными, пока Паз Визсла принимает, со словами «таков путь», свой последний бой.
Ему удаётся, даже после того, как перегревается его пулемет, стянуть силы противника на себя и даже сокрушить их. Когда он голыми руками расправляется с оставшимися штурмовиками, кажется даже, что надежда есть, но появляются преторианские гвардейцы, и Визсла в неравном бою погибает. Камера отдаляется. Таков, вероятно, путь.
Впечатления
Рекап не некролог, ясное дело, но Визсла погиб в лучших традициях Боромира и того минотавра, который так долго держал ворота в «Принце Каспиане», и при этом совершенно по-своему. В «Звездных войнах» хватало всегда героических смертей, но самопожертвование Паза Визслы, героя, который удивлял, раздражал, радовал, но в итоге всех спас, не теряется даже на этом фоне. Будет, что и говорить, его не хватать.
Второй великий момент эпизода – речь Дина. То ли потому, что он редко и немного говорит; то ли потому, что он сказал это так искренне, но когда он уверил Бо-Катан в том, что «служит» ей не из-за меча, происхождения или статуса, но из-за того, что видит в ней честь, верность и характер – качества, которые так ценит, – это очень попросту трогательно. И сыграно прекрасно – и его речь, и благодарность в её глазах.
Некоторую таинственность и без того печальному и масштабному эпизоду добавляет название. Серия называется «Шпионы» (Spies), но шпиона показали только одного – Элайю Кейн на Корусанте. Это наводит на мысль, что второй шпион – кто-то из мандалорцев, но кто?
Дин? Вряд ли. Бо-Катан? Совсем нет. Кузнец? Вот на этом многие сходятся, поскольку слишком вовремя она улетела. И всё-таки это странный ход. Экс Воувс? Вероятно, хотя как будто очевидно. Те мандалорцы, найденные на планете? Кто знает. Стоит помнить, что Гидеона из плена вытащил кто-то со звездолетом (и вероятно – какой-то мандалорец), то есть Кузнеца можно и исключить, ведь у их племени космических кораблей нет. Интересной выглядит ставка на подругу Бо-Катан из Ночных Сов: персонаж достаточно важный, чтобы запомниться, и достаточно неважный, чтобы можно было усомниться в её мотивации. С опаской ставим на неё, хотя скорее всего будет какой-то сюрприз.
От особенных рассуждений воздержимся до финального эпизода – седьмая серия была выдающейся, грустной, пафосной, заставила вспомнить оригинальные «Звездные войны»: безнадежность и вера смешаны здесь в тех же пропорциях, герои так же легко оказываются злодеями, проблемы далекой-далекой галактики так же легко оказывается принять близко к сердцу.
Предсказания по финалу простые. Конец первого сезона был грустным, второго – печальным до невозможности и, кажется, в третьем дела лучше не будут. По крайней мере, на это ничего не указывает. Некоторые говорят, что Бо-Катан погибнет или Дину подчистят память, но вот в это верить не хочется. Шлем с Педро Паскаля скорее всего снимут, но это и к лучшему. В остальном – интрига, ждём!