Вступая в творческий период, в котором нет места легковесному юмору, Гай Ричи избегает любимых хулиганских приемов. Пускаясь в рассуждения о солидарности, долге, гуманизме, постановщик совершенно не шутит и не использует фирменный монтаж. Его новый образ или, наоборот, подлинное лицо вместо перманентной улыбки вызывает желание сжать кулаки и впиться ногтями в ладони. Плохо ли это — едва ли. Интересно ли — бесспорно.
2018 год. Близится завершение 20-летней военной кампании США в Афганистане, которая обернется захватом власти талибами в 2021-м. Тогда более 50 тысяч местных переводчиков вызвались помогать американцам в обмен на гарант получения гражданства США. Будет ли выполнено «соглашение» (The Covenant — оригинальное название фильма) известно наверняка, но Ричи не фокусируется исключительно на трактовке американской политики в Афганистане, «которая так и не увенчалась успехом», он исследует вопросы человечности.
Основанная на реальных событиях история афганского переводчика Ахмеда (Дар Салим) и американского военного Джона Кинли (Джейк Джилленхол) в очередной раз напоминает о том, что справляться с любой проблемой приходится самому. Так, гнев человеческий явнее всего проявляется не в боях с талибами, а в общении с бездушной бюрократической машиной. И даже тут, поставив однозначный диагноз обществу, Ричи умудряется сделать первоклассное шоу с захватывающими батальными сценами.
Первый акт, самый бодрый, традиционен для военного фильма: враг не дремлет, кругом угроза. Во втором акте, самом волнительном, боевик превращается в захватывающий триллер. В третьем, самом волнующем, — моральный приговор сломанному миропорядку. Причем между разножанровыми частями одного сценария не чувствуется диссонанса: выверенная драматургия Ричи выигрывает и здесь. Так, ему удается отлично сочетать экшн, личную историю героев и яростное высказывание о несправедливости.
За эффект присутствия отвечает камера не слишком известного Эда Уайлда, который сменил привычного оператора Ричи — Алана Стюарта. Уайлд выдал множество нетипичных визуальных решений, в которых цитирует работы погибшего в зоне конфликта британского фотожурналиста Тима Хетерингтона, а «диссонирующие струны» композитора Кристофера Бенстед позволили буквально ощутить себя в сердце событий.
Чередование динамичной репортажной съемки с отснятыми дроном эпичными панорамами, где вместо ожидаемой бескрайней пустыни показаны покрытые скудной растительностью горы и холмы, напоминает структуру фильма «Переводчик», в котором события то ускоряются, то замедляются, и это позволяет все два часа хронометража удерживать внимание зрителя.
Однако, несмотря на нововведения, Ричи снова снял предельно маскулинное кино о мужском мире, в котором существуют исключительно крутые парни. Другое дело, что даже в условиях, когда опасность подстерегает на каждом шагу, герои поступают по совести. И вот это по-настоящему взрослое, большое кино.
Трейлер: