Если Бог есть, то именно здесь — глух: 20 лет фильму «Город Бога»

30 августа 2002 года состоялась премьера фильма режиссёров Фернанду Мейреллиша и Кати Лунд «Город Бога» в широком прокате, начавшемся с Бразилии (мы не берём в расчёт премьеру в Каннах в мае для узкого круга лиц). Картина стала культовой и получила множество номинаций и наград. Но как же лента смотрится спустя два десятилетия, как она создавалась и что за «продолжения» у неё есть? Об этом в честь юбилея мы и расскажем.

30 августа 2002 года состоялась премьера фильма режиссёров Фернанду Мейреллиша и Кати Лунд «Город Бога» в широком прокате, начавшемся с Бразилии (мы не берём в расчёт премьеру в Каннах в мае для узкого круга лиц). Картина стала культовой и получила множество номинаций и наград. Но как же лента смотрится спустя два десятилетия, как она создавалась и что за «продолжения» у неё есть? Об этом в честь юбилея мы и расскажем.

Выбери не меня

«Город Бога» — это криминальная драма, рассказывающая о жизни в одном из самых опасных районов Рио-де-Жанейро в период с 1960-х по 1980-е годы. Главными героями ленты выступают обычные ребята, семьи которых были вынуждены переехать жить на окраины города в новообразовавшиеся в процессе урбанизации районы, вследствие превратившиеся в криминальные фавелы. 

Изначально район Сидаде-де-Деуш (или город Бога, или CDD) задумывался как один из спасителей от трущоб в центре Рио, но, подобно Дарту Вейдеру, превратился в одну из самых криминализированных и опасных фавел в городе. Причиной тому послужили проливные дожди в 1966 году, из-за чего людей, оставшихся без крова, стали экстренно переселять в уже отстроенные дома. Проблема была в том, что инфраструктура ещё не была налажена, и для комфортной жизни людям много чего не хватало. Постепенно, в результате медленной работы властей по налаживанию сносных условий, нехватки работы и средств к существованию, в районе начались налёты и грабежи. И в итоге CDD погряз в преступности, которая царствует в «городе» по сей день.

Трейлер фильма «Город Бога» (2002)

Фильм «Город Бога» был основан на одноимённой книге писателя Пауло Линса. Линс с семи лет жил в этом районе и не понаслышке знал о правилах существования в нём. Роман разрабатывался на протяжении десяти лет и был опубликован в 1997 году. Критики расценили произведение как одно из величайших в современной бразильской литературе. Книга, а впоследствии и фильм, поднимает темы расового и социального неравенства в Бразилии, человек вступает в конфликт с обществом и противостоит ему, постепенно переходя грань, очерченную законом.

Если подумать, то начиналось всё с небольших грабежей. Жители воровали необходимое им топливо и попутно забирали деньги, которых катастрофически не хватает. Ни убийств, ни наркоторговли. Но всё всегда начинается с малого, поэтому постепенно район утопает в криминале, а заканчивается история фильма кровавой и бессмысленной бойней с кучей жертв. Сидаде-де-Деуш в финале не просто трущобы, которым не хватает спонсирования, рабочих мест и улучшения инфраструктуры. Фавела является настоящим наркоцарством, управляемым криминальными группировками.

В городе Бога свои законы, а полиция туда не суётся. Копам намного проще иметь свою долю с продажи дури и оружия, нежели пытаться навести там порядок. Конечно, когда дело совсем становится плохо, властям приходится вмешиваться и шугать бандитов и обычных жителей, но целенаправленных разбирательств и попыток искоренить криминал никто не предпринимает. Как говорит Рокет: «Если ты убегаешь, они ловят тебя. Если ты остаёшься стоять на месте, они тоже ловят тебя. Так было всегда». Полиции не важно, кто на самом деле виноват. Фавела прогнила: куда ни плюнь – везде преступник, а значит, хватай любого. Поэтому каждый житель знает, что либо ты уезжаешь из CDD и стараешься выбиться в люди, либо остаешься и принимаешь правила жестокой игры — другого не дано.

Если Бог есть, то именно здесь — глух: 20 лет фильму «Город Бога»
Алешандре Родригес в роли Рокета на кадре из фильма «Город Бога» (2002)

Забавно, что название района ни капли не соответствует действительности. Уж где-где, а тут Бога точно нет. Он закрыл глаза и заткнул уши, стараясь не быть в курсе происходящего, иначе я не знаю, как объяснить подобную жизнь. Действия фильма происходят в Рио, но на экране ни разу даже не мелькает главная достопримечательность города — статуя Христа-Искупителя. Это ли не доказательство, что район скорее «город, забытый Богом». 

При подготовке к съёмкам режиссёр Фернанду Мейреллиш хотел набрать в фильм исключительно непрофессиональных и малоизвестных актёров. Задумку Мейреллиш воплотил. В картине много людей, которых нашли в трущобах Рио-де-Жанейро. Некоторые из них (Алешандре Родригес и Леандру Фирмину) из самого Сидаде-де-Деуш. Причём Фирмину досталась роль самого колоритного персонажа фильма совершенно случайно. Он чисто за компанию с друзьями пришёл на пробы, а в итоге воплотил на экране Малыша Зе — главаря преступной группировки, контролировавшей почти всю территорию фавелы.

Ещё одним временным жителем района стал актёр Матеус Нахтергейл, исполнивший роль другого главаря по кличке Морковь, люди которого противостоят Малышу Зе. Дело в том, что за время работы над сценарием фильма Нахтергейл успел сняться в проекте «Машина жалости» (2000) и стать очень популярным на территории Бразилии. Режиссёр хотел заменить актёра, но Матеус убедил Мейреллиша, что растворится в своей роли, и для подготовки переехал на три месяца в город Бога. 

При том, что в самом районе съёмки фильма не проходили, а работа велась в соседних, которые были не так опасны, Фернанду Мейреллиш как-то сказал, что знай он заранее, что будет так страшно и рискованно для жизни снимать в фавелах Рио, он бы отказался от идеи создания фильма. Думается, что при желании снять кино в CDD можно, но только скорее всего короткометражное, которое вряд ли когда-либо выйдет. Если вообще это не окажется последней картиной в жизни. Это вам не с культурной мафией об экранизации «Крёстного отца» договориться.

Но сам город Бога увидеть в фильме всё-таки можно. Когда в кадре появляется вид со спутника на территорию, подконтрольную Малышу Зе — это и есть настоящий Сидаде-де-Деуш (а как вы хотели? Увидеть настоящий? Ждите, пока ситуация в мире устаканится, покупайте билеты в Рио и вперёд рисковать жизнью за большие деньги из собственного кармана. В картине итак всё чересчур достоверно).

Фильм наполнен колоритными персонажами. Почти все они были реальными людьми. Малыш Зе, Красавчик Нэд, Морковь уж точно. Роль Нэда исполнил известный бразильский певец Сеу Жоржи (его песня даже присутствует в саундтреке), а мать настоящего Нэда появляется в камео в сцене, где герой Жоржи впервые стреляет в людей Зе и убивает одного из них. Она первая, кто заговорила с персонажем и подбодрила его. А вот Рокет — это собирательный образ двух людей: писателя Пауло Линса и его друга детства, который мечтал вырасти и стать фотографом.  

Песня Сеу Жоржи, записанная для саундтрека к фильму «Город Бога» (2002)

Карты не тасуются, когда раздаёт Бог

Разработка фильма началась за пять лет до его выхода. Началось с того, что во второй половине 1997 года Фернанду Мейреллишу подарили книгу «Город Бога» Пауло Линса. Первый вариант сценария был готов уже в начале 1998, но после этого он неоднократно дорабатывался и переписывался. И всё равно на площадке были моменты, когда в ход шла импровизация или появлялись сцены, изначально не планировавшиеся. К примеру, в сцене, где отец бьёт Простака, старшего брата Рокета, Луис Отавио (сыграл детскую версию главного героя) начинает смеяться, чего не было прописано в сценарии, поэтому фраза Простака: «Не вздумай смеяться. Ты почему лыбился, когда меня папа лупил?» — это импровизация актёра Ренату ди Соза.

Диалог, состоявшийся между Рокетом и его «коллегой» по работе Мариной (Гразиела Моретто) о том, что парень ни разу в жизни не принимал горячего душа, тоже не был включён в сценарий. Разговор вообще не предполагал документирования, ведь актёр в перерыве между съёмками рассказывал о своей жизни в фавеле.

Также в фильме не должно было быть сцены с молитвой перед началом войны (читайте «бойни»). Во время съёмок один паренёк, выросший в трущобах, сказал режиссёрам, что молитва — это неотъемлемая часть жизни банд в фавелах. Люди постоянно молятся, прежде чем пойти на «стрелку». Мейреллиш предложил этому парню провести ритуал, который вошёл в финальный монтаж. А помог ли Бог молившимся, зритель видит в конце фильма, в сцене перестрелки, результат которой создатели воспроизвели по реальной фотографии, сделанной во время этой самой войны. 

Заканчивается «Город Бога» сценой с группой ребятишек, разговаривающих о том, что теперь власть над фавелой перейдёт к ним. Картина не предполагала момента, где пацанёнок теряет тапочку, но возвращается за ней. Режиссёр решил оставить фрагмент, чтобы зритель подметил присутствие в преступной банде совсем ещё маленького ребёнка. Кстати, в итоге эти пацаны выросли и превратились в ОПГ под названием Красная команда (Comando Vermelho). Банда до сих пор функционирует и контролирует некоторые улицы Рио, хоть и не так сильна, как раньше. И парни всё-таки создали «чёрный список», о котором говорили в финальной сцене (и список этот до сих пор существует, и вряд ли многие хотят там присутствовать).

Если Бог есть, то именно здесь — глух: 20 лет фильму «Город Бога»
Буквы С.V (Comando Vermelho) на стене, означающие контроль Красной команды над территорией

За пять лет пути к большому экрану создатели преодолели много трудностей. Уже говорилось, что команду основных актёров набирали на улицах Рио, так как Мейреллишу требовалась достоверность в кадре. Нужно было не играть, а жить в кадре и показывать жизнь в трущобах зрителю. За сорок дней было отснято 2000 интервью, после чего отобрали двести молодых людей, которые начали посещение семинаров по актёрскому мастерству. Всех ребят разделили на восемь групп, учитывая их возраст, и приступили к подготовке съёмок. Также продюсеры наняли уже имеющую опыт съёмок в фавелах режиссёрку Катю Лунд, чтобы она помогала Фернанду в трудных моментах. 

Огромный вклад в работу с актёрами внесла Фатима Толеду. Например, Леандру Фирмину в интервью говорил, что Толеду очень помогла ему найти в себе ярость, чтобы исполнить роль Малыша Зе. Актер старался думать, как его персонаж, представляя, что хочет иметь всё в этой жизни, упиваясь властью и бесчеловечностью. Фирмину говорит, что в CDD до сих пор рассказывают истории о Малыше Зе, как о легендарном жадном и неуравновешенном гангстере. Также парень рассказал, чем он похож на Зе и чем отличается. Ему свойственна презрительность персонажа, но, в отличие от гангстера, Леандру много раз обдумывает свой поступок, прежде чем совершить его. Актёр даже сочувствует Малышу Зе и понимает его, говоря, что он «нормальный человек, просто по иронии судьбы он свернул не в ту сторону».

Леандру Фирмину рассказал, что «Город Бога» очень сильно повлиял на его жизнь, и он рад был принять участие в таком проекте, который оголяет проблемы бразильских трущоб. Несмотря на то, что актёры проводили много времени на семинарах с Фатимой Толеду, они успевали учиться, а продюсеры помогали им чем могли: едой, талонами на проезд, кровом, информацией, а также оказывали финансовую и духовную поддержку. В конечном итоге из застенчивого мальчика дона Фатима превратила Фирмину в уверенного антагониста, раскрывшегося в кадре. 

Ещё одной заслугой Фатимы Толеду можно считать ненавистнический взгляд Малыша Фишки (Дуглас Силва) в сторону Простака в сцене, где второй отвешивает пощечину первому. Дело в том, что как настоящий профессионал Толеду посоветовала Ренату ди Соза на протяжении 15 (!!!) дней кряду издеваться над пацаном. Просто представьте: нескончаемый двухнедельный буллинг без повода. Конечно, тут любой отыграет взгляд ненависти. Как итог, после этой сцены Силва не выдержал и начал плакать, угрожая уходом из фильма. К счастью, разрешилось всё благополучно. 

Если Бог есть, то именно здесь — глух: 20 лет фильму «Город Бога»
Дуглас Силва в роли Малыша Фишки на кадре из фильма «Город Бога» (2002)

Вообще, на площадке любили детей до слёз довести. Маленького мальчика, другу которого в фильме прострелил ногу Малыш Зе, тоже заставили плакать с помощью хитрости. Ему сказали, что его любимого плюшевого медвежонка потеряли (ну тут ещё хуже, чем с двухнедельным издевательством вышло), после чего кадр ловит крупный план зарёванного и опустошённого лица парнишки, а в следующей сцене его приятеля убивают. Да уж, хотели знать, как живут в фавелах? Пожалуйста. К слову, реалистичности добавляет и съёмка на плёнку 16 миллиметров. Картинка выходит не такая четкая и отполированная, как во многих художественных фильмах. А исключительно ручная камера оператора Сезара Шарлони просто стирает все границы между зрителями и персонажами, будто заставляя смотрящих становится случайными свидетелями происходящего, что максимально добавляет документальности картине.

Совокупность всего вышесказанного превратила «Город Бога» в один из главнейших фильмов бразильского кинематографа. Он до сих пор остаётся таким же актуальным и остросоциальным, как и двадцать лет назад. Сегодня проект уже является классикой, обязательной к просмотру хотя бы раз в жизни. Пусть из четырёх номинаций на «Оскар» все оказались холостыми, фильм удостоился куда большей награды — сделал мир чуточку лучше. Удивительно, как кино заставило хоть немного власть зашевелиться и начать делать маленькие, но шажки в сторону улучшения качества жизни в бразильских трущобах. Но, к сожалению, даже спустя два десятилетия проблема не решена. В фавелах до сих пор опасно, а на их улицах восьмилетние пацаны торгуют кокаином. Страшно представить такую жизнь. 

Киновселенная «Города Бога»

Помимо фильма Фернанду Мейреллиша и Кати Лунд о бразильских фавелах повествуют ещё несколько проектов, которые вроде как относятся к основной картине (все киноагрегаторы связывают их у себя на сайтах), но вроде как и нет, ведь сюжетно они никак не перекликаются. К этим проектам относятся короткометражка-приквел «Ларанинья и Асерола»/«Дворец II» (Palace II), сериал «Город мужчин» (Cidade dos Homens) и фильм с громким названием «Город Бога 2» (но по сути тот же «Город мужчин», потому что в оригинале называется также, как сериал — Cidade dos Homens).

Все эти ленты рассказывают истории о двух друзьях Ларанинье/Ларанжинье (Дарлан Кунья) и Асероле (Дуглас Силва), живущих в бразильских трущобах и чуть ли не каждый день сталкивающихся с приключениями (если можно так назвать жизнь в фавеле среди нищеты и криминала). Практически каждый актёр, снимавшийся в картине «Город Бога», появляется в одном или нескольких проектах о дружбе двух пареньков. И на это есть довольно веская причина. 

Дело в том, что, когда Фернанду Мейреллиш и Катя Лунд готовились к ранним этапам съёмок фильма «Город Бога», им поступило предложение от Гаела Арраеса снять эпизод сериала «Храбрый» (Brava Gente) для Globo. Забегая вперёд, скажу, что Globo совместно с O2 Films выпустила все эти проекты, включая полнометражную ленту Лунд и Мейреллиша. Может быть, поэтому они связаны на всех агрегаторах и считаются одной франшизой? Что-то вроде тематической вселенной, объединённой общей командой создателей, ведь всюду в титрах так или иначе имена и киностудии совпадают. Вот и получается «франшиза криминальной жизни в фавелах Бразилии»

Поначалу режиссёры отказываются от создания эпизода, но немного поразмыслив, меняют своё решение при условии, что они перенесут на экран фрагмент из книги Пауло Линса, а примут участие в нём актёры, готовящиеся к съёмкам в полноценной экранизации. Таким образом 28 декабря 2000 года показывают серию «Дворец II», которая стала своего рода генеральной репетицией для непрофессиональных актёров из фавел и незаменимым опытом для Мейреллиша и Лунд. Снимали её непосредственно в самом Сидаде-де-Деуш, и во время работы стало очевидно, что съёмки полнометражного фильма здесь проводить не стоит, так как район находился в состоянии конфликта трёх наркоторговцев, борющихся за контроль над территориями.

Если Бог есть, то именно здесь — глух: 20 лет фильму «Город Бога»
Дарлан Кунья и Дуглас Силва на съёмках второго сезона «Город мужчин» (2003)

Некоторое время спустя эпизод стал восприниматься как короткометражный фильм, который посетил Берлинский кинофестиваль в 2002 году. Оттуда серия привезла премию Нью-Йоркской киноакадемии, выиграв в программе «Панорама». На «КиноПоиске» у короткометражки красуется название «Ларанинья и Асерола» и нет рейтинга пользователей. А всё потому, что история о том, как два друга, живущих в городе Бога, стараются найти деньги на концерт, поэтому сначала крадут ворота у девушки, а затем вляпываются в неприятности, и в итоге вынуждены выполнять поручения наркоторговцев, не имеет российского перевода, да и вообще неизвестна широкому зрителю. Конечно, на просторах интернета короткометражку можно найти, но вряд ли вы много что поймёте, не зная португальский язык (я вот понял только скелет истории).

В 2002 году на волне успеха картины «Город Бога» появилась идея сделать телесериал, ставший продолжением короткометражки. Первая серия появилась на ТВ 15 октября того же года. С тех пор Ларанжинья (так правильней произносить, да и красивее звучит) и Асерола пережили кучу историй, а их дружба прошла множество испытаний.

За 4 сезона они успели поработать почтальонами и продавцами мороженного, нарисовать карту фавелы, назвав улицы в честь гангстеров, провести лето в компании двух японцев и парня из города, сняться в кино, лишиться девственности и даже съездить в столицу на встречу с президентом, но главное — повзрослеть. Опенинг в каждом сезоне остаётся неизменным, но парни каждый раз выглядят старше. И если в первом сезоне они искали деньги на школьную экскурсию, то в четвёртом – уже на содержание семьи. 

Если Бог есть, то именно здесь — глух: 20 лет фильму «Город Бога»
Дуглас Силва и Дарлан Кунья на кадре из фильма «Город Бога 2» (2007)

Среди режиссёров и сценаристов сериала мелькают имена создателей первой короткометражки и «Города Бога» — Фернанду Мейреллиша и Кати Лунд. Также в списке есть писатель Пауло Линс. В третьем сезоне эстафету перенимает Паоло Морелли, выступая режиссёром чуть ли не каждого эпизода. Сериал находит смешное и забавное в трудной жизни детей, родившихся и растущих в фавелах. Поднимает серьёзные темы типа подростковой беременности, абортов и жизни в условиях нищеты. Некоторые серии даже подкреплены плачевной статистикой. Видимо, создатели хотели вновь добиться эффекта полнометражного фильма, который дал толчок к действиям властей. 

Опять же, в 4 сезонах сериала 19 серий, но в переводе на русский язык доступны лишь 12 из них. 7 остальных на просторах интернета на португальском языке. Некоторые можно отыскать с английскими субтитрами, да только мало кому это сильно облегчит задачу в просмотре. Многие (если вообще найдутся те, кому интересно будет посмотреть) просто не станут смотреть на португальском, где понятно всё в максимально общих чертах. А ведь сериал очень смешной сам по себе. На диалогах парней держится много чего, поэтому я считаю, что «Городу мужчин» просто необходим полноценный перевод. Хотя бы русские субтитры. 

По окончании четвёртого сезона зритель прощается с Ларанжиньей и Асеролой на 2 года. В 2007 году выходит фильм в русской локализации, названный «Город Бога 2», но по сути не имеющий сюжетно с оригиналом ничего общего, и в оригинале названный, как и сериал, «Город мужчин». Знакомым нам парням исполняется по 18 лет, они приоткрывают тайны своего семейного древа, так как оба были сиротами, а их дружба подвергается самому серьёзному испытанию за все время. Здесь в русском переводе Асерола превратился в Туза, а Ларанжинью называют Уолесом (это настоящее имя персонажа Дарлана Куньи, но в сериале к нему так никто почти не обращался). Режиссёром фильма и одним из сценаристов выступил Паоло Морелли, а Фернанду Мейреллиш лишь сидел в продюсерском кресле. 

Казалось бы, фильм ставит некую точку в истории двух друзей, дальше их ждёт взрослая жизнь вне фавелы, воспитание детей и работа, не связанная с криминалом, но спустя 10 лет выходит продолжение в виде 5 и 6 сезонов сериала «Город мужчин». 8 дополнительных серий, вышедших в январе 2017 и 2018 года, рассказывают о жизни Асеролы и Ларанжиньи, спустя 12 лет после 4 сезона. 

Если Бог есть, то именно здесь — глух: 20 лет фильму «Город Бога»
Дуглас Силва и Дарлан Кунья на съёмках шестого сезона «Город мужчин» (2018)

Парни превратились в мужчин, и оба теперь отцы, а в 6 сезоне даже вернулся к своей роли персонаж Жуан Виктор (Тьяго Мартинс), с которым друзья как-то провели лето, а теперь он школьный учитель их детей. Но, к сожалению, какие-либо детали сюжета сложно узнать, так как сезоны в России попросту недоступны к просмотру. Несколько лет моих поисков не дали никакого результата, кроме официального сайта стриминга Globo

Мои попытки купить подписку, чтобы посмотреть два новых сезона в оригинале, не увенчались успехом, так как наши карты на оплату не принимаются. Поэтому хотелось бы обратиться к стримингам, студиям озвучки, студиям перевода и вообще любым киноэнтузиастам (если нас кто-то такой читает). Может есть какая-то возможность купить права, перевести и озвучить проект у нас? Понимаю, звучит очень нагло и самонадеянно, но надежда — сильное чувство. Лично мне безумно любопытно, чем закончилась история. Я стал фанатом парней, пройдя с ними весь их трудный жизненный путь, и искренне хочется, чтобы как можно больше людей о них узнало, так что если есть возможность, то поддержите огонь моей надежды зажжённым.


Другие наши материалы, посвященные двадцатилетнему юбилею фильмов, которые вы также можете прочитать:


Понравился материал? Поделись с друзьями:

Нет Previous post Истина где-то рядом? Каким получился новый фильм Джордана Пила «Нет»
фестиваль Next post В Москве пройдет международный кинофестиваль хорроров «Капля»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *