«Вселенная бесконечна?»: рецензия на «Всё везде и сразу» студии А24

Студия A24 в начале месяца выпустила новую сай-фай комедию «Всё везде и сразу» о семье, смысле жизни и мультивселенной. Почти сразу после выхода стало известно о присоединении компании к всеобщему кинобойкоту российского рынка, но, к счастью, напоследок был оставлен приятный подарок, который, видимо, решили бойкотировать уже отечественные зрители.

Студия A24 в начале месяца выпустила новую сай-фай комедию «Всё везде и сразу» о семье, смысле жизни и мультивселенной. Почти сразу после выхода стало известно о присоединении компании к всеобщему кинобойкоту российского рынка, но, к счастью, напоследок был оставлен приятный подарок, который, видимо, решили бойкотировать уже отечественные зрители.

С момента, как студии-мейджоры приостановили прокат в России, прошло уже больше месяца. Ряды кинобойцов заметно поредели и, казалось бы, на большом экране не осталось на что посмотреть (исключая блокбастеры, вышедшие «до» и старые русские фильмы, оперативно внедрившиеся в расписание сеансов). Но нет. 2022 год совместно со студией A24 подготовил настоящий кинематографический бриллиант для нашей страны.

Несправедливо непопулярный фильм «Всё везде и сразу» вышел в прокат 7 апреля, но даже при отсутствии конкуренции российский зритель почти не заметил картину Дэниелов. Залы кинотеатров практически пусты, на просторах интернета редко-редко можно наткнуться на упоминание картины или материал о ней. Этот факт навеивает грусть, ведь дуэт режиссёров создал, вероятно, лучший фильм 2022 года (на данный момент). 

Шо по сюжету?

Эмигрантка из Китая Эвелин (Мишель Йео) вместе с мужем Веймондом (Ке Хюи Куан) и дочерью Джой (Стефани Сюй) живёт в провинциальном городке Америки, заведуя местной прачечной, находящейся под квартирой семейства. В жизни Эвелин огромная куча забот: она ежедневно старается угодить чудаковатым клиентам заведения, успеть оказать уход больному отцу-инвалиду, поговорить с дочерью касательно её отношений с девушками. Но самое главное – необходимо срочно разобраться с горой налогов. 

Не жизнь, а сплошной мрак вперемешку с выматывающей рутиной. Выбранный жизненный путь привел китаянку не туда, куда хотелось прийти в конечном итоге. С дочерью контакт наладить не выходит, с бизнесом проблемы, а рядом постоянно крутится муж, пытающийся заговорить о разводе. 

Казалось бы, усугубить ситуацию практически невозможно, но в день посещения налоговой службы Веймонд внезапно меняется и начинает спешно рассказывать жене что-то про самую страшную опасность, мультивселенную и даёт какие-то необычные инструкции для дальнейших действий. 

Прямо во время общения с налоговым инспектором (Джейми Ли Кёртис) Эвелин переносится в другое измерение, где иная версия её мужа наскоро старается обрисовать серьёзность предстоящей угрозы. Китаянка до последнего не понимает сути и не верит в происходящее, пока Веймонд под взором целого этажа не съедает губную помаду и не раскидывает в драке нескольких вооружённых охранников с помощью поясной сумки. 

Теперь верить в существование параллельных миров становится проще, однако Эвелин ещё даже не представляет, кто скрывается под маской главного мультивселенского зла.

Мультивселенная безумия

«Всё везде и сразу» по-настоящему безумный фильм, наполненный экшеном, отсылками и порой довольно низкого уровня юмором (в хорошем смысле). Подобного не ждёшь от студии, славящейся преимущественно авторскими проектами, вроде «Легенды о Зелёном рыцаре», «Камон Камон» или «Маяка», где драйва и динамики практически нет. Дело в том, что режиссёры Дэн Кван и Дэниел Шайнерт не в первый раз презентуют миру кино необычную картину. Их дебют — «Человек — швейцарский нож» с Дэниэлом Рэдклифом в роли мертвеца, способного выполнить своим телом кучу необходимых функций. Согласитесь, сразу проясняется, почему лента выбивается из привычного для A24 каталога.

«Вселенная бесконечна?»: рецензия на «Всё везде и сразу» студии А24
Мишель Йео и Ли Цзин на кадре из фильма «Всё везде и сразу» (2022)

Вторая полнометражная работа Дэниелов поражает зрителя своим двухчасовым фейерверком пародий, цитат и жанров. На экране появляются «Матрица», «Рататуй», «12 обезьян», «Убить Билла», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (в котором играла исполнительница главной роли «Всё везде и сразу» Мишель Йео). При более внимательном просмотре и наличии желания можно расширить список и другими лентами.

Помимо вышеперечисленного «Всё везде и сразу» попадает и в нерв фильмов о мультивселенных, ставших модными с недавних пор. Миров, представленных в проекте, действительно много. Больше, чем в первых всплывающих в памяти на эту тему кинолентах. На мгновение перед глазами мелькает даже анимационная версия Эвелин, но, несомненно, бриллианты фильма — вселенная, где вместо рук у людей сосиски, и вселенная, где жизнь вообще не зародилась, поэтому сознание разумных существ принадлежит камням, разбросанным по пустынной планете. 

Кван и Шайнерт умело совмещают в проекте комедию, драму, боевик и фантастику, попутно поднимая популярные на сегодняшний день для кинематографа темы. Со зрителем поговорят о феминизме, ЛГБТ, отношениях детей и родителей, смысле жизни и ценности человечества на вселенском уровне. По обилию поднятых тем «Всё везде и сразу» напоминает «Не смотрите наверх» Адама МакКея, да и название кричит, что не стоит удивляться чему-то, мы же обещали преподнести всё

«Вселенная бесконечна?»: рецензия на «Всё везде и сразу» студии А24
Джейми Ли Кёртис и Мишель Йео на кадре из фильма «Всё везде и сразу» (2022)

Заскучать во время просмотра не удастся, да и большим ценителем кино быть не обязательно, чтобы фильм влюбил в себя. Лента настолько многофункциональна (какой-то «Фильм — швейцарский нож»), что каждый найдёт то, что ему понравится и запомнится надолго.

Нет пути домой

Уверен, у большинства напрашивается насущный вопрос: «Как вообще можно под одной плёнкой длительностью около двух с половиной часов уместить столь безумную идею, да и ещё и дать внятное логическое объяснение зрителю касательно происходящего?» Выходит, для дуэта подобная задача оказывается легко решаемой. Или не совсем?

Очевидно, самая глобальная проблема фильмов о мультивселенных – это вопросы, которые остаются после просмотра. Когда это вопросы, дающие почву для размышлений о жизни, мировом устройстве и важности выбора, это, несомненно, удачный результат знакомства с лентой. Но когда вопросы касаются самого проекта, путают зрителя и оставляют его без внятных ответов, то по итогу становится некомфортно. Возникает ощущение, будто нас обманули и, играя нашими чувствами, не хотят делиться обещанной конфетой.

«Вселенная бесконечна?»: рецензия на «Всё везде и сразу» студии А24
Стефани Сюй на кадре из фильма «Всё везде и сразу» (2022)

Тема мультивселенных невероятно сложная, и, с одной стороны, зрителю понятно, что существует бесконечное множество версий различных миров и в каждом мире имеется собственная версия определённого человека, совершившего выбор, который определил его жизненный путь так или иначе. Но, с другой стороны, непосредственно момент соприкосновения разных версий одного и того же персонажа понятен лишь в рамках определённого сюжета, но за пределами хронометража ясность соприкосновения рушится. И что в картине Дэниелов, что в других подобных проектах, остаются вопросы, которые хочется задать лично автору. 

Неужели ни одна из версий Эвелин не смогла осознать раздвоение собственного сознания и почувствовать заимствование навыков? Как вообще после происходящего в определённой вселенной нормализуется жизненный цикл? Разве после подобных событий всё пойдёт своим чередом без всяких последствий? Ответов на сбивающие с толку вопросы я найти не смог, что отразилось на впечатлении о фильме. Хотя, конечно, радует, что «Всё везде и сразу» поднимает серьёзные темы и для зрительского размышления.

Выходит, на одной чаше весов лежат невероятно важные задачи ленты, сфокусированные на аналитике просмотренного материала, а на другой – мучительные вопросы в духе «Так, а как вообще…?», отвлекающие непосредственно от анализа. Несомненно, под маской комедии почва для размышлений была преподнесена крайне изящно. Где вообще можно увидеть один из ключевых диалогов проекта, осуществляемый двумя камнями в полной тишине? Или услышать разговор важности семейной поддержки на фоне эпичной слоу-мо драки, в которой пострадавшие получают осуществление главных жизненных желаний рядом с огромным пончиком-чёрной дырой?

Что, если …?

Каждый зритель задавался вопросом «Что, если…?» После просмотра «Всё везде и сразу» он вновь актуализируется в вашей жизни. Но я хочу подумать не над частными вопросами одного человека (как например «Что, если бы я в школе первый ударил того гопника?» или «Что, если бы я поступил в другой город?»). Меня интересуют формулировки «Что, если бы главную роль исполнила не Мишель Йео?», «Что, если бы авторы в определенный момент не обозначили важность второстепенных персонажей?» или «Что, если бы в А24 решили, что фильм Дэниелов чересчур безумный и нет необходимости начинать производство?». 

«Вселенная бесконечна?»: рецензия на «Всё везде и сразу» студии А24
Кадр с персонажем из вселенной камней из фильма «Всё везде и сразу» (2022)

Безусловно, на эти вопросы легче найти ответ, чем на те, что уже не изменят или уже изменили ход жизни отдельного человека. Но задумываясь над моими «Что, если…?» понимаешь, что было бы ужасно грустно потерять столь хороший проект. Без Мишель Йео фильм потеряет главную звезду и искорку. Даже при условии, что другая актриса блистательно исполнит роль Эвелин, вряд ли ей удастся достигнуть уровня Мишель и продержать на себе весь фильм, исполняя множество ролей. «Всё везде и сразу» определенно бенефис малайзийской актрисы. 

Без раскрытия и обозначения важности второстепенных героев фильм станет блеклым и потеряет большую часть положительных эмоций. Веймонд и Джой, например, крайне важные фигуры на этой шахматной доске. В отведённый момент зрителю становится ясно, что персонажи придуманы не просто для того, чтобы болтаться близ главной героини, а действительно являются неотъемлемой частью сюжета. Безбашенная Джейми Ли Кёртис тоже вызывает положительные эмоции, что наталкивает на мысли об исключительной актёрской заслуге женского состава.

И сочти студия сценарий безумным, проект попросту бы не вышел, либо изменился бы до узнаваемости, а там только Вселенной известно, влюбил бы он в себя зрителей и критиков. Значится, не сложись обстоятельства так удачно, вторая полноценная работа дуэта режиссёров получилась бы блеклой, невыразительной или не получилась бы вовсе. 

Всё везде и сразу
Ке Хюи Куан на кадре из фильма «Всё везде и сразу» (2022)

Однако в результате мы имеем отличную экшен-комедию, выделяющуюся на фоне других фильмов о мультивселенных. Marvel для достижения подобного уровня придётся упорно потрудиться над своими проектами и, что немаловажно, отказаться от халтуры со сменой или нарушением собственных правил прямо по ходу игры.

Шо в итоге?

Подводя итог к фильму «Всё везде и сразу», хотелось бы посоветовать каждому потенциальному зрителю посмотреть киноленту, ведь чертовски несправедливо, что прокат столь добротного фильма проходит вяло и незаметно. Вроде благодаря уходу блокбастеров и выходу проекта Дэниелов в этот нелёгкий период отечественный зритель способен открыть для себя нечто новое и необычное в плане кино. Но практика показывает, будто население неспособно смотреть дальше условных «Мстителей» или «Форсажа». 

Разве во Вселенной существуют лишь разрекламированные и крупнобюджетные картины, а остальное либо «чушь для ценителей», либо «бред без бренда, не достойный внимания»? Если жить по такому принципу, то и в ресторанах вкуснее цезаря с курицей и пасты «Карбонара» можно не искать. К чему пробовать что-то новое, если это все хавают?

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Мистер Нокаут Previous post «Мистер Нокаут» и другие эксклюзивные премьеры мая от «Настрой кино!»
Весело, задорно: о фильме Тая Уэста «X» Next post Весело, задорно: о фильме Тая Уэста «X»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *