Когда за дело берутся люди, горящие эмоциями от первоисточника, получится либо шедевр, либо фильм Дэвида Линча. При всём своём волшебстве, «Дюна» забывает о базовых вещах — дать нам хоть кого-нибудь или что-нибудь, о чём можно переживать, болеть или думать после окончания фильма.
Д — Душа фильма
Герои новой «Дюны» обезличены, у них нет ярко выраженных характеров. За два с половиной часа Вильнев не раскрыл даже Пола Атрейдеса (Тимоти Шаламе). А ведь он в фильме центральный персонаж. Да, набор героев велик, но времени на раскрытие было предостаточно. Мы знаем, что это лишь часть дилогии, и возможно Вильнев хочет во второй части всех раскрыть, но во второй части это должны быть уже другие герои, изменённые местом, в котором им пришлось оказаться и событиями, в которые они попали.
Мы знаем только, что Харконнены плохие (спасибо Стеллану Скарсгарду, который воплотил образ барона настолько мерзким, что от одного его вида воротит), Атрейдесы хорошие, Император упоминается вскользь, и он скорее в серой зоне. Вильнев не показывает Императора, совсем обходит стороной фигуру Фейд Раута и молчит о внутренних терзаниях персонажей.
Сюжет фильма «Дюна» невероятно скуден, особенно для знатоков первоисточника. Вильнев для кинематографичности убрал множество важных моментов:
- Пир на Арракисе, где Лиет Кинес (в этой версии имперского планетолога играет Шэрон Дункан-Брюстер) проникается симпатией к Атрейдесам, и тогда становятся понятными мотивы её дальнейших действий;
- Предательски скудно показали испытание Пола Преподобной Матерью (Шарлотта Рэмплинг). И беглый разговор Джессики (Ребекка Фергюсон) с Преподобной о предназначении Пола;
- Безумно мало Суфира Хавата (Стивен Хендерсон) и ментата Барона Питера де Вриса (Давид Дастмалчан) — начальника ассасинов;
- Упущен момент о важности завладения Бароном перстня рода Атрейдесов;
- И, конечно, исчезли метания героев по поводу того, кто же является предателем в доме Атрейдесов.
Под нож пошло многое, но стоило ли оно того? Бесконечно медленные и длинные кадры, которыми Вильнев баловал зрителя ещё в «Бегущем по лезвию», здесь довольно пусты и бесплодны.
Единственная, кто выдаёт пронзительную актерскую игру — это Ребекка Фергюсон. Её Джессика получилась любящей матерью, проницательной партнёршей герцога Лето (Оскар Айзек), отлично обученной и изящно пользующейся своей силой Бене Гессерит. Один момент: одной из особенностей воспитанниц Ордена Бене Гессерит является идеальное обладание своими эмоциями и мыслями. То есть они безупречно сдержаны в любой ситуации. Чего не скажешь о Джессике. Она совсем не скрывает своих эмоций и чувств. Хотя должно быть наоборот.
Д — Дюна музыкальная
Ханс Циммер для каждой локации придумал своё музыкальное сопровождение. Самые запоминающиеся мотивы это музыкальные темы Bene Gesserit и амазонские напевы жителей Арракиса. Перед композитором стояла задача создать совершенно новые музыкальные сплетения, ведь музыка жителей космоса должна быть совершенно непохожа ни на что существующее на земле.
Дени Вильнев признавался, что очень волновался предлагать немецкому композитору присоединиться к проекту и даже не надеялся, что тот будет свободен. В свою очередь, Циммер отказался от работы над «Доводом», чтобы полностью погрузиться в написание музыки для «Дюны». Композитор потратил несколько месяцев на поиск нового звучания, которое могло бы передать весь масштаб и полноту мира будущей картины.
В — Вопросы
У тех, кто не знаком с первоисточником, вполне очевидно остались вопросы. Кто такой этот орден Бене Гессерит, и какую роль они играют в судьбе Вселенной? Почему Падишах Император отправил Дом Атрейдесов руководить самой опасной и самой ценной планетой во Вселенной вместо правящих там почти век Харконеннов? Почему эти два дома враждуют? Почему меланж называют специей? Как работают дистикомбы? И ещё много мелких моментов, которые солидными мазками разбросаны по этому эпохальному полотну.