«Прометей украл огонь у богов и подарил его человечеству. За это он был прикован цепью к скале и подвергался вечным пыткам»
Не мог Кристофер Нолан – адепт громоздкого кино и монументальных конструкций – обойти стороной историю эпохального масштаба. Не только срежиссировав, но еще и лично адаптировав книгу «Оппенгеймер. Триумф и трагедия американского Прометея» Кая Берда и Мартина Шервина для сценария, Нолан будто расписался своим кино в наличии параллелей личностных качеств между человеком науки, который, использовав срез классических законов физики и прорывной науки для созидания, был бесконечно верен работе, и человеком искусства, который, используя классические законы кино наряду с прорывными идеями (первое использование черно-белой пленки в камерах IMAX), творит с чувством преданности кинематографу. Но несмотря на это, байопик по плану, но совершенно не являющийся таковым по сути, «Оппенгеймер» — трехчасовая кинематографическая статья не столько о «Прометее», сколько про его «подарок человечеству».
Фильм поделен на условные две составляющие. Первую, как бы прискорбно это ни звучало в рамках байопика, можно описать словами: «Жил-был человек, а потом, как водится, умер». И не сказать, что Нолана вовсе не интересуют социальные аспекты жизни ученого, хотя даже о жене (Эмили Блант) Оппенгеймера зритель узнает только то, что она пьющая в прошлом партийная коммунистка, которой очень тяжело дается материнство, но они не более, чем фрагменты. Вырваны из жизни, как свободные электроны из атома, за тем, чтобы бегло познакомиться с людьми, которые в дальнейшем будут фигурировать в основных событиях.
А они сконцентрированы на создании атомной бомбы. Нолан уделает особое внимание работе физиков, выстраивая рассказ всеми доступными и излюбленными средствами: ведет повествование нелинейно, лавирует между прошлым и будущим (чуть менее далеким прошлым), использует вставки с визуализацией физических процессов. Композитор Людвиг Йоранссон, ранее работавший над «Доводом» (о фильме читайте в статье), вновь нагнетает обстановку и так довольно напряженного фильма. В отдельные моменты не сразу понимаешь, откуда внутри появляется будто выученное ощущение беспокойства, пока не осознаешь, что в мелодию вплетены звуки сирены, звучащей на улицах городов в случае тревоги.
В этой части истории собираются все ранее представленные персонажи, и, если вы вдруг запутаетесь в именах ученых и их национальной принадлежности, не переживайте – вам все напомнят кадрами-флешбэками. Конвейер героев колоссальный, но не всем уделяется хотя бы капля внимания. Интерес представляют только их убеждения и партийная принадлежность, дабы через призму мнений выстроить конфликт. Кажется, что большинство именитых или хотя бы просто известных актеров, такие как Кейси Аффлек, Рами Малек, Кеннет Брана, Гэри Олдман, заскочили в фильм из уважения к Нолану и заинтересованности в работе с ним, поскольку самое большее, что им дано – фрагментарное появление и, хорошо, если хотя бы пара весомых фраз.
Основные действующие лица – Роберт Оппенгеймер и Льюис Штраус. Невидимая конфронтация физика и бизнесмена – следствие, которое имеет не меньшее значение, чем действие, приведшее к обозначенному повороту событий. А потому Нолан не только выжимает все из невероятно сыгравших актеров, но и прибегает к художественным методам. Пока Роберт Дауни-младший тешит раздутое эго капиталистического отпрыска, для которого есть только крайности, Нолан передает эту полярность через черно-белую картинку. Пока Киллиан Мёрфи со всей отдачей вживается в роль увлеченного работой социофоба, режиссер не скупится на крупные планы, отдавая мимике Мёрфи столько времени, сколько потребуется, чтобы зритель внял персонажу.
Но сложность в том, что понять хочется личность противоречивую, какой и был Оппенгеймер, а постигать на экране приходится его более стерильную версию. Режиссер спасает центрального персонажа от огня оценочного суждения, закрывая щитом однобокости. Оппенгеймер показан в основном положительным персонажем, которого одолевают муки совести, или хотя бы «не таким уж плохим». Режиссер всячески оправдывает его, наделяя образом мученика, которому противопоставлена Америка.
Нейтралитет сохраняется и в отношении истории в целом, а Нолан, как искусный канатоходец, двигается по тонкой веревке, стараясь лавировать между «нашими» и «вашими». Много раз в фильме звучат противоположные друг другу фразы, касающиеся обоснованности действий американского правительства, полярные мнения о личности Оппенгеймера и даже визуально отличающиеся с учетом нестабильности исторического мнения одним штрихом кадры, касающиеся жизни Джин Татлок, сыгранной Флоренс Пью.
Те ученые, что открыто высказывали свои мысли в жизни, в фильме чаще пожимают плечами и корчат гримасы. Борьба мнений ни приходит к выводам, позиции не занимаются, и становится понятно, что Нолан снимал кино так, чтобы и свои не съели с потрохами, и мировой прокат не сорвался. И только высказывания о коммунистах принимают чуть более резкий окрас, хотя термин «маккартизм» и методы реализации данного движения также опускаются.
Вот и получается, что «Оппенгеймер», при всех плюсах потрясающего визуала и актерской игры, весьма стерильное идейно кино. Эта история о том, как ум породил смерть, но ни ум, ни смерть не рассматриваются с должным прицелом. Если сравнить фильм с физикой, то можно сказать, что из имеющихся данных задачи под названием «Оппенгеймер» строится обширное решение, расписанное на три доски, но не приводящее к конкретному ответу.
Валерия Стойкова
«Оппенгеймер» Кристофера Нолана — обилие диалогов, рассуждений и неспешных действий, но при этом это ещё очень напряженный, интригующий и местами завораживающий фильм. Трёхчасовой хронометраж пролетает незаметно благодаря нелинейному развитию сюжета, красивым съемкам и некоторой детективной линии. Саспенс создается благодаря саунд-дизайну, когда в самые напряженные моменты звучит тишина или наоборот резко скачет звук. А композиции Людвига Йоранссона на стыке инструментального и механического добивают наши последние чувствительные нейроны.
Нолану удалось снять небанальный биографический фильм, в котором он не выражает своей личной позиции. И я считаю, что в этом достоинство фильма. Режиссер постарался представить Оппенгеймера максимально объективно: и как увлечённого наукой ученого и как разрушителя миров. Тут есть и триумф человеческого интеллекта, и торжество жестокости и очеловечивания. В итоге Нолан не только сделал сильное пацифистское высказывание, но и напомнил, что научный прогресс и кровопролитие почти всегда идут в связке.
В «Оппенгеймере» личная трагедия соседствует с размышлениями о человечности и цене научных революций. А смотрим мы на все это глазами одного физика, который наивно верил, что атомная бомба принесет мир. Он не был плохим или хорошим, он был просто человеком.
Надежда Васильева