Бунтарь с причиной. Рекап пятого эпизода сериала «Андор»

Рекап 5-го эпизода сериала «Андор»

Повстанцы ссорятся, миллениалы спорят с бумерами, бывшие зеки меряются наколками. И да, всё это – «Звёздные войны» и сериал «Андор».

Пятая серия «Андора» – пока что самая интересная в сериале: в ней есть некоторая динамика, хорошо поданы конфликты по все стороны баррикад, и наконец-то завершилось введение новых героев. Разбираемся, что показали в этом интенсивном эпизоде и как соотносятся «Звездные войны» и анархизм (спойлер: отлично).

Предыдущие рекапы:

1-3 серии

4 серия


Внимание: далее в тексте спойлеры к 5-й серии сериала «Андор»


Серия начинается необычно – с поэзии футуристичного города. Уволенный полицейский Сирил Карн (антагонист первых эпизодов) смотрит в окно, в окне индустриальный пейзаж, на лице тоска, ситуация к тому же подозрительно напоминает мем «Россия для грустных».

Дальше следует совершенно балабановский разговор героя с матерью (Кэтрин Хантер, гениально сыгравшая сестёр-ведьм в «Трагедии Макбета» Джоэла Коэна), в хрущевку которой он вернулся после увольнения. Она критикует его карьерные решения, констатирует отсутствие перспектив и отвечает на сарказм сына сарказмом пожестче.

Их семейные отношения вообще довольно неочевидные, чувствуется натянутость и незримое присутствие давнего конфликта. Чтобы решить (в её понимании) проблемы сына мать хочет позвонить дяде Харло (тот самый родственник в любой социальной драме, который всегда подкинет какую-нибудь работу). Карн явно не в восторге, да и судя по течению сцены дядя Харло живет в Питере, откликается на прозвище Татарин и лицом похож на Виктора Сухорукова.

Сирил Карн, Кайл Соллер, Кэтрин Хантер
Кадр из сериала «Андор»

Тем временем на Алдани, на фоне совсем неиндустриального пейзажа, просыпается Кассиан (Диего Луна, меланхоличный и решительный одновременно), замечает пропажу своих вещей и быстро понимает, в чём дело. Его вещи (в том числе – оружие) осматривает один из повстанцев, Скин, подозревая новичка в предательстве. Андор зол, но виду не подаёт, на вопросы о себе отвечает уклончиво. А вот Скин довольно разговорчив – он ловит взгляд Кассиана на своих татуировках и оказывается совсем не против о них рассказать.

Скин сидел, очевидно, за убийство, а Андор разбирается в воровских наколках, потому что тоже сидел, правда, в юношеской колонии. Скин, как уголовник – уголовнику, рассказывает Кассиану, что участвует в их ограблении ради мести. Андор расспрашивает его про членов отряда, и так мы узнаем, что хотя эти ребята похожи на сброд, у каждого есть свои мотивы и скрытые возможности.

В квартире же Сирила Карна тем временем состоялся звонок дяде, и мать с сыном это обсуждают. Она напирает на то, что сын сам виноват в своих проблемах, он – скрытым, правда, текстом, на то, что она не тянет на финалистку в конкурсе «Мать года». Мы много чего видели в «Звездных войнах», но такого, наверное, нет.

Так или иначе дядя Харло, кажется, собирается помочь, а вот сердце Сирила не спокойно – в кровати он смотрит на голограмму Андора, за столом настойчиво игнорирует хлопья (что характерно, они там и на обед, и на ужин). Куда приведёт его эта обсессия с поимкой Андора можно только гадать, но кажется мудрым принимать ставки на то, что этот потерянный молодой человек примкнёт в результате к восстанию.

Но самый интересный подсюжет, столичный, связан с сенатором Мон Мотмой (Женевьен О’Райли, не оторваться). Накал политических страстей на Корусанте разбавляют личные драмы: один эпизод, где сенатор завтракает и напоминает мужу, что у её водителя есть имя (и не обязательно говорить просто пренебрежительное «шофёр»), стоит значительной части фильма «Атака клонов», настолько это хорошо.

К тому же к милой семейной перепалке присоединяется в какой-то момент дочь Мотмы, подросток Лейда, и мы узнаём, что политика, в общем, попроще, чем воспитание детей – на своенравную Лейду не действуют ни авторитет матери, ни её красноречие. Мон Мотма, расстроившись, уходит; дочь эмоционально крошит свой завтрак, а муж сенатора познал, кажется, жизнь, поэтому сидит с несколько блаженным (и самодовольным) видом.

Андор, Мон Мотма, Женевьен О'Райли
Кадр из сериала «Андор»

Дальше линия сенатора не идет (а жаль), мы видим только ещё одну её вялую перепалку с мужем – по поводу благотворительной организации, которую Мон Мотма открыла, ему не сказав. Здесь не надо долго думать, чтобы понять: скрыла сенатор это неспроста. Вероятно, так она отмывает деньги для повстанцев, притом вполне возможно, что муж что-то подозревает.

Переместившись с Алдани на Корусант, эпизод раскрывает мотивы отряда повстанцев: в ключевой сцене серии Андор общается с самым молодым членом отряда, идеалистом, талантливым механиком и политическим активистом Карисом (Алекс Лоутер). Он доказывает старшим товарищам (Кассиану и саркастичному Скину), что цифровизация способствует угнетению, что Империя совершает преступления везде и сразу, потому что одно нарушение закона государством – это шок, а сорок в день – уже норма, и вообще говорит много правильных и интересных вещей, а еще рекламирует свой пишущийся манифест коммунистической партии свободного общества. 

Это неожиданно, пожалуй, для сериала по вселенной, где Империю свергли силами говорящих плюшевых мишек, но диалоги о политике – самая интересная часть «Андора», и именно благодаря им это выдающееся зрелище, настоящий такой киберпанк про мировое угнетение – как если бы школьный кружок робототехники доверили вести анархисту-луддиту. Робототехнику никто, может, и не освоит, зато избранные тезисы Революционного Катехизиса будут отскакивать от зубов.

За пятиминуткой политинформации следует организационный брифинг: глава группы Вэл и лейтенант Горн проверяют, готов ли Андор пойти до конца, но на самом деле пытаются скрыть собственное бессилие – на дело идти уже завтра, а они даже не знают, как поднять имперский корабль в воздух (Кассиан знает, им повезло). Над лагерем тем временем летают имперские разведчики, находиться на пустоши всё опаснее, и тем не менее подготовка идёт полным ходом – Андор учится маршировать, остальные подкармливают местных овец и готовятся к отходу.

Андор, Фэй Марсей
Кадр из сериала «Андор»

Уже в пути Кассиан обсуждает с Вэл лейтенанта Горна – как известно, двойной агент чаще всего оказывается тройным, поэтому подозрительный вор ему не доверяет. Вэл объясняет Андору, что Горн любил Империю и женщину с Алдани, но тоталитаризм не терпит ничего человеческого, поэтому несчастный лейтенант вначале потерял повышение, потом женщину, а потом и любовь к Империи. Андор верит соратнице, но вот ему самому не верит никто. Мнительный Скин и вовсе считает героя шпионом.

Из мрачных предгорий Алдани, условной Шотландии с светофильтрами Кена Лоуча, мы вновь переносимся на Корусант. В подвалах имперского КГБ Дедра Миро (введенная в прошлой серии офицер) упорно ищет следы заговора загадочных бунтовщиков, притом ищет именно там, где он действительно есть.

А на Алдани эскалация недоверия в отряде приводит к тому, что Скин угрожает Андору ножом и отнимает у него кайбер-кристал (который в качестве залога двухсот тысяч кредитов за дело дал ему Лютен, герой Скарсгарда). Открытое противостояние набирает обороты: все целятся друг в друга, а Скин задаётся разумным вопросом: как можно доверять человеку из ниоткуда, еще и с такой дорогой вещью при себе. Андор в итоге рассказывает отряду, что он наёмник, то есть в отличие от них получит не только моральное удовлетворение, но еще и деньги за труды.

Все в результате примиряются с продажной сущностью Андора, а в финале Скин даже извиняется перед Кассианом, рассказывая, что ненавидит Империю не за то, что отсидел, а за то, что та фактически убила его брата – фермера, чью ферму затопили местные чиновники, лишив того смысла жизни. После этой истории у Скина не осталось сомнений в том, что с Империй нужно бороться, а у нас, зрителей сентиментальных, – что этот сериал стоит, конечно, любить.

Андор, Диего Луна, Алекс Лоутер
Кадр из сериала «Андор»

А пока повстанцы готовятся к делу, их тайный куратор Лютен Раэль на Корусанте не может уснуть и ловит сигнал от них на сбившихся радиочастотах. Устав, очевидно, от шума помех, его помощница убеждает волнительного заговорщика поспать: проконтролировать всё – невозможно.

Как это было?

Пятый эпизод получился интересным, хотя в нем не так уж много произошло: события на Алдани развиваются активно, а вот на Корусанте все четыре (Раэль, Карн, Мон Мотма, Миро) сюжетные линии даны скорее наброском, хотя артисты прекрасные, снято красиов, ждём, что будет дальше. А вот за повстанцами впервые в истории live-action «Звездных войн» действительно интересно наблюдать. У второстепенных бунтовщиков здесь есть характеры, есть мотивации, и есть даже некоторое их разнообразие — впервые, в общем-то, мы видим, что восстание бывшего зека и восстание идеалиста-анархиста это два несколько разных процесса, хотя цель, конечно, одна.

Да и то не совсем – ещё чуть-чуть авторской фривольности и в далекой-далекой галактике всерьез поймут, что есть не только свобода от, но и свобода для. К чему будет стремиться восстание, когда Империя падет? К реставрации Республики? К конфедерации свободных систем? Может, к модели галактического Евросоюза? Если в «Андоре» зададут хотя бы один из этих вопросов, Тони Гилрою нужно будет давать «Эмми», да, в общем-то, и уже можно: при том, что сериал – качественное развлечение, это ещё и актуальное высказывание о политике, свободе и ответственности. В конце концов, это первый раз в «Звездных войнах», когда кто-то пишет манифест.

Понравился материал? Поделись с друзьями: