Обзор фильма «Человек-паук: Нет пути домой»: фан-сервис окончательно победил

«Человек-паук: Нет пути домой» — тот самый капустник, который все так ждали

15 декабря в прокат вышел «Человек-паук: Нет пути домой», главный блокбастер Marvel в этом году. Самый ожидаемый проект зимы. Самый масштабный фильм про Человека-паука. Самый, самый, самый. А вот каким получился фильм на САМОМ деле, узнаете из нашего обзора.

Сюжет ленты «Человек-паук: Нет пути домой» (Spider-man: No Way Home) стартует там, где завершилась сцена после титров предыдущего фильма про дружелюбного соседа. Мистерио непосредственно перед своим поражением (мы же не верим, что он погиб, да?!) оставляет запись, на которой заявляет о том, что Человек-паук — это Питер Паркер, и что именно он виновен в его смерти и разрушениях в Лондоне. А благодаря блогу The Daily Bugle и его ведущему Джею Джону Джеймсону (Дж. К. Симмонс) об этом узнаёт весь мир.

О былой жизни Питеру можно забыть. За ним следуют по пятам, его обвиняют во всевозможных преступлениях, да и в колледж теперь поступить не так-то просто (последнее подчеркнуть). Однако Паркеру приходит в голову безумная идея — обратиться к Доктору Стрэнджу, знакомому ему по битве с Таносом. Он просит Стивена устроить так, чтобы мир забыл о его истинной личности. Бывший Верховный маг Земли соглашается, но во время заклинания забвения происходит непоправимое. Вселенная буквально начинает трещать по швам, открывая лазейку для непрошенных гостей из других Вселенных.

Человек-паук: Нет пути домой обзор

Фан-сервис чистой воды

Боссы студии Marvel, в частности Кевин Файги, ставят перед собой задачу каждый раз удивлять зрителей. Чего только стоят high concept сериалов «Локи» и «Ванда/Вижн». В фильме «Человек-паук: Нет пути домой» для этого была избрана тактика чистейшего фан-сервиса.

Ну а что?

Масштабом уже удивить трудно. После «Финала»-то. Изобретательный визуал был вовсю использован во втором фильме КВМ про паучка. Делать интересный сюжет? Камон, проекты Marvel вообще не про качественно написанные истории (за редким исключением).

Тогда почему бы не собрать солянку из давно полюбившихся (и не очень) героев и злодеев? И, судя по реакции зрителей, которые взрывались аплодисментами на каждом появлении старых знакомых персонажей на премьерном показе, эта ставка работает. То тут, то там в фильме проскальзывают цитаты, перекликающиеся с предыдущими лентами про Человека-паука. Отдельные подсюжеты вообще служат вольным пересказом работ Сэма Рэйми и Марка Уэбба. Зачем придумывать новое, когда можно в тысячный раз повторить мантру про силу и ответственность, и все будут довольны?!

Человек-паук: Нет пути домой после титров

Но, откровенно говоря, местами фан-сервис действительно прекрасно срабатывает. Дарит ощущение ностальгии. Делает возможным то, что ещё пару лет назад казалось абсолютным безумием. Шутка ли, так органично объединить сразу 3 франшизы и 3 поколения гиков.

Немало в фильме оригинальных находок в плане взаимодействия между персонажами. Не обошлось и без постиронии. Без этого на фоне происходящей на экране вакханалии было бы ой как нехорошо.

Но при просмотре не покидает ощущение, что из-за всей этой фанатской мишуры ты знаешь каждый следующий сюжетный ход, каждую реплику героев, каждый гэг. Режиссёр фильма «Человек-паук: Нет пути домой» Джон Уоттс в шутливой манере заигрывает со зрительскими ожиданиями, но не до такой степени, чтобы эти ожидания не оправдать.

Человек-паук: Нет пути домой смотреть

Возможно, будет громко сказано, но успех такого фильма (в чём не приходится сомневаться) будет означать окончательную победу фан-сервиса над творческим началом. Как минимум, в рамках киновселенной Marvel. Именно фанаты теперь диктуют то, что будет в кино (сериалы в этом отношении пока что чувствуют себя посвободнее). Именно угождение им будет ставится во главу угла в ближайшее время, а не мало-мальски художественная ценность. Об этом говорит и недавний скромный кассовый результат достаточно экспериментальных «Вечных», попытавшихся выйти за рамки фан-сервиса и привычной формулы боевика от «Марвел». А ведь у Файги и Ко потом будет аргумент, дескать, «мы пытались, а оно вам и не надо».

Никакого вау-эффекта

Джона Уоттса стоит поблагодарить за попытки насытить фильм «Человек-паук: Нет пути домой» интересными идеями. Например, лишить супергеройский боевик традиционного конфликта между протагонистом и антагонистом. В ход идут размышления о том, что даже психованным маньякам нужно давать второй шанс. «Не мочить, а лечить», как говорит один из персонажей.

Другое дело, что трансляция этих мыслей получилась максимально топорной и неубедительной. Во многом из-за алогичного поведения героев. Большую часть экранного времени персонажи совершают откровенно глупые поступки. Вопросы к ним могут появиться даже у самых юных зрителей. Если в случае Питера Паркера это ещё как-то объяснимо (даже желание пожертвовать стабильностью Вселенной ради поступления в колледж), всё-таки он ещё школьник с подвижной психикой, то оправдания другим придумать сложно. И это при том, что каждый второй из них выдающийся учёный.

Человек-паук: Нет пути домой Зелёный гоблин

Возможно, пробелы в логике (даже условной внутренней логике комиксного блокбастера) могли быть замаскированы интересными визуальными решениями или бодрым экшном. Но «Человек-паук: Нет пути домой» не может похвастать ни тем, ни другим. Самую впечатляющую сцену показали ещё в трейлерах, да и та отдаёт нафталином (нечто подобное Кристофер Нолан проделал больше 10 лет назад в своём «Начале»). А финальная схватка и вовсе не вызывает ничего кроме кривой ухмылки — так халтурно сейчас экшн не снимают даже в сериалах.

Вот и получается, что непринужденная и практически детская радость от появления любимых героев прошлого здесь «компенсируется» довольно посредственной постановкой. И весь «вау-эффект» быстро сходит на нет.

Стоит ли смотреть фильм «Человек-паук: Нет пути домой»

Обильный ворох вопросов к сценарию, режиссуре, постановке и чрезмерному фан-сервису не позволяет в должной мере насладиться тем хорошим, что в фильме действительно имеется. А это и удачный юмор, и обаятельные герои, и впервые неплохо играющий титульного героя Том Холланд, и те находки, о которых уже упомянуто выше. «Человек-паук: Нет пути домой» дарит массу эмоций. Жаль, это эмоции не от просмотра хорошего кино.

Трейлер:

P. S. В фильме есть 2 сцены после титров, не пропустите. Там тоже есть проблемы с логикой, но они вас и развеселят и порадуют появлением интересных персонажей.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Роман Ковалев

Роман Ковалев

Главный редактор «После Титров»
Третья часть материалов о вселенной Гарри Поттера. Рассказываем о четырёх картинах, которые снял Дэвид Йейтс и завершаем повествование об основных фильмах саги. Previous post «После стольких лет? — Всегда» Часть 3: Империя, которую построил Дэвид Йейтс
Остров Бергмана Тим Рот Next post «Остров Бергмана» — кино о двойственности и гид по шведской культуре

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *