21 июля в мире кино был настоящий праздник, ведь в этот день состоялась мировая премьера «Барби» и «Оппенгеймера», а за несколько месяцев до релиза интернет начал заполняться различными мемами, что только подогревало интерес к фильмам. В итоге этот феномен получил название «Барбенгеймер», а конкурирующие друг с другом картины собрали отличную кассу (и пока даже не остановились) и испортили сборы новой части «Миссия невыполнима». «Барбенгеймер» смело можно назвать событием года в сфере кино, так как вряд ли его уже что-либо затмит.
За период проката «Барби» успела собрать $1,4 млрд, став самым кассовым фильмом в истории Warner Bros. К тому же, ни одной из режиссёрок не удавалось снять фильм даже с миллиардными сборами, но Грета Гервиг это исправила, так что теперь её лента красуется на 14 строчке самых кассовых картин в истории (возможно, она успеет забраться ещё выше, кто знает). Подобные цифры безусловно впечатляют, но «ворнеры» не планируют останавливаться на достигнутом и уже запустили промо-кампанию по выдвижению фильма на грядущий «Оскар» во всех ключевых номинациях. «Барби» — несомненный хит не только лета, но и всего года, однако если снять розовые очки маркетинга, то можно заметить, что картина не такая идеальная, как сама кукла.
Шо по сюжету?
В Барбиленде каждый день — счастливый день. Здесь всем заправляют Барби. Они летают в космос и строят дома, они управляют страной и получают все Нобелевские премии, а ещё они полностью уверены, что благодаря им в Реальном мире дела обстоят примерно так же хорошо, и каждая женщина там достигает небывалых высот. Куклы считают себя иконами феминизма, потому что если они могут пилотировать самолёт и заседать в высших органах власти, то и реальным женщинам это под силу. У Кенов же в Барбиленде прав чутка поменьше — они выступают в качестве красивых декораций и приложений к женщинам. В общем, утопический матриархат с танцами, песнями и каждодневными девичниками.
Но в один из прекрасных вечеров у Стереотипной Барби (Марго Робби) появляются мысли о смерти, которых никогда не было. С этого момента её жизнь начинает меняться. Появляется запах изо рта, пластиковый утренний тост подгорает, ступни становятся плоскими, а на ногах (о, ужас!) появляется целлюлит. За помощью куколка спешит обратиться к пережившей жестокие игры с хозяйкой Странной Барби (Кейт МакКиннон), которая рассказывает о «порталах» в Реальный мир и о тесной связи между игрушкой и её владелицей. Теперь Стереотипной Барби нужно с помощью многочисленной смены транспорта отправиться в США, найти игравшую с ней девочку и сделать так, чтобы всё было как раньше.
Звучит сложно, но страх перед целлюлитом заставляет Барби попрощаться с кучей Барби и отправиться в путь. Уже в дороге она узнаёт, что в машине спрятался влюблённый в неё по уши Кен (Райан Гослинг), который убеждён, что его помощь может понадобиться девушке (ведь вдруг там будет пляж, а он по ним эксперт). Попав в Реальный мир, герои оказываются потрясены, ведь здесь всё утроено не так, как куклы себе представляли. Барби — не икона феминизма, а женщины не работают на стройке. Подобный расклад очень разочаровывает Стереотипную Барби, зато Кен явно чувствует себя комфортно и спешит изучить патриархат, который так нужен (по его мнению) Барбиленду.
А я Барби Гёрл, я люблю «Дирол»
Mattel (компания-производитель игрушек) пыталась подарить «Барби» киномиру аж с 2009 года. За 14 лет проект поменял несколько студий, кучу режиссёров, сценаристов и исполнительниц главных ролей, но в итоге права достались Warner Bros., а за текст взялся семейный дуэт, состоящий из Греты Гервиг (которая села ещё и в режиссёрское кресло) и Ноа Баумбака. Именно они привели картину к такому ошеломительному успеху, хотя к сценарию здесь, конечно, имеются вопросики.
Во-первых, в фильме очень плохо раскрыт Барбиленд. Совершенно непонятно как он образовался и как он связан с Реальным миром. К тому же, в него попасть вообще не является проблемой, ведь достаточно просто поехать на роликах по определённому пляжу, а дальше просто интуитивно пересаживаться на другой транспорт.
Во-вторых, очень скудно объяснили, как Барби связаны с хозяйками, ведь если у абсолютно каждой куклы есть связь с реальным человеком, то в Барбиленде подозрительно маленькое население. Плюс нам ничего не объясняют о кукольных видениях, так как в моменте героиня Марго Робби просто садится на остановке, закрывает глаза и с чего-то вдруг начинает смотреть воспоминания своей хозяйки. Удобная для сюжета способность, ничего не скажешь.
А ещё в «Барби» очень слабые второстепенные сюжетные линии. Если с основной историей сценарий худо-бедно справляется, то за побочным сюжетом наблюдать не особо интересно. Отношения мамы (Америка Феррера) и дочки (Ариана Гринблатт), например, налаживаются просто по щелчку. Если приглядеться, то в кадре можно заметить, как девочка в секунду становится более лояльной и понимающей просто потому, что этого требует текст.
Что касается основной истории, то в ней страдает по большому счёту концовка, слизанная у «Пиноккио». Только выглядит она здесь крайне натянуто, так как героиня попросту не особо изменилась за весь фильм. Она как была идеально сногсшибательной Марго Робби, так ею и осталась (по этому поводу создатели даже вставили абсолютно неуместную метаремарку, ломающую четвёртую стену). За два часа экзистенциального кризиса не случилось ничего такого, что могло бы перевернуть внутренний розовый мир персонажа и привести к подобной концовке, хотя, может я недооцениваю целлюлит.
Очевидным фактом было то, что «Барби» в глазах Греты Гервиг превратится в феминистическое кино, но эта тема в ленте получилась какой-то грубой, прямолинейной и недокрученной. Героини скандируют шаблонные лозунги и выставляют мужчин идиотами. В картине нет ни одного положительного мужского персонажа, потому что все они загнаны в карикатурные сексистские рамки. Но дело даже не в этом. Просто от королевы инди-кино хотелось бы чего-то более тонкого и остроумного, а не обыкновенного набора клише.
Возможно, режиссёрка посчитала, что массовый зритель (а «Барби» определённо делали для широкой аудитории) не поймёт хитрых ходов и глубоких авторских задумок, поэтому ему нужно предоставить всё в максимально разжёванном виде. Обидно, ведь проект мог стать образцовым показателем остросоциального фем-муви с тонким стёбом над мужчинами. Однако нельзя сказать, что у картины совершенно нет плюсов, потому что это будет наглой ложью.
А я Барби Кент, не рокер и не мент
В первую очередь хотелось бы похвалить всех актёров, которые прекрасно отыграли свои роли и отлично вписались в кукольный Барбиленд. В картине просто рассадник громких имён, всех не перечесть. Тут и многими любимый Скотт Пилигрим — Майкл Сера, и звёзды «Сексуального просвещения» Шути Гатва и Эмма Маки, и супергерой (Симу Лю) с суперзлодеем (Кингсли Бен-Адир) из Marvel, и певица Дуа Липа, и даже похожий на Тарзана (который муж Наташи Королёвой, а не персонаж книги) Джон Сина засветился в камео.
Но заострить внимание, естественно, хочется на Марго Робби и Райане Гослинге. Она — идеальная Барби, он — идеальный Кен, и с этим вообще не стоит спорить. Это аксиома, а не теорема. Все претензии к этим двоим даже не стоит рассматривать всерьёз, потому что лучших кандидатов на роли представить просто невозможно. К тому же отыграли они просто шикарно. Порой Гослинг, возможно, перебарщивает с иронией над своим персонажем, но это вообще неважно, так как его Кен великолепный и смешной.
Кстати, с юмором у картины тоже всё в порядке, если не брать в расчёт слишком уж толстые подколы в сторону мужчин, о которых говорилось выше, и очень нежную и ненатуральную самоиронию крупных корпораций. «Барби» действительно способна рассмешить, и причём не самым глупым юмором. Например, приятно удивило, как создатели забавно обыграли сцену с выбором таблетки из «Матрицы». К слову, отсылок здесь полным-полно, что тоже определённо относится к плюсам. Картина даже начинается с пародии на Кубрика, ясно давая понять, что ближайшие пару часов зрителей ждёт задорное комедийное действо.
Ещё одной сильной стороной фильма является саундтрек, включивший в себя бодрые и запоминающиеся композиции. Хедлайнером пластинки вне всяких сомнений становится «I’m Just Ken» в исполнении ослепительного Райана Гослинга. Песня — стопроцентный хит, который заедает в голове надолго (да уж, хорошо, что Гослинг не умер в конце «Драйва», а то не слушали бы мы сейчас такую хитяру), и это при учёте, что в треклисте можно увидеть таких исполнителей, как Tame Impala, Ники Минаж, Khalid, Билли Айлиш и ту же Дуа Липу.
Однако главное достижение «Барби» — это великолепная картинка, в которую невозможно не влюбиться. Это какое-то ностальгическое розовое безумие. За такую работу над декорациями картине и художнице-постановщице Саре Гринвуд светит минимум номинация на «Оскар» (если не сама статуэтка). Такой дотошный подход к воспроизведению мира помогает зрителям не только поверить, что Барбиленд масштабная пластиковая игрушка, но и понять, что кукольный мир застрял в том времени, когда была выпущена первая модель Барби, а именно в 1959 году. Поэтому Гервиг практически отказалась от графики и снимала на натуральных декорациях, использовав возможности кинематографа того времени, чтобы идеально передать атмосферу истории о куклах.
Также в фильме отличный фан-сервис, если можно так выразиться. Все герои здесь имеют реальный кукольный прототип, некогда выпускавшийся компанией Mattel. Например, в ленте появляются вечно беременная Мидж (Эмиральд Феннел), Барби с монитором на спине и камерой в груди (Метте Таули), Шуга Дэдди Кен (Роб Брайдон) и много кто ещё (во время титров можно будет ознакомиться с небольшим каталогом продукции).
К слову, картина, на удивление, не скатывается в двухчасовую рекламу Mattel, зато выделяет несколько минут на рекламный ролик для Chevrolet во время сцены погони. Автомобили тут всегда едут логотипом в камеру, так что не хватает только чтобы Хелен Миррен, выступающая здесь рассказчицей, говорила в этот момент о преимуществах определённой модели. А вы что думали, нелепую рекламу только в России в кино вставляют? Нет, в Голливуде тоже умеют делать её неуместной, как оказалось.
Напоследок хочется сказать об ещё одном камео человека, без которого фильма «Барби» попросту не существовало бы. В картине появляется и в одной из сцен пересекается с героиней Марго Робби дочь создательницы игрушки Рут Хэндлер — Барбара Хэндлер, ставшая прототипом для первой куклы. То есть в ленте Реальная Барби встречается со своим киновоплощением, и это, поверьте мне, очень милая сцена.
Шо в итоге?
«Барби» — яркий (ярко-розовый) пример, когда маркетинговая кампания в симбиозе с мемами довела фильм до невероятного успеха. Заслужила ли картина всех лавров? Вопрос спорный. Получилась ли она плохой? Скорее нет, чем да. Могла ли она быть лучше? Безусловно.
С уверенностью можно сказать лишь одно: «ворнеры» сейчас активно фиксируют прибыль и устраивают мозговой штурм по расширению Барбивёрса (или Кеновселенной, как вам больше нравится). Ещё до премьеры начали говорить о спин-оффе про Кена в исполнении Гослинга (вероятность появления подобного КЕНо значительно выросла), а теперь ещё можно предположить, что выйдет и сиквел, и приквел, и какой-нибудь Барбиквел.