Что будет, если в одном месте окажутся всемирно известный актёр и режиссёр Константин Станиславский и не менее известный журналист Владимир Гиляровский? Да еще и в самом неоднозначном месте Москвы – на Хитровке! А получится замес для нового сценария, может быть пьесы, а еще лучше – фильма. Карен Шахназаров, вооружившись этой идей, снял свой первый детективный проект – «Хитровка. Знак четырёх».
История на экране и связь с реальной жизнью
На экране перед нами история Константина Станиславского (Константин Крюков), который собирается сыграть важную роль в новой постановке Немировича-Данченко. Станиславский решает исследовать бандитские районы Москвы и обращает свое внимание на Хитровку.
Да только одному в этот район лучше не ходить, и Станиславский находит помощь в лице Гиляровского, который знает Хитровку как свои пять пальцев – обыватели этого места даже называют его «Дядя Гиляй». В итоге они договариваются на экскурсию и знакомство с самыми интересными точками и людьми Хитровки. И, конечно же, герои оказываются в эпицентре детективной истории.
В одном интервью Шахназаров рассказывал, что не так просто было создать Хитровку эпохи Гиляровского, ведь о внешнем виде района остается лишь догадываться. С другой стороны, это дало карт-бланш для проявления фантазии и собственного видения знаковой территории.
Хитровка у нас в картине выглядит романтично — на мой взгляд, именно так, как этот район описан у Гиляровского. Но вообще ту Хитровку, наверное, мало кто помнил, она была напрочь уничтожена в 1926 году. Советская власть взялась за это место всерьез — окружили, предупредили всех и прошли насквозь. Гиляровский, кстати, застал то время, когда от прежней Хитровки остались только здания. Потом, в середине 30-х, и они были разрушены.
Карен Шахназаров
Кроме самого исторического места внимание привлекают и исторические личности, которые встречаются в фильме.
В центре сюжета – Константин Сергеевич Станиславский, звезда МХАТа. Он уже имеет имя в мире тетра, но еще ищет себя. Все возможные дедуктивные выводы, логические цепочки зритель составляет именно благодаря ему. Как актер, стараясь применить все свои навыки, он погружается в ситуацию, стараясь ее прожить и понять сложившуюся схему действия.
Компанию Станиславскому составляет Владимир Алексеевич Гиляровский (Михаил Пореченков). Известный журналист, автор многих литератруных произведений о Москве, в частности, о Хитровке. В фильме дядя Гиляй получился как истинный русский мужик: и на медведя может пойти, и в любой драке выйдет победителем, а также будет гармонично выглядеть как среди трущоб, так и в высшем обществе.
Среди исторических личностей на экране также появятся Владимир Иванович Немирович-Данченко и Антон Павлович Чехов. Первого воплотил Александр Олешко, а Чехова представил Иван Колесников. Если первый по сюжету практически никаким образов не влиял на развитие истории, то Антон Павлович не только придумал новую пьесу с необычной ударением – «Вишнёвый сад» – но и помог в понимании истории.
Хитровка, Холмс и советская классика
Что же по сюжету? Шахназаров с первых кадров заявляет о своей любви к произведению Артура Конан-Дойля «Знак четырех». В многочисленных интервью во время промо он не раз говорил, что в основу сценария легли произведения Гиляровского о Хитровке и Москве, а также детективы известного британца.
Конечно, сюжет не становится калькой приключений Холмса, но восточные мотивы, а в какой-то момент и финал – все это наполнено отсылками к мастеру. Мы повстречаем и аллюзию на «Ту женщину» в лице Княжны (Анфиса Черных) и неуклюжего, но самовлюбленного полицейского Рудникова (Евгений Стычкин).
При этом фильм не кажется вторичным. Его интересно рассматривать и разгадывать как головоломку. Не только следить за сюжетом и стараться понять, как и главные герои, что же происходит, но и стараться найти все аллюзии на другие фильмы, в том числе и на советскую классику. Если присмотреться, то, например, среди вещей антиквара можно заметить статую прекрасной дамы из фильма «Формула любви» (да-да, именно поэтому эта статья цитирует фильм).
Свою важную роль играет и атмосфера фильма. Съемки проходили и на Мосфильме, в декорациях Старой Москвы, а также в Санкт-Петербурге, Кронштадте. Интересно наблюдать за тем, как можно трансформировать один из бедных район первопрестольной в ее центр.
Если в целом все так хорошо, то в чем подвох? Не может быть такого, чтобы все было идеально. Мы же о российском кино говорим, в конце концов. Конечно, это не так. Например, есть большие проблемы с монтажом: иногда кажется, что от зрителя укрыли некоторые сцены, необходимые для истории, или же есть сильно бросающиеся в глаза эпизоды с каскадерами.
Шахназаров подарил нам не только приключенческий фильм с нотками детектива, погружающий в увлекательный исторический контекст, но и также фильм-оду ремеслу, делу и месту. А в ответ на допущенные ошибки хочется вспомнить финальную фразу Станиславского: «Факты для искусства не важны». И знаете, в это даже можно поверить.
Трейлер: