«После стольких лет? – Всегда»: 20 лет киносаге «Гарри Поттер»

«После стольких лет? – Всегда»: 20 лет киносаге «Гарри Поттер»

Свой 20-летний юбилей отмечает «Гарри Поттер и философский камень», и в честь этого знаменательного события мы подготовили марафон из 4 материалов, посвящённых легендарной франшизе.

4 ноября 2001 года в лондонском кинотеатре «Одеон» состоялась мировая премьера фильма «Гарри Поттер и философский камень», но в широкий прокат картина вышла 16 ноября, а значит — ровно 20 лет назад. В честь юбилея предлагаем вам вспомнить, с чего начиналась, как развивалась и к чему пришла франшиза волшебной вселенной Гарри Поттера. Если вы готовы пройти этот путь из четырёх частей вместе с нами, то осталась лишь маленькая формальность. Торжественно поклянитесь, что замышляете только шалость!

Пролог

Сейчас «Гарри Поттер» — это франшиза, которая состоит из 10 вышедших фильмов (8 основных и 2 части спин-оффа), но в планах у Warner Bros. ещё как минимум 3 части «Фантастических тварей», игра Hogwarts Legacy, которая должна выйти в скором времени, сериал, готовящийся для показа на HBO и буквально недавно анонсированный спецэпизод приуроченный как раз к юбилею первого фильма.

«После стольких лет? – Всегда»: 20 лет киносаге «Гарри Поттер»

Литературная серия о Мальчике-Который-Выжил стала очень популярной почти сразу, как первая книга появилась на полках магазинов. Экранизация произведения, пользующегося столь колоссальным спросом, была лишь делом времени.

Конечно, сегодня можно почти в любое время года наткнуться на марафон всех фильмов на каком-нибудь телеканале, а каждые новогодние праздники так вообще почти со стопроцентной вероятностью восемь основных фильмов будут включены в программу передач. Да и многие зрители самостоятельно не прочь время от времени вернуться в этот уютный, давно знакомый и любимый мир волшебства и приключений. Целое поколение выросло вместе с главными героями.

У франшизы миллионы фанатов, куча мерча (от конструкторов «Лего» и фигурок до волшебных палочек и одежды) и несколько миллиардов общих сборов. На данный момент только фильм «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» не вошел в список «100 самых кассовых фильмов за всю историю кинематографа».

Но это сегодня. А началось все в 1999 году…

Сказочные миры Криса Коламбуса

В 1999 году студия Warner Bros. купила у Джоан Роулинг права на экранизацию первых четырёх книг о юном волшебнике («Кубок огня» ещё даже не был дописан). Говорят, что сумма сделки составила скромный миллион фунтов стерлингов, но важнее то, что писательница оставила за собой право контроля по созданию каждого фильма, следовательно, последнее слово в каждом этапе зачастую оставалось за ней. Помимо миллиона фунтов Роулинг также должна была получать определённый процент сборов картин.

«После стольких лет? – Всегда»: 20 лет киносаге «Гарри Поттер»

В начале нового тысячелетия начались поиски режиссёра для первого фильма. Главным претендентом на эту должность был Стивен Спилберг, но руководитель франшизы об Индиане Джонсе отказался, потому что его виденье оказалось абсолютно противоположно тому, что планировали создать WB и Роулинг.

Во-первых, Спилберг планировал превратить мир Гарри Поттера в анимационный проект. Во-вторых, хотел, чтобы Гарри достался голос американца Хейли Джоэла Осмента. Важно сказать, что одно из главных условий писательницы – это отдавать предпочтение актёрам британского происхождения, а не американцам (хотя пару исключений все-таки сделали).

Решение было продиктовано тем, что действие романов происходит в Соединенном Королевстве, а учащиеся и работники Хогвартса преимущественно британцы (да и вообще, на территории Америки есть своя школа магии!).

По этой же причине в проекте не смог принять участие Робин Уильямс, который очень хотел сыграть Хагрида. Актёр сам просился в фильм, но в итоге роль досталась Робби Колтрейну, а Уильямс умер в 2014, так и не получив возможности влиться в волшебный мир двумя годами позднее.

Пути Стивена Спилберга и Warner Bros. разошлись. Спилберг в итоге снял «Искусственный интеллект» с тем самым Хейли Джоэлом Осментом в главной роли, а студия присмотрелась к другой кандидатуре.

Выбор пал на Криса Коламбуса, который уже на тот момент имел опыт работы с детьми и семейным кино (две части «Один дома» и «Двухсотлетний человек»). Говорят, что Коламбус сам сильно хотел экранизировать произведение и на прослушивание даже пришёл с собственным вариантом сценария, чем приятно удивил и расположил к себе работодателей.

«После стольких лет? – Всегда»: 20 лет киносаге «Гарри Поттер»
Руперт Гринт, Дэниел Рэдклифф и Крис Коламбус на съёмках «Гарри Поттер и философский камень» (2001)

Как итог: роль режиссёра отошла ему, а вот сценарий написал Стивен Кловз (он же напишет сценарий ко всем частям «Гарри Поттера», за исключением «Ордена Феникса»).

«Значит, это правда, что говорили в поезде. Гарри Поттер приехал в Хогвартс»: Гарри Поттер и философский камень

По назначении режиссёра объявили об открытом кастинге на главные детские роли. За три месяца режиссёр посмотрел тысячи детей, но так и не смог найти подходящего актёра на роль Гарри.

Среди отсмотренных детей был и Том Фелтон, сыгравший Драко Малфоя. Сначала Фелтон попытался стать Поттером, не читав ни одного романа. Получив отказ, актёр не сдался и прошёл пробы на роль Рона. На вопрос «Какой твой любимый момент из книги?» Том ответил то же самое, что и предыдущий участник кастинга, ведь не знал ничего больше. Продюсеров и режиссёра позабавил такой подход и Фелтон получил роль в фильме, но слегка не ту, что хотел.

Роль Мальчика-Со-Шрамом досталась Дэниелу Рэдклиффу. Режиссёр заприметил актера в «Дэвиде Копперфильде» от «Би-Би-Си». Родители Дэниэла без энтузиазма смотрели на актёрскую карьеру сына, но режиссёру удалось их убедить, пообещав, что Рэдклиффа огородят от назойливых СМИ.

Роль Рона Уизли получил Руперт Гринт, зачитавший рэп на пробах, а роль Гермионы Грейнджер, с одобрения Роулинг, ушла Эмме Уотсон. Накануне писательница общалась по телефону с Эммой и осталась приятно к ней расположена. Каково же было удивление Джоан, когда в живую молодая актриса оказалась красавицей. Что ж, писательнице пришлось принять как приятную наружность Уотсон, так и голубые глаза Рэдклиффа (в книге Гарри зеленоглазый).

«После стольких лет? – Всегда»: 20 лет киносаге «Гарри Поттер»
Дэниел Рэдклифф, Руперт Гринт и Эмма Уотсон. Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень» (2001)

Однако всё сложилось как нельзя лучше. И главные герои, и картина полюбились зрителям. Фильм поставил рекорд по сборам США в первый день проката и заработал за все время внушительные 900 миллионов долларов, став вторым самым кассовым фильмом в истории на тот момент. Впереди расположился лишь «Титаник» Джеймса Кэмерона.

Конечно, успех фильма заключался не только в режиссёре и молодых актёрах. В картине также сыграло множество известных представителе британской школы. Ричард Харрис исполнил роль профессора Дамблдора, Мэгги Смит стала профессором МакГонагл, Алан Рикман перевоплотился в профессора Снегга и на этом список далеко не кончается.

Примечательно, что изначально Ричард Харрис не хотел принимать предложение роли директора Хогвартса, так как актёр не был знаком с романами Роулинг, да и франшиза Харриса не особо интересовала. Но пришлось изменить своё решение, когда внучка актёра поставила дедушке условие: либо он соглашается на роль, либо девочка никогда не простит ему отказа и перестанет разговаривать с ним до конца жизни. Очевидно, что Ричарду Харрису ничего не оставалось, как принять предложение роли. Актёр не пожалел о своём согласии, и до последнего уверял продюсеров не искать ему замену в 2002 году, но, к сожалению, умер, появившись лишь в первых двух частях.

Забегая вперёд, хочу сказать, что балансировать на грани отказа — это почти традиция у создателей франшизы. Многие люди, работавшие над киносагой, были незнакомы с романами Джоан Роулинг и планировали отказаться от предложенных им должностей, но под влиянием тех или иных людей (в основном своих детей, племянников и внуков) в конечном итоге соглашались принять участие в создании картин.

Съёмки фильма проходили как в студийных помещениях, так и в настоящих местах, расположенных по всей Англии. Замок Алник и Глостерский собор на киноэкране превратились для зрителей в Хогвартс. А для студийных съёмок были построены огромные декорации Большого зала, на который потратили приличную часть бюджета. Трата в будущем была оправдана, ведь по полу декорации ходили сотни людей (актёров и создателей фильмов) на протяжении десяти лет, и камень выдержал весь этот напор, послужив Большим залом во всех основных фильмах о Гарри Поттере.

«После стольких лет? – Всегда»: 20 лет киносаге «Гарри Поттер»
Замок Алник на кадре из фильма «Гарри Поттер и философский камень» (2001)

Фильм «Гарри Поттер и философский камень» – это чудесный мир, который создатели наполнили отсылками к сторонним произведениям, а также множеством интересных деталей, расположенных в фильме для самых внимательных зрителей и преданных фанатов.

Например, одна из отсылок к британской культуре — сцена знакомства Драко с Поттером перед распределением на факультеты. Малфой представляется в духе самого знаменитого в мире шпиона — Джеймса Бонда.

В сцене, когда Рон показывает Гарри награду Джеймса Поттера по квиддичу, справа можно заметить награду, присвоенную Минерве МакГонагл. Декан факультета Гриффиндор некогда была отличным игроком, но полученная в 17 лет травма во время матча поставила крест на будущих выступлениях.

«После стольких лет? – Всегда»: 20 лет киносаге «Гарри Поттер»
Награды Гриффиндора по квиддичу. Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень» (2001)

Или распаковка напоминалки для Невилла. При первом же касании напоминалка становится красной, а Долгопупс говорит, что не помнит, что он забыл. Если приглядеться, то можно заметить, что Невилл единственный человек, кто сидит в Большом зале без формы, следовательно, скорее всего красная дымка появилась внутри устройства по этой причине.

«После стольких лет? – Всегда»: 20 лет киносаге «Гарри Поттер»
Невилл без формы. Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень» (2001)

А чего стоят картины, развешанные по замку? В одном кадре мелькает портрет Анны Болейн, которую в реальном мире король Генрих обвинил в колдовстве. Якобы Анна принудила короля взять её в жёны с помощью магии, поэтому Болейн казнили (выходит, не зря Генрих переживал).

Отдельно хотелось бы выделить музыку великого Джона Уильямса. Саундтрек, созданный мастером лейтмотивов, вышел очень запоминающимся и в прямом смысле волшебным. Заглавная тема Hedwig’s Theme стала визитной карточкой саги. Это единственная мелодия, которая проходит со зрителем через все картины франшизы в той или иной обработке.

Вообще весь первый фильм наполнен музыкой, звучащей почти постоянно. Тишина сопровождает лишь сцены в реальном мире. Этим приёмом режиссёр и композитор ещё больше создают контраст между мирами. Реальность в фильме крайне серая, однотипная и блеклая, а вот в Хогвартсе всё в десятки раз интереснее и красочнее.

Однако не всё так идеально и со спецэффектами у «Философского камня» произошли некоторые проблемы. Крис Коламбус не раз говорил, что его не устраивает визуальная составляющая. Режиссёр утверждает, что нужно было больше времени уделить съёмкам с настоящими актёрами, а потом уже на отснятые сцены накладывать компьютерную графику. Студия не согласилась выделить время и поэтому в сценах квиддича порой невооружённым взглядом заметно, что все модельки игроков и стадион сделаны с помощью графики. Да, если бы фильму выделили чуть больше времени на проработку визуала, то некоторые сцены выглядели реалистичнее, но разве стало сильно хуже? Не думаю.

«Учишься балету, Поттер?»: Гарри Поттер и тайная комната

«После стольких лет? – Всегда»: 20 лет киносаге «Гарри Поттер»

После ошеломительного успеха первой части вся команда, во главе с режиссёром, вскоре приступила к производству продолжения. Второй фильм увидел свет в конце декабря 2002 года. Актёрский состав пополнил Кеннет Брана, отлично исполнивший роль Златопуста Локонса, и Джейсон Айзекс, сыгравший роль Люциуса Малфоя (Айзекс был одним из тех, кто хотел отказаться от предложенной роли, но изменил решение).

Главной задачей «Тайной комнаты» было показать, что фильмы, как и книги, не сбавляют планку. Продолжение должно получиться таким же интересным, уютным и атмосферным. Детективная составляющая не должна спадать, а наблюдать за героями должно быть всё также забавно и увлекательно.

Исполнители главных ролей слегка повзрослели, у них начал ломаться голос. Эти обстоятельства крайне радовали Криса Коламбуса, ведь не было необходимости искать новых актёров на роли, следовательно, дети пройдут со зрителем весь путь от начала и до конца, что будет лучше для всех.

Во второй части появились новые локации. К примеру, теплица, где проходят уроки травологии с профессором Стебель, или внутренний двор, где произошло столкновение со сборной Слизерина по квиддичу. Свежие места действия были добавлены не только исходя из оригинального текста, но и для того, чтобы освежить фильм и не дать зрителю заскучать в привычных декорациях первой картины.

«После стольких лет? – Всегда»: 20 лет киносаге «Гарри Поттер»
Теплицы Хогвартса. Кадр из фильма «Гарри Поттер и тайная комната» (2002)

Также в продолжении присутствуют новые существа, такие как домовой эльф Добби и огромный змей Василиск. И если Добби создавался с помощью компьютера (есть легенда, что образ эльфа в «Тайной комнате» был списан с Путина), а Рэдклиффу приходилось отыгрывать свою роль напротив теннисного мячика, то огромный змей не был полностью создан при помощи графики. Создатели построили огромную голову, которая могла разевать пасть и эмитировать движения змеи для кадров крупным планом.

Звукорежиссёр фильма сам создавал рёв Василиска. Делал записи собственного рыка и подобных ему звуков, а потом обрабатывал результат в специальной программе. Голосом же гигантского змея стал Джейсон Айзекс, которого режиссёр попросил придумать нечто между человеческой речью и змеиным шипением.

Ещё картина обзавелась новым оператором, поэтому в «Тайной комнате» можно заметить не свойственные первому фильму плавные кадры, повторяющие змеиные движения.

«После стольких лет? – Всегда»: 20 лет киносаге «Гарри Поттер»
Кадр со съёмок «Гарри Поттер и тайная комната» (2002)

По сравнению с «Философским камнем» заметно, что режиссёру дали больше времени на спецэффекты. Графика стала на порядок лучше, чем в первой части. Что касается декораций и реквизита, то с этим проблем у франшизы никогда не было (особенно у первых четырёх частей). Для сцен с автомобилем «Форд Англия» было подготовлено больше десяти различных моделей. Распиленные для съёмки изнутри, распотрошенные для сцен с полётом и разбитые, как результат столкновения с Гремучей Ивой. Разве подобные факты не говорят о любви создателей к картине? Кстати, звуки для яростного дерева тоже были записаны человеком и обработаны на компьютере.

Во второй части впервые появляется Том Реддл в исполнении Кристиана Коулсона. Забавно, что на эту роль пробовался молодой Эдди Редмэйн, но предпочтение отдали более взрослому актёру. И всё же через 14 лет Редмэйн пополнит актёрский каст киновселенной в спин-оффе «Фантастические твари».

«Гарри Поттер и тайная комната» — самый настоящий сиквел в том смысле, что продолжение чувствуется во всём: в стиле, в атмосфере и даже в музыке. Заметно, что над фильмом трудилась та же команда, что и годом раньше. В следующем фильме о Мальчике-Который-Выжил историю ждёт новый виток и смена стиля, что сложно не заметить.

К слову, о музыке. Саундтрек очень схож с мотивами, что написал Уильямс за весь 2002, а в сцене погони бладжера за Поттером звучит чуть ли не идентичная музыка, что и в сцене погони Оби-Вана Кеноби и Энакина Скайуокера за преступником на Корусанте из второго эпизода «Звёздных войн». До сих пор непонятно, каким образом это произошло. То ли помощник композитора по ошибке скинул одну запись двум студиям, то ли просто композитор был сильно загружен и написал настолько схожие мотивы, не заметив идентичности, то ли это специальная музыкальная пасхалка. К сожалению, для нас этот факт останется тайной.

Фрагмент «Гарри Поттер и тайная комната» (2002) с музыкой Джона Уильямса
Саундтрек к «Атаке клонов» (2002) от Джона Ульямса

По окончании работы над «Тайной комнатой» Крис Коламбус покидает пост режиссёра фильмов о Гарри Поттере, объясняя уход тем, что 3 года почти не виделся с семьёй. Правда, ходили слухи, что Коламбуса и так хотели менять после этого фильма. В любом случае, для молодых актёров новость стала печальной, ведь дети надеялись, что весь путь из семи (тогда никакого разделения на части не предполагалось) будет пройден вместе. Новый режиссёр – это всегда стресс, особенно для столь юных актёров, которым съёмочная площадка чуть ли не стала новым домом, так как производство фильмов занимает львиную долю времени. Даже уроки приходилось делать во время съёмок и в перерывах между ними. Но со старым или с новым режссёром после «тайной комнаты» франшизу ждал новый шаг…

P.S. Если кто не знал, то у фильма «Гарри Поттер и тайная комната» есть сцена после титров. Мы же должны о таком оповещать.

Продолжение можно прочитать здесь.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

5 актёров и одна актриса, которые могли бы сыграть Джокера в новой Бэт-вселенной Previous post 5 актёров и одна актриса, которые могли бы сыграть Джокера в новой Бэт-вселенной
Рекап 2 эпизода сериала «Декстер: Новая кровь»  Next post Те же старые ошибки. Рекап 2 эпизода сериала «Декстер: Новая кровь» 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *