5 февраля на Netflix дебютировал полнометражный фильм Сэма Левинсона «Малкольм и Мари» (Malcolm & Marie), придуманный и снятый во время пандемии со всеми вытекающими ограничениями. Главные и единственные роли в проекте исполнили восходящие голливудские звёзды Зендея из «Эйфории» и Джон Дэвид Вашингтон из «Довода». Давайте разбираться, что из этого вышло, и почему фильм так не понравился западным критикам.
доБрачная история
История начинается с момента, когда режиссёр Малкольм возвращается домой после успешной премьеры своего нового фильма. В то время как он энергично пританцовывает и подпевает Джеймсу Брауну, радуясь триумфу, его подруга Мари отнюдь не разделяет энтузиазма партнёра. Дело в том, что он забыл поблагодарить её во время своей речи на премьере. Этот поступок служит триггером к настоящей ссоре между возлюбленными и причиной для надрыва старых ран.
Многие сравнивают «Малкольм и Мари» с чёрно-белой картиной «Кто боится Вирджинии Вульф?», но по своему вайбу фильм скорее напоминает другой хит от Netflix — «Брачную историю» — где любящие друг друга люди в один прекрасный момент высказывают всё, что накипело. Но если в ленте Ноа Баумбаха это никому не приносит радости, то герои Левинсона словно подпитываются негативными эмоциями и оскорблениями. В один из эпизодов персонаж Вашингтона даже удивляется этому обстоятельству вслух.
Быстро надоедающие скрипты
Динамика в привычном понимании этого слова в фильме Сэма Левинсона отсутствует. Драйвером повествования выступают диалоги. Вернее, монологи. Потому что беседа длиной в 2 часа здесь разбита на череду монологов, чем напоминает рэп-баттл, где оппоненты по очереди высказывают своё слово, пытаясь доказать, чья правда сильнее.
Несмотря на предельно откровенные съёмки и убедительные перфомансы каждого из актёров (хотя, пожалуй, Зендея переиграла своего визави в вопросах аутентичности), этот подход достаточно быстро надоедает. Уже после 2-3 раундов этого противостояния схема приедается, и ты понимаешь, что это будет продолжаться и дальше. Снова и снова. По кругу. И если бы каждый новый монолог доносил новые мысли, как-то дополнительно раскрывал личности героев, то это можно было бы простить, но от повторов автору уйти не удалось. Подобная заскриптованность — главная беда фильма «Малкольм и Мари».
Почему западные критики взъелись на «Малкольм и Мари»
Хотя главной темой фильма Сэм Левинсон избрал токсичные отношения, пагубность которых осознаёт каждый из партнёров, он не отказал себе в возможности внедрить в повествование политические и другие авторские высказывания. Устами Малкольма он размышляет о современной критике, которая всегда отождествляет произведение с его автором. Самого персонажа пресса в фильме сравнивает со Спайком Ли и Барри Дженкинсом, намекая на цвет его кожи и политичность высказываний.
Устами Малкольма Левинсон нацелился на журналистов, очевидно припоминая колкие выпады в сторону его работы «Нация убийц» (упоминания издания LA Times тут неспроста). Он вменяет им некоторую узколобость и предсказуемость в оценках, которые базируются на устоявшихся и фундаментальных стереотипах. Но все эти высказывания звучат немного наивно и без остроумия, поэтому фильм стал объектом для словесных атак западными акулами пера (та же LA Times не осталась в стороне).
Стоит ли смотреть фильм
«Малкольм и Мари» — фильм неоднозначный. Он очень стильно и атмосферно снят (нельзя не хвалить оператора Марцеля Рева, ранее работавшего с Левинсоном над «Эйфорией») и практически безупречно сыгран (Зендея с каждой ролью становится всё более убедительной). При этом в картине неловко расставлены акценты — вместо изучения своих героев и их непростых отношений автор зачем-то ударился в философские размышления и неуклюжее противоборство критикам. Возможно, если бы «Малкольм и Мари» был короткометражкой, состоящей из первых 25-30 минут фильма, это был бы хит, но увы.
Трейлер: