Первая «Дюна» вышла в 2021 году, хотя должна была появиться в кино на год раньше, но у пандемии коронавируса были другие планы. Продолжение постановщик Дени Вильнёв планировал показать людям в 2023 году, но опять всё пошло не так, как задумано, потому что актёры и сценаристы решили бастовать, поэтому прокат был отложен на полгода. И вот сиквел, экранизирующий вторую половину одной книги, наконец добрался до кинотеатров, причём от этого только выиграл, став первой поистине громкой премьерой 2024 года и ещё больше унизив «Мадам Паутину» и «Аргайла».
Шо по сюжету?
Вторая «Дюна» стартует ровно с того места, где мы с ней распрощались в конце первой части. Пол (Тимоти Шаламе) со своей матерью Джессикой (Ребекка Фергюсон) примкнули к отряду фрименов под руководством Стилгара (Хавьер Бардем) и направляются в общее укрытие (ситч) под названием Табр, где вынуждены будут пройти через испытания, чтобы остаться в рядах народа пустыни. Беременная Джессика встаёт перед выбором: выпить яд и стать новой Преподобной Матерью или умереть, а Пол, которого некоторые считают мессией из Пророчества, не без помощи Чани (Зендея) должен стать настоящим фрименом и оседлать Шаи-Хулуда (Песчаного червя).
Тем временем нехороший падишах-император Шаддам IV (Кристофер Уокен) возвращает Арракис жестоким Харконненам, а его дочка, принцесса Ирулан (Флоренс Пью), ведёт летопись, где рассуждает об уничтожении Дома Атрейдесов, и явно плетёт какие-то интриги с главной Преподобной матерью ордена Бене Гессерит Гайей-Еленой Мохийам (Шарлотта Рэмплинг), находящейся при дворе. Теперь, когда барон Владимир Харконнен (Стеллан Скарсгард) снова контролирует Дюну, он назначает ответственным за планету, за добычу Пряности и за истребление фрименов Зверя Раббана (Дэйв Батиста). Но тот явно не справляется, поэтому появляется мысль заменить родственничка на ещё более кровожадного племянника Фейд-Рауту (Остин Батлер), на которого у барона (и не только у него) грандиозные и перспективные планы.
Похорошела «Дюна» при Вильнёве
Если взглянуть на описание сюжета, пестрящее неймдроппингом и терминологией лора, то уже можно погрязнуть в песках, поэтому смотреть вторую «Дюну» без понимания хотя бы первой части — гиблое дело. Казалось бы, в 2021 году и так было не совсем ясно, что происходит на экране (в силу сложности самой вселенной), а значит в сиквеле режиссёр должен всё разложить по полочкам. Жаль, конечно, что в этой экранизации так не работает. Как бы Вильнёв и его соавтор сценария Джон Спэйтс не упрощали роман-первоисточник Фрэнка Герберта, он всё равно остаётся достаточно сложным для обычного зрителя и для полноценной адаптации.
Книга настолько многослойная и запутанная, что постановщику не хватило и 5.5 часов, чтобы полностью осилить её. Пришлось перелопатить некоторые сюжетные линии, отказаться от каких-то персонажей, вырезать часть отснятого материала и пустить под ножницы некоторые моменты, сжав временные рамки повествования. Иначе возникал риск настолько перегрузить зрителя, что вышло бы совсем плохо, а так Дени Вильнёв сделал всё, что было в его силах, чтобы подарить миру отличную экранизацию. И у него это получилось. Лучшего варианта, чем эта дилогия, у фанатов, наверное, не будет (по крайней мере ближайшие пару десятилетий).
«Дюна: Часть вторая» отличный и шедевральный фильм ровно настолько, насколько слабый и неровный. Его можно бесконечно ругать и бесконечно хвалить одновременно. Понятное дело, что экранизация — это всегда отдельный продукт, но в то же время её нельзя не сравнивать с первоисточником, как бы парадоксально это ни звучало. И вот сравнений с книгой «Дюна», естественно, не выдерживает.
Если первая часть была достаточно точной и практически подробно шла по тексту, то в продолжении всё-таки недосказанности в разы больше. Персонажей Зендеи и Ребекки Фергюсон видоизменили настолько, что они практически полностью стали отличаться от прототипов, а продолжительность истории сократили с нескольких лет до полугода, что лишило сюжет некоторых важных событий.
Возможно, зритель, не знакомый с романом, не поймёт, где проходит тонкая грань между Усулом и Муад’Дибом, а также чем Квисатц Хадерах отличается от махди Лисан аль-Гаиба, и почему это всё один человек по имени Пол Атрейдес. Также не совсем ясно, причём здесь вообще ядерное оружие, Пряность и какое отношение ко всему происходящему имеют некие Великие Дома? Таких вопросов, вероятно, можно раскопать ещё много, но надо ли? Таков удел адаптации: упрощать первоисточник и отказываться от чего-то, чтобы превратить экранизацию в достойное кино.
Естественно, сделать из одной книги трилогию Вильнёву никто не позволил бы (хотя он, как фанат, скорее всего, был бы рад такой перспективе), да и на режиссёрские версии, подобно «Властелину колец» Питера Джексона «ворнеры» вряд ли бы раскошелились, так что фильмы «Дюна» и «Дюна: Часть вторая» — лучший вариант, который могут предложить фанатам. Тем более, что сделаны картины с нереальной любовью к первоисточнику, да и впечатляющих эмоций дарят целую кучу и ещё немножечко сверху.
Я готов вечно снимать песок, по которому ты ходила
«Дюна: Часть вторая» — это кино, где заметен каждый цент 190-миллионного бюджета. Дени Вильнёв — безупречный ремесленник, поэтому картинка у ленты просто шикарная. Теперь кинокомиксы вроде «Капитана Марвел 2» или «Флэша» выглядят ещё более жалко на фоне грандиозного артбастера (особенно если сравнить, сколько денег было потрачено и результаты). Режиссёр остаётся верен себе и сохраняет свою любовь к брутализму и медитативному созерцанию. Правда, в один момент темп повествования играет с постановщиком злую шутку, и события начинают скопом происходить в один момент, хотя до этого персонажи просто очень долго бегали по пустыне.
Тем не менее, действо на экране просто завораживает. Можно бесконечно смотреть, как фримены сражаются с врагами, как дерётся устрашающий Остин Батлер и как седлает червя молодой Атрейдес (осторожно, в данной сцене вероятны мурашки). Вообще, Дени Вильнёв настолько умело и шикарно обращается с сеттингом и сюжетом, что зритель буквально попадает в зыбучие пески и полностью погружается в фильм.
За почти 3 часа ни разу не хочется взглянуть на часы. Наоборот, возникает желание задержаться в кинотеатре, чтобы побольше узнать о планете Гьеди Прайм, сделанной в ч/б тонах, или получить дополнительную порцию набегов фрименов на отряды с комбайнами, собирающими Пряность. Да что там, хочется больше червей! Глупо отрицать, что сеттинг просто выше всяческих похвал. Цветовая палитра, декорации, саунд-дизайн и визуальные эффекты в симбиозе с авторским виденьем Вильнёва породили невероятный идеальный мир «Дюны». Такой работе хочется аплодировать.
Плюсом всё это украшено просто гениальнейшей музыкой Ханса Циммера (кто бы сомневался в его мастерстве), сделавшего добрую половину фильма. Благодаря саундтреку кажется, будто ты становишься свидетелем чрезвычайно важного и грандиозного события. Складывается ощущение, что тебе несказанно повезло быть здесь в кинотеатре и на большом экране лицезреть такую масштабную работу. Хотя есть и чисто субъективный минус: немного некомфортно смотреть в те моменты, когда камера Грега Фрейзера ловит очень крупные планы лиц актёров (таких кадров достаточно много). Да и никто не сомневается в красоте Шаламе или Зендеи.
Возможно, это сделано для того, чтобы мы оценили крутую игру всех актёров, но её, признаться, и невооруженным взглядом заметно. Про Тимоти Шаламе и Ребекку Фергюсон стало всё ясно ещё в прошлой части, а в сиквеле новыми красками заиграли Зендея и Хавьер Бардем, к которым присоединился невероятный Остин Батлер с вайбом Джокера. Жаль, маловато Стеллана Скарсгарда, зато Джошу Бролину и его томным взглядам в камеру будто дали экранного времени чуть больше положенного (лучше бы Леа Сейду чуть дольше побыла с нами).
Про остальных сказать особо нечего, потому что картина, к сожалению, не имеет возможности идти ещё дольше и раскрыться в полной мере многим не удалось. Зато сюрпризом каста стала Аня Тейлор-Джой, что очень приятно. «Дюна» на глазах привлекает в новую киновселенную лучших представителей современного Голливуда, и это прекрасно!
Также лента не лишена отличных остросоциальных тем и подтекстов вроде сотворения кумира, опьянения властью, опасности религии, угрозы ядерной войны, политики и заботы об экологии (некоторые, правда, не совсем раскрыты, приглушены и, скорее всего, оставлены на будущее, но всё же). Очень надеемся, что третья «Дюна» (а она сто процентов уже будет, дело времени) достойно продолжит многие линии и ответит на образовавшиеся здесь вопросы.
Шо в итоге?
«Дюна: Часть вторая» — это явные спойлеры к «Оскару-2025». Монументальный артбастер, помогающий поверить, что Голливуд ещё не окончательно погряз в глупых штампах бесконечных кинокомиксов. Хотелось бы, чтобы подобная Дюнацификация раскрыла глаза студиям-гигантам на то, что вливая кучу денег в любой проект (неважно в оригинальный, сиквел, приквел, ремейк или спин-офф), можно на выходе получить просто впечатляющий результат, если подойти к нему со всей ответственностью и любовью. И пусть даже это будет неидеальное кино, большинству полюбить его не составит особого труда.
Отложив прокат на полгода, Вильнёв вышел из конкуренции с «Оппенгеймером» и «Бедными-несчастными» в церемонии нынешнего года, от чего, возможно, только выиграл. Конечно, за год у ленты могут появиться другие серьёзные конкуренты, но пока масштабный артбастер по роману Герберта выглядит так мощно, что кажется сможет дать отпор практически кому угодно. Может, режиссёру и не удалость полностью осилить первоисточник (видимо, таков путь), но это самое настоящее кино для большого экрана, поражающее своей красотой и эпичностью, а также своими масштабами. Пропускать такое событие не стоит: оно бывает раз в год, а иногда и реже, так что все на пляж!