Студия А24 и её смелые, новаторские и во многом экспериментальные проекты — это любовь. Новая работа талантливого, но преступно недооценённого специалиста по хоррорам Тая Уэста «X» (X) — это ещё одна жемчужина в копилку независимой студии, которая не стесняется давать зелёный свет самым амбициозным и рискованным задумкам. На этот раз они одобрили слишком откровенный для нынешнего пуританского времени слэшер про съёмку порно в конце 70-х.
За рамками низких жанров
Группа энтузиастов — идейный вдохновитель Уэйн (Мартин Хендерсон), его юная подруга Максин (Миа Гот), её старшая коллега по стриптизу Бобби-Линн (Бриттани Сноу), парень Бобби-Линн Джексон (Кид Кади), начинающий режиссёр Ар Джей (Оуэн Кэмпбелл) и его подруга Лоррейн (Дженна Ортега) — решают снять артхаусный порнофильм под названием «Дочери фермера». Для аутентичности кинематографисты отправляются в самое настоящее захолустье и арендуют летний домик у странной пары стариков Говарда и Пёрл.

Подобно тому, как Ар Джей хочет выйти за рамки заурядного секс-фильма, подбирая для этого необычные ракурсы и акценты, Тай Уэст в «X» старается шире смотреть на жанр хоррора. Его работа одновременно является ловкой стилизацией под классику (ряд открывающих сцен буквально повторяет начало оригинальной «Техасской резни бензопилой») и свежим взглядом на устоявшуюся конструкцию слэшера.
Сюда все приходят за зрелищем, за отрубленными конечностями и литрами бутафорской крови, за сексом, в конце концов. Прекрасно зная это, Уэст умело манипулирует настроением зрителей, миксуя две нехитрые фабулы и готовя их к самой сочной части фильма с откровенностью (во всех отношениях) в деталях. В этом относительно молодой кинематографист напоминает Квентина Тарантино, также впитавшего в себя ДНК самого американского кино и умеющего тонко оперировать любыми жанровыми приёмами в угоду пущей зрелищности.
Ускользающая красота, или Неожиданная для слэшера глубина
Признаемся честно: от слэшера, равно как и от порно, не ждёшь вразумительных размышлений и мало-мальски интересных мыслей. Тем приятнее наблюдать наличие оных в фильме «X». Плацдармом для здешнего конфликта становится тезис о том, что с возрастом уходит многое, если не всё: красота, задор, экспрессия, желания и умения получать удовольствие. В таком контексте даже мотивация антагонистов смотрится логичной и убедительной, а предсказуемое развитие событий уже не так раздражает.

Кроме того, Тай Уэст с особой нежностью (насколько это уместно в истории про массовые убийства) относится к своим героям, чего так не хватает современным слэшерам, особенно частям франшиз.
Здесь экран заполняют собой живые персонажи с простым, но понятным бэкграундом, интересными нешаблонными особенностями: Джексон — ветеран Вьетнама, что придаёт его мачизму новые грани, а Максин умеет отделять работу от личных чувств, даже если речь идёт о сексе с другим мужчиной. И это делает смерти каждого из героев более шокирующими и цепляющими, в отличие от, скажем, нового «Крика», где персонажи выступают этакими NPC, не вызывающими эмоций.
Киноманство в деталях
Тай Уэст в «X» показывает себя настоящим синефилом. Он жонглирует визуальными приёмами, переключаясь с плёнки на цифровую камеру, меняя ширину кадра и заигрывая со светом, чтобы добиться эффектов старого кино. Тут и там режиссёр оставляет отсылки к классике: от проговариваемых вслух пасхалок к «Психо» до остроумного референса-перевёртыша к «Сиянию» и более задротских отсылок (например, к ленте Льюиса Тига «Аллигатор»).

Что примечательно, Тай Уэст успел практически незаметно для всех снять приквел «X» про молодость Пёрл, которую, естественно, сыграла Миа Гот. А в одном из интервью он вскользь упомянул, что эта история может вылиться в полноценную трилогию. Что ж, за этим будет любопытно понаблюдать, а студию А24 можно поздравить с очередным удачным пополнением библиотеки интересных хорроров. Поклонникам жанра строго рекомендуется!
Трейлер: