В 2019 году Райан Джонсон выпустил первую часть «Достать ножи» с невероятным звёздным актёрским составом. Успех в прокате, лестные отзывы и номинация на «Оскар» за сценарий сделали своё дело. Многие зрители забыли о спорном восьмом эпизоде «Звёздных войн» и стали ждать продолжение зарождающейся на глазах детективной франшизы. Весной 2020 года права на следующие две части приобрёл Netflix, выложив за них 450 миллионов долларов в ходе торгов с Amazon и Apple.
И вот спустя три года сиквел под названием «Стеклянная луковица» выпустили на «тудум»-платформе, сделав его крупной предновогодней премьерой, сродни «Не смотрите наверх» в прошлом году. Звёздный актёрский состав, остросоциальная сатира, явная пародия на жанр. Кажется, у Netflix вырисовывается новая традиция. Пока без явных промахов, так что будем держать пальчики скрещенными.
Шо по сюжету?
Май 2020 года. Разгар пандемии COVID-19. Мир на удалёнке. Кто-то старается работать, кто-то веселится, кто-то бездельничает. В это смутное время олигарх и глава компании Alpha Industries Майлз Брон (Эдвард Нортон) решает собрать на своём острове в Греции компанию друзей для детективной игры. Миллиардера якобы убьют, а «Подрыватели» (так вся их разношёрстная команда себя называет) должны будут «раскрыть дело».
Брон рассылает пять приглашений-головоломок каждому гостю. В итоге на острове в здании, названном «Стеклянная луковица», собирается специфическая компания персонажей — губернатор Коннектикута Клэр (Кэтрин Хан), глуповатая бывшая модель и нынешний дизайнер Бёрди (Кейт Хадсон), которую везде сопровождает помощница Пэг (Джессика Хенвик), стример и защитник прав мужчин Дюк (Дэйв Батиста), взявший с собой подружку Уиски (Мэдлин Клайн), главный учёный компании Alpha Industries Лайонел (Лесли Одом мл.) и бывшая совладелица бизнеса Энди (Жанель Моне).
По воле случая приглашение получает ещё и «самый лучший детектив по версии Google» — Бенуа Блан (Дэниел Крэйг). Сыщик в первый же день портит богачам всё веселье и разгадывает псевдопреступление до его старта, но тут случается настоящее убийство. Кое-кто выпивает стакан с отравленным напитком, предназначенный Майлзу Брону. Теперь Блану нужно вычислить отравителя из числа гостей, среди которых у каждого есть мотив покушения на жизнь миллиардера.
Красиво жить не запретишь
Райан Джонсон вновь собрал актёрский оркестр из знаменитостей Голливуда (хоть и не такой внушительный, как в оригинале), чтобы они мастерски сыграли дураков и негодяев в обстоятельствах, где Бенуа Блан кажется самым умным и адекватным человеком на свете. Вопросов нет, главный бенефис «Стеклянной луковицы» принадлежит Дэниелу Крэйгу, который старается отойти от роли Джеймса Бонда после прошлогодней премьеры «Не время умирать». Он шикарно тупит, размахивает руками и строит из себя великолепного сыщика. Но и остальным актёрам есть чем заняться на экране.
Эдвард Нортон выкручивает на максимум пародию на собирательный образ хайтек-миллиардеров (легко узнаются Илон Маск, Марк Цукерберг, Стив Джобс и другие). Кэтрин Хан постоянно держит лицо на грани стойкой невозмутимости и страдальческих рыданий. Дэйв Батиста играет человеческую версию Дракса, защищающего права мужчин, но получающего пощёчины от матери. А Кейт Хадсон филигранно перевоплощается в стереотипную блондинку, способную подставить себя любым следующим твитом.
Но больше всего забавно видеть множество, возможно, бессмысленных камео звёзд, появляющихся, будто Мэтт Мёрдок в «Нет пути домой» — бесцельно. Например, просто на две минуты из ниоткуда возникает Итан Хоук, впрыскивает героям какой-то антидот от коронавируса и пропадает из фильма. Или Хью Лори, выступающий в качестве эпизодического персонажа, который то ли бойфренд, то ли сосед по квартире Бенуа Блана. Смотрится такой парад смешно и логично в подобной картине. Райан Джонсон просто показывает, что у него есть возможность включить всех их в проект. Он, будто взрослый ребёнок, исполняющий свои заветные желания, наполняет «Стеклянную луковицу» бессмысленными, но забавными слоями.
«Всегда мечтал поработать с Анджелой Лэнсбери и Стивеном Сондхаймом (к слову, их памяти посвящён сиквел). Хм, почему бы не набрать им и не позвать принять участие в сцене, где они по зуму играют в Among Us с Бенуа Бланом?» Сделано.
«Вот бы Джозеф Гордон-Левитт записал для фильма лишь одно слово «Дон!», которое будет звучать на острове, отбивая каждый час времени. Хм, а это идея». Сделано.
«Блин, Ноа Сеган уже играл в первой части другого персонажа. Да какая разница? Я же даю ему роль в каждом своём фильме. Почему сиквел должен стать исключением?» Сделано.
Разве это не смешно? Как по мне, так это мечта любого постановщика: воплощать свои приколы на Голливудском уровне со знаменитостями любого масштаба, без лишних вопросов и недоумений со стороны окружающих.
Замок из стекла
Естественно, «Стеклянная луковица», как и первая часть, не совсем детектив. В первую очередь — это остросоциальное высказывание Райана Джонсона на тему олигархии. Местами, конечно, режиссёр перебарщивает и сильно увлекается критикой белых богатых людей, выставляя их чуть ли не абсолютным злом. Больше всего достаётся миллиардерам, образ которых пародирует Эдвард Нортон. Выходит так, будто это самая большая угроза современному обществу, способная взять под контроль всё: от политики до интернет-стримов. Майлз Брон даже получил целый монолог о «подрыве» устоявшейся системы, и вдвойне забавно, что звучат эти слова из уст Нортона, сыгравшего главную роль в «Бойцовском клубе».
Сиквел, конечно, уступает первой части «Достать ножи». Как говорится, и труба пониже, и дым пожиже. Каст не такой звёздный, шутки не такие тонкие, сюжет не такой блистательный и остроумный. Но в отрыве от оригинала «Стеклянная луковица» — отличное кино. Подрастерялась удаль, да только куда без этого? Все и так знают, что продолжения редко восходят на вершину. Тем более разница здесь несущественная. Так какие могут быть претензии? Крайне простая интрига и незамысловатость? Куча неймдроппинга и отсылок к поп-культуре? Перебор с критикой олигархата? Возможно, только последний вопрос обоснован. На всё остальное можно сказать: «Не стоит забывать, какой фильм вы смотрите».
«Достать ножи» не чистый представитель жанра в духе «Смерть на Ниле». Это сатира. «Крик» в мире детектива. Сами посудите: самый лучший сыщик планеты, который щёлкает реальные дела как орешки, совершенно не умеет играть в Cluedo и Among Us и каждый раз с треском проигрывает. Для Блана любое дело идёт как по маслу: то улики валятся с неба, то важные диалоги подозреваемых происходят чертовский вовремя. Сам герой Крэйга скорее комичный дурак в полосатом летнем костюме, нежели великий сыщик, и это стоит учитывать, выдвигая претензии за излишнюю простоту загадки.
Райан Джонсон строит оба фильма на иронии. Он потешается над детективным жанром, отсюда и постоянные упоминания в обоих частях, то мисс Марпл, то Cluedo. Вокруг всё будто пропитано детективом. Даже в саундтреке Натана Джонсона явно слышна всем известная заглавная музыкальна тема Шерлока Холмса.
К чему вообще строго судить детективную линию, если кино не совсем об этом? Да, убийца и мотив очевидны, будто взяты прямиком из мультиков про Скуби-Ду, но как же круто Райан Джонсон старается разубедить зрителя в его правоте и сбить с толку, чтобы после нагло заявить, что разгадка изначально была на поверхности.
Сколько бы слоёв не было на этой луковице, она же всё равно прозрачная и сердцевину сквозь стекло видно. Опять же, возвращаясь к сравнению с первой частью: там зрителю вообще почти сразу говорят, кто убийца. После просто начинается игра «Как бы замести следы?», и что-то мало у кого были претензии к детективности. Такое ощущение, что за три года люди забыли, что вообще такое «Достать ножи» на самом деле. Тогда, сюрприз, и «Не смотрите наверх» так себе фильм о конце света.
Шо в итоге?
Вообще, «Стеклянная луковица» (Glass Onion) — это песня The Beatles, которую Джон Леннон и Пол МакКартни написали в качестве послания фанатам и критикам, ищущим в творчестве группы скрытые глубинные смыслы. Трек намеренно наполнили многочисленными аллюзиями и неясными образами, чтобы высмеять фанатичный декодинг творчества. Возвращаясь к фильму Джонсона, сразу хочется сказать, что становится очевидно, почему сиквел имеет такое название. Картина просто переполнена отсылками к поп-культуре: от костюмов и аксессуаров у героев до постоянного упоминания фильмов и реальных имён (того же МакКартни). Режиссёр будто говорит: «Может есть какой-то смысл между строк у всего этого, а может и нет. Думайте сами, я умываю руки и включаю вам Битлов на титрах. До скорого».
Бенуа Блан снова надевает тюбетейку и возвращается в ванную, а мы остаёмся ждать до тех пор, пока через пару лет где-нибудь ещё не случится интересующее его убийство (желательно в компании людей, заслуживающих хорошенького стёба). Тем более Netflix выкупал права сразу на две части, а значит, если не случится что-то крайне плохое, триквелу быть. А пока есть повод подумать, насколько реальную угрозу для общества представляют современные миллиардеры? Может они вовсе не крутые чуваки, а злодеи, жаждущие захватить власть и править миром? Тогда задумайтесь, хотите ли вы после этого богатеть? А то, может, не жили богато, нефиг и начинать.