В третьем эпизоде неожиданно много обычной жизни, политической сатиры и человеческой трагедии. Серия рассказывает о жизни после трибунала, о любви после тоталитаризма, о стране после террора – неожиданные темы, что и говорить.
Предыдущие рекапы:
Внимание: далее в тексте спойлеры к 3-му эпизоду сериала «Мандалорец»
Эпизод начинается с того же момента, на котором закончился предыдущий: Бо-Катан (Кэти Сакхофф) вытащила Дина (Педро Паскаль) из воды и слегка шокирована тем, что увидела в глубине (вроде бы Мифозавра). Она задает товарищу наводящие вопросы, но тот ничего не видел, и она ничего ему не рассказывает (почему? Из-за пророчества? Из-за страха?). Главное, что теперь мандалорец отмыл (буквально) свои грехи и может вернуться в клан.
По дороге домой он благодарит Бо-Катан, та всё ещё осмысляет произошедшее, но их мысли о себе и, возможно, друг о друге (ох уж этот обмен фразами «Таков путь», даже Грогу на заднем плане в восторге) прерывает налет имперских истребителей. Империя, конечно, пала, но некоторые бывшие военные и чиновники ушли со своими людьми в подполье, и Бо-Катан, по её признанию, с ними не в ладах. Из интенсивной перестрелки – Крайз вспоминает детство и планомерно выкашивает вражеские истребители, Дин экстренно пересаживается на свой звездолет и в какой-то момент камнем падает вниз в искусном пике и прочие маленькие радости – мандалорцы выходят победителями, но это пиррова победа.
Бомбардировщики уничтожили замок Бо-Катан (и она в ярости – пока что лучшая часть сезона), а за нашими героями увязалась целая эскадрилья, которой по-хорошему не может быть у какого-то бывшего генерала (Первый орден?). Мандалорцы уходят в гиперпространство, и выйдут они из него только под конец эпизода.
Чтобы не разрывать повествование, мы расскажем финал с ними сразу, а дальше вернемся к основному содержанию серии. Мандалорец привёл Бо-Катан в убежище своего клана, от чего она, в общем, не в восторге. Там в свою очередь не в восторге от его возвращения – прямо на пороге Паз Визсла (Тейт Флетчер) сообщает Дину, что ему тут не рады. Бо-Катан представляется и ручается, что он действительно искупался в Священных водах, да и вообще. Но ей веры нет – Крайз для клана Детей Дозора отступница веры и ничем не лучше Дина.
Тем не менее их пускают к Кузнецу (Эмили Суоллоу), Дин даёт ей пробу воды из скляночки, она выливает её в котел, и тот покрывается туманом. Невольно возникает ощущение, что сейчас появится Дамблдор и скажет, что любопытство не порок. Но нет, если это и омут памяти, то нам об этом пока не говорят.
Кузнец сообщает Дину, что он искупил грехи, и, это самое неожиданное, добавляет, что Бо-Катан искупила грехи тоже, и если она не снимала шлем с тех пор, как спасла мандалорца, то она может следовать Пути и жить с их кланом. Бо-Катан шокирована (предположительно, сквозь шлем не так много видно, что уж), её и Дина все похлопывают по плечам и принимают, так сказать, в семью. Неожиданный поворот, что и говорить. Бо-Катан при этом смотрит на висящую на стене голову Мифозавра, отлитую из бескара.
Остальные полчаса с небольшим посвящены совсем уж неожиданному сюжету. Как мы помним из второго сезона, мофф Гидеон и его приспешники были взяты в плен. Как мы узнали из этого – над ними учинен трибунал. Межгалактическую Гаагу нам, увы, не показывают, но это в принципе ладно, насмотримся ещё. Серия рассказывает не о самом процессе над военными преступникам, а о программе реабилитации, в которую попал доктор Першинг (Омид Абтахи), бывший имперский ученый, большой специалист по клонированию.
Сейчас он трудится на никому не нужной работе, живет в центре реабилитации, куда переселился из института реинтеграции. Центр лучше института, в этом уверены его бывшие сослуживцы и новые сожители – пилоты, солдаты, офицеры Империи. Одна из них, G68 (Кэти М О’Брайен), работала раньше на корабле моффа Гидеона (Джанкарло Эспозито), и одно напоминание об этом имени всех слегка пугает, но они пьют какой-то интересный напиток (мутная вода, по цвету похоже, что имперцы гонят самогон), обсуждают печеньки, которые раньше входили в паек и, кажется, совсем не против стать частью Новой Республики.
Ночью Першинг находит у порога черный ящик с печеньками, которые ему так нравятся. В целом понятно, от кого они (G68, они вроде понравились друг другу). И в следующей сцене герои уже гуляют по Корусанту, едят мороженое и восхищенно смотрят на вершину самой высокой горы планеты – и заодно единственную часть естественного пейзажа, который можно увидеть на всём Корусанте (всё остальное – гигантский город).
G68 и Першинг обсуждают его прошлую работу; то, что его исследования могли бы быть полезны Новой Республики, которая, избавляясь от имперского прошлого, периодически выплескивает с водой ребенка, и девушка предлагает Першингу продолжить его научную работу, несмотря на запрет. Ведь именно следование правилам когда-то привело их к пособничеству имперскому тоталитаризму, поэтому нарушить их ради благого дела – не преступление.
Поначалу доктор Першинг противостоит этой идее, но смертельная скучность будней, еженедельные беседы с дроидом-инспектором психологического состояния и соблазнительная мысль, что он может быть полезен новому сообществу, строящемуся государству, вынуждают его согласиться на предложение новой подруги из старой жизни.
Ближайшей ночью они выбираются из кампуса (перед этим Першинг у зеркала убеждает себя в правильности этой затеи) и, минуя охрану на вокзале, садятся на трамвай, который, что характерно, несётся по воздуху. На них с подозрением смотрит гигантский мужчина инопланетной расы (знакомой нам по «Войнам клонов»), но G68 проводит с ним лучший small talk в истории: «Таундельники, я права?» (видимо, это понедельник или вроде того). Мужчина оттаивает, таундельник – день тяжелый.
Поскольку наши герои не купили билет, их спокойствие и ложное, и временное, и уже в следующей сцене они бегут от дроида-контроллера через весь трамвай, чтобы с него спрыгнуть (мягкая посадка на мешки) и оказаться прямо на кладбище мертвых кораблей Империи, где царственно покоится гигантский крейсер Звездный разрушитель, некогда великая сила Империи, теперь – куча мусора. Он нужен им, чтобы достать передвижную лабораторию, необходимую для исследований Першинга.
На корабле они наконец называют друг другу свои настоящие имены: он Першинг, она Элайя, они столько лет ходили по одним коридорам, но так и не представились друг другу. Однако дела не ждут, и вот герои уже в лаборатории корабля, где восхищенный Першинг делится с подругой детскими воспоминаниями. Их идиллию прерывает приближение патруля – то есть крейсер всё-таки охраняется – от которого герои бегут по лабиринтам корабля, вырываются на свободу и попадают в окружение. В этот момент Элайя отходит от Першинга к полицейским и сдаёт его им. Всё было подстроено: новые времена, старые предательства.
В следующей сцене Першинг уже лежит на операционном столе у какого-то очень современного прибора для промывки мозгов. Добрый доктор убеждает героя, что это не стиратель памяти, что это просто поможет ему стать новым человеком, что он сам через это прошёл и прочее. Першинг дрожит от страха, всё это страшно напоминает лоботомию. Когда его всё-таки подключают к аппарату, Элайя в соседней комнате, наблюдающая за «облегчением страданий друга», выкручивает регулятор прибора на максимум. Видимо, всё-таки лоботомия.
Впечатления
Этот красивейший эпизод – виды Корусанта, замечательная перестрелка, очень грамотные мизансцены – снял Ли Айзек Чун, режиссёр фильма «Минари» (один из самых интересных номинантов на Оскар в прошлом году). Режиссёр отличный и эпизод вышел замечательный, даже несмотря на то, что он отрывается от истории самого Мандалорца, чтобы, во-первых, ввести нового антагониста (видимо, это Элайя, и ставлю на то, что она работает на Гидеона или кого-то такого); а во-вторых – показать обычную жизнь Галактики. На Корусанте не только вершат судьбы и рушат жизни, но и собственно живут – трамвай, мороженое, разговорчивый дроид-таксист. «Мандалорец» позволяет чуть получше взглянуть не на великих людей далекой-далекой галактики, а на обычных. И это, естественно, радует.
«Мандалорец», конечно, не «Андор», но именно поэтому моральная неоднозначность серии, её политическая сатира так радуют и так обескураживают. Есть даже ощущение, что шоураннер «Андора» Тони Гилрой подарил коллегам книжку по политической теории – не Ханну Арендт, так Бакунина. Новая Республика показана здесь мало чем отличающейся от Империи (все государства, как известно, плохи) – те же коррумпированные элиты, которые даже не отличают режимы (смешной эпизод в начале серии), те же внесудебные наказания за проступки (лоботомия без решения суда – это тоталитаризм, друзья), те же попытки создать идеального для государства гражданина вместо того, чтобы стать идеальным государством для гражданина. В общем, принудительная психиатрия, привет, СССР.
Что же насчёт сюжета с Мифозавром, Бо-Катан, Дином и кланом – там всё хорошо (а в части с дуэлью на звездолётах даже слишком хорошо, попросту великолепно), хотя пока не очень ясно, куда глобально всё движется. Но твист с Бо-Катан и принятием в клан – улетный. Правда, перспектива наблюдать за актрисой Кэти Сакхофф в шлеме радует меньше, чем перспектива видеть её без шлема. Ещё очень жаль её замок, конечно.