«Дюна: Часть вторая»: мнение редакции

«Дюна: Часть вторая»: мнение редакции

«Дюна: Часть вторая» – кино яркое и противоречивое. О том, каким его увидели представители нашей команды – в этом материале.

Кинотеатры всего мира штурмует «Дюна: Часть вторая». Мы не остались в стороне и дружно посмотрели новую работу Дени Вильнёва. И мнения о ней внутри нашей редакции разделились, но никого фильм не оставил равнодушным.

Отрицать тот факт, что «Дюна: Часть вторая» является масштабной и даже, не побоюсь этих слов, монументальной визуализацией романа Фрэнка Герберта, не имеет никакого смысла. Работа Дени Вильнёва в отношении столь прочно закрепившегося корнями в истории мировой фантастики и столь раскидистого на многие линии, сюжеты и подтексты романа проделана колоссальная. Ода миру господства песков при помощи силы операторского искусства спета столь любовно, что едва ли её можно отличить от манящей, но тревожной музыки, столь же ярко врывающейся в сознание, как и саундтрек Ханса Циммера

Дюна Часть вторая 2024
Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Но всё же формат кино предательски мал для «Дюны», а потому даже двух фильмов не хватило для полновесного раскрытия сюжета одной книги. Упрощения коснулись как временной шкалы в целом, так и отдельных сюжетных линий, которые, как в случае с взаимоотношениями Чани и Пола, стали играть совершенно новыми красками, что не просто расстраивает, но даже местами разочаровывает.

И ведь Вильнёва не упрекнуть в переиначивании сюжета вовсе: он умело использует ключевые фрагменты книги, двигаясь к финалу по известной тропе. Но эмоциональный и смысловой контекст совершённых действий и принятых решений отчасти утрачен. Узнают ли это те, кто не знаком с первоисточником? Нет. Заставит ли это читавших почувствовать неприятие отдельных поворотов? Очень вероятно.


Вообще, фильм удался. Вторая «Дюна» удивительным образом наступает на те же грабли, что и первая, но не падает, а взлетает (и это не грузная левитация всё более отталкивающего барона Владимира Харконнена). Здесь отовсюду лезут черви и мистицизм шестидесятых, а актёрская задача Ребекки Фергюсон в том, чтобы беседовать с собственной утробой. Половина артистов не знают, что делать. Великий Кристофер Уокен и вовсе весь фильм как будто бы пытается вспомнить, за что именно ему выписали чек, пока Шаламе и Батлер, лица поколения, пять минут дерутся на ножах.

Грандиозность происходящего достигает порой абсурдных масштабов. И при всём этом кино Вильнева неожиданно подвижно и человечно. И дело здесь не только в том, что любимый артист Джош Бролин достиг наконец пика комедии (и дзена, кажется, тоже достиг), а в том, что в пустыне камера всё же умудряется не потерять человека. 

Дюна: Часть вторая смотреть
Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Довольно путаная политическая интрига картины, смешивающая геополитическую конспирологию и ненависть к тоталитаризму, становится для Вильнева зеркалом персональной трагедии Пола Атрейдеса. Мир не оставляет персонажу Шаламе выбора, путь героя требует именно что героя, а не человека с его слабостями, страстями и совестью, и где-то к третьему часу становится окончательно понятно, что необъятность Дюны — не обещание свободы, а по большому счёту насмешка над всеми, кто в ней потерялся, над героями, зажатыми в тисках своей печальной судьбы. 

Как ни странно, именно гигантоманские пейзажи Арракиса показывают в Вильнёве точного и умного портретиста, а в старом мифе — слишком человеческую историю.


Вторая «Дюна» получилась масштабной и шокирующей не только из-за увеличения количества экшен-сцен, но и из-за более мрачного погружения в мир интриг и бесконечных круговоротов насилия Империи. Если в первой части мы вместе с Полом Атрейдесом узнавали, что такое Арракис, и слегка приблизились к пустыне с её секретами, то сиквел олицетворяет собой историю о восхождении мессии на сложноустроенную политическую арену. 

Дюна: Часть вторая Шаламе
Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Какой бы далёкой ни была картина от оригинального произведения Герберта, она производит должное впечатление. Это прекрасно сделанный, неглупый и, в сравнении с первой частью, динамичный фильм, претендующий на звание магнум опуса Дени Вильнёва. Отдельно хочется выделить художников и оператора Грейга Фрейзера: судить об их работе можно хотя бы по сценам с планеты Харконненов с жуткими абстракциями и чёрно-белыми лицами.


«Дюна: Часть вторая» — кино не великое, но близкое к тому. Это блокбастер, каким он должен быть в 2024 году: неглупый, не забывающий о зрелищности, перехватывающей дух (первая поездка героя Шаламе на черве – по потенциалу момент, конечно, культовый), с колоритными персонажами.

Дюна: Часть вторая отзыв
Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая»

Дени Вильнёву удалось найти идеальный баланс между неподъёмным текстом Фрэнка Герберта, зрительскими запросами и собственным видением. Сохранив основные лейтмотивы первоисточника, он сделал абсолютно своё кино — завораживающее красотой, медитативное и врезающееся в память как отдельными фрагментами, так и ощущениями про просмотре. И даже удивительно, что заезженный до дыр (в том числе теми, кто вдохновлялся оригинальной книгой) сюжет об Избранном не смотрится, как что-то инородное времени. Возможно, это самое время сейчас такое, и всем надо немного веры в лучшее будущее.


Вильнёв не только превратил сложную и местами странную научно-фантастическую историю в захватывающее приключение, но и вернул зрителям кинотеатров веру в магию кино. Вторая «Дюна» стала тем самым напоминанием о том, что кино способно переносить нас в новые миры, начиная от визуальной составляющей, заканчивая сложно выстроенным миром. И ещё больше, чем в первой части, здесь сыграли глубокие и философские темы, а мир стал более богатым, полным и экзотичным. 

Во многом эффект достигается благодаря шикарно выстроенному кадру – от сверхкрупных планов для большей эмоциональности до чёрно-белой эстетики с демоническим началом – масштабности, захватывающему и запоминающемуся звуковому оформлению. В техническом плане картинка настолько вкусная, что местами забываешь, что всё это нереально. Фильму удалось не только визуально ошеломить, но и сохранить проработку сложных сюжетных линий, персонажей и характеров. Теперь вспомните, какой из последних фильмов с многообещающим актёрским составом действительно оправдал себя? А какой из последних фильмов показал одни из самых впечатляющих боевых сцен? А для какого фильма детально прорабатывали язык пустынной планеты? 

«Дюна» выстраивается очень правильным образом, формируя вокруг себя новую для кинозрителей научно-фантастическую вселенную. Привлекая не только фанатов книг, но и новую аудиторию. И по-моему, у неё всё прекрасно получается.


А как вам фильм «Дюна: Часть вторая»?

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Роман Ковалев

Роман Ковалев

Главный редактор «После Титров»
По всему миру (даже там, где не должен) гремит без преувеличения самый ожидаемый фильм года — «Дюна: Часть вторая». Дени Вильнёв возвращает зрителей на Арракис и снова почти 3 часа заставляет любоваться пустыней, но теперь всё стало ещё масштабнее, эпичнее и красивее. Правда, книгу режиссёр, к сожалению, полномасштабно не осилил. Previous post Дюнацификация: рецензия на фильм «Дюна: Часть вторая» (2024)
Поиграем в декаданс: рецензия на фильм «Клаустрофобы: Инсомния» Next post Поиграем в декаданс: рецензия на фильм «Клаустрофобы: Инсомния»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *