В Соединительных Штатах всё чаще звучит термин «woke» по отношению к тому, что происходит на поприще культуры. Русский зритель может не знать о самом этом термине, но в любом случае имеет возможность ощутить его последствия на конечном выдаваемом Голливудом результате. И никто так сильно не вляпался в это дело, как Дисней.

И потом, не всё же нам студию хвалить в честь дня рождения. Нужно же и поругать.

Что вообще такое «woke culture»?

Чтобы разобраться, как мы дошли до жизни такой, нужно понимать, что Голливуд – это США, а США – это крайне богатая на разные интересные события история. И чернокожим людям досталось в ней прям от души, в меньшей степени – азиатам, испаноговорящим народам и так далее. Поэтому то, что мы сейчас наблюдаем – это «эффект маятника». Который очень долго отклоняли и который несётся в обратную сторону, сметая всё на своём пути.

Отсюда и взялось понятие «woke» («проснувшийся»), которое фактически означает повышенное внимание к вопросам справедливости в отношении меньшинств. И, к сожалению, вместо инструмента борьбы с дискриминацией он всё чаще становится наиболее быстрым и эффективным способом набрать социальных очков. Ну и отвлечь толпу от более насущных (и более политически опасных для современных правительств) вопросов.

Проблема этой культуры заключается в том, что внимательный зритель часто подсознательно понимает, когда создатели делают персонажа черным или геем для того, чтобы рассказать важную и интересную историю, а когда – чтобы заполнить квоту или защититься от потенциальных нападок на своё детище.

Феномен «Woke Disney» – как компания уже 20 лет оправдывает перед публикой желание заработать

При чём тут Микки Маус

История студии Уолта Диснея как раз очень хорошо иллюстрирует изменения в обществе. Потому что её классические анимационные работы отличаются достаточно консервативными идеями. Главная героиня обязательно будет белой, влюбится в принца и выйдет замуж.

Расовые проблемы также не чужды Диснею. Студия не раз подвергалась критике за карикатурное изображение афроамериканцев (вороны в «Дамбо»), индейцев («Питер Пэн») и азиатов («Коты-аристократы» и «Леди и Бродяга»). Это не считая игровых и малоизвестных у нас фильмов вроде «Песни Юга».

Казалось бы, принцип историзма никто не отменял. Можно учиться на ошибках прошлого и пытаться не повторить их в будущем. И, что самое смешное, Дисней с этим скорее всего был бы согласен, если бы не одно «но». Деньги.

Я всё исправлю

В мире, в котором авторское кино постепенно отошло на второй план, уступив место большим студийным проектам, главное для продюсеров – гарантированно сделать большую кассу. При этом тяжело загнать людей в кинотеатры на что-то новое, как это было когда-то.

Поэтому Дисней, в попытках ухватить стабильный источник дохода, решил не рисковать и переосмыслить пару своих предыдущих работ (так на свет 20 лет назад появились «Алиса в Стране Чудес» Тима Бёртона и «Малефисента»).

Ну а в 2015 году случилась «Золушка» Кеннета Браны. Которая была тепло встречена критиками и зрителями, а также сделала очень хорошую кассу. И в ней были первые намёки на «woke culture», потому что главную героиню переписали как более сильную и независимую, плюс её встреча с принцем происходит гораздо раньше, чем на балу.

Феномен «Woke Disney» – как компания уже 20 лет оправдывает перед публикой желание заработать

Примерно тут у студийных боссов в глазах замелькали значки доллара. Зачем придумывать сиквелы, если можно просто переснять уже существующие произведения? Ну а оправдать создание очень вторичного продукта можно запросто – «мы исправляем ошибки прошлого и знакомим современных зрителей с полюбившимися историями», попутно нагадив на свои же старые работы.

Тщетность бытия

Для начала давайте рассмотрим, что делает Дисней со своими новыми «переосмыслениями» на примере недавней «Русалочки» (ну раз уж мы упустили возможность написать на неё полноценную рецензию).

Во-первых, в фильм добавляется расовое разнообразие актёров на главных и второстепенных ролях – потому что в оригинальных фильмах превалировали именно большеглазые бледнокожие европейцы. Была Ариэль белая с красными волосами – стала афроамериканкой с песчано-рыжими волосами. Очень «woke».

Во-вторых, добавляется больше контента, касающегося соблюдения прав меньшинств. Ариэль физически не могла дать согласие на поцелуй? Ничего, мы постараемся оправдать то, что у нас сильная и независимая Ариэль сама отказалась от поцелуя с Эриком, даже если это противоречит логике первоначального сюжета. Единственные представители власти были мужчинами? Ничего, у нас будет целая чернокожая королева.

В-третьих, совершаются попытки тихонько исправить ляпы оригинала, которые фанаты заметили и обсуждают долгие годы. И это самый смешной пункт. Например, фанаты много лет интересовались, почему Ариэль не могла письменно объясниться с Эриком, ведь она же подписала контракт с Урсулой – значит, грамоте обучена. Так что теперь Ариэль вместо подписи отдаёт свою чешуйку – и вдобавок начинает страдать от волшебной амнезии. Серьёзно?

Феномен «Woke Disney» – как компания уже 20 лет оправдывает перед публикой желание заработать

А что результат? А результат не может даже соперничать с оригинальным произведением, поскольку является его вторичной переделкой, пытающейся нацепить на себя всё и сразу – поэтому ничем конкретным и не являющейся. Простите за каламбур, но «Русалочка» в стиле «woke» вышла ни рыба, ни мясо.

Зачем так делать?

Всё до банального просто. Продюсерам надо как-то оправдать свой наглый деньгозагребательный аппетит и нежелание идти на риск. Если вы думаете, что им есть дело до грамотной репрезентации – подумайте дважды. Вам в помощь тот факт, что китайцы вообще ни разу не были довольны экранизацией «Мулан».

Вот только быть достаточно «woke» не получится никогда. Более того, когда ты собственноручно взращиваешь аудиторию на «продвинутости», в один прекрасный момент она перерастёт тебя и начнёт уже проактивно искать, как бы придраться именно к тебе.

И всё же мы уже можем видеть, к чему всё идёт. Возьмём, к примеру, сборы «Красавицы и Чудовища», на момент выхода которых зрители ещё не просекли фишку. При бюджете в 255 миллионов долларов сборы составили 1,3 миллиарда. «Русалочка» же при том же бюджете собрала 600 миллионов (если учитывать расходы на маркетинг, которые обычно равны бюджету, то фильм даже окупился-то еле-еле). И нет, постковидным нежеланием зрителей идти в кино оправдаться не получается – хотя бы из-за 1,5 миллиардов «Барби» и почти миллиарда «Оппенгеймера».

А впереди нас ждёт ещё забытая богом экранизация «Белоснежки», которая, в попытках угодить «woke culture», взяла на главную роль Рейчел Зеглер. Да, ту самую Зеглер, которая банально всеми фибрами души не любит оригинальный мульт, считает его страшным и дико непродвинутым. Как вы думаете, хороший ли результат получится у тех, кто не испытывает ни малейших тёплых чувств к обожаемой нами классике?

В общем, времена нынче наступают тёмные. Но помните – чем больше откланяется в сторону маятник, тем с большей силой он потом полетит в обратную сторону.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Послание к человеку-2023. Что смотреть на фестивале: часть 1. Документальное кино Previous post Послание к человеку-2023. Часть 4. Специальные показы и состав жюри
«Планета Максимус» – неоднозначный эксперимент Александра Петрова по скрещиванию театра, кино и музыки Next post «Планета Максимус» – неоднозначный эксперимент Александра Петрова по скрещиванию театра, кино и музыки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *