«Довод», или Как я перестала беспокоиться и разлюбила Кристофера Нолана

Довод

«Довод» неплох, но если вспомнить, что его режиссёром выступил Кристофер Нолан…

0

Небольшое и очень эмоциональное эссе, в котором хрупкая девушка-рецензент, максимально избегая спойлеров, пытается понять, что и как пошло не так в новом фильме «Довод» (Tenet).

Вступление

В литературе есть интересный термин, «смерть автора», названный так в честь эссе Ролана Барта 1967 года.  Термин обычно обозначает отказ учитывать личность автора, его этническую принадлежность, политические взгляды или исторический контекст при прочтении и критике текста. Этот термин, ровно как и само эссе, становилось объектом большого количества споров с самого своего возникновения. В кинематографе же «смерть автора» в абсолютном большинстве случаев просто невозможна: личность режиссёра слишком сильно влияет на то, как мы воспринимаем произведение. Невозможно смотреть фильм «Мама!» и не учитывать библейские аллегории, которые в него вложил Даррен Аронофски. Не получится смотреть картины Дэвида Линча или Ларса фон Триера, не имея представления о том, кто они такие и что пытаются сказать своим творчеством.

 Последние несколько лет наличие имени Кристофера Нолана на режиссёрском кресле приравнивалось к знаку качества. Если вы идете на фильм Нолана, то вам гарантированы красивая картинка, отличный звук и интригующий сюжет. Кристофер так мастерски зарекомендовал себя, что даже небольшие тревожные звоночки, которые звучали ещё в «Интерстелларе», не мешали кинолюбителям быть без ума от его творчества.

В случае «Довода» имя Нолана влияет на картину со знаком минус.

Общие впечатления

«Довод», или Как я перестала беспокоиться и разлюбила Кристофера Нолана

В связи с обстановкой, воцарившейся в мире, выход «Довода» был не просто ожидаем кинолюбителями – люди молились, чтобы кинотеатры в их городе заработали в период его проката. Это, в комбинации с именем режиссёра, интригующей сюжетной линией из трейлера и интересным ансамблем актёров, сильно повлияло на уровень ожидания от картины.

Мой вам совет – никогда фанатично ничего не ждите, разочарование может быть очень болезненным.

Плох ли «Довод»? Нет. Это не плохое кино. Его интересно смотреть, актёры стараются, картинка радует глаз, музыка всегда в тему. Хорош ли «Довод»? А вот это очень сложный вопрос, потому что автор этой рецензии вышла из кинотеатра с комком в горле и очень долго пыталась определиться со своими чувствами, которые далее попытается разобрать чуть подробнее. Скорее, хорош. Но в этом-то и кроется его главная проблема – в слове «скорее» и количестве времени, которое потребовалось для формулировки этой простой мысли .

Сначала о плюсах

«Довод», или Как я перестала беспокоиться и разлюбила Кристофера Нолана

Плюсов много. Безусловно.

Операторская работа выше всяких похвал. Каким-то странным образом Хойте Ван Хойтема и Нолан нашли друг друга и научились понимать с полуслова. Не возникает ни малейшего сомнения, что фильм снят ровно так, как Нолан этого хотел.

Людвиг Йоранссон, хоть и очень старается быть похожим на Ханса Циммера, отлично передаёт эмоции и настроение через музыку, при этом несколько экспериментальных ходов делают эту его работу крайне успешной.

Постановка экшн-сцен более чем прекрасна. Встраивание нестандартной механики манипуляций со временем в боёвку придаёт удивительную изюминку динамике происходящего на экране. При этом трюки достаточно подробно сняты, чтобы вы понимали, что происходит, не теряя напряжения от ситуации.

«Довод», или Как я перестала беспокоиться и разлюбила Кристофера Нолана

Особенно сильно удивили две актёрские работы, проделанные на высочайшем уровне – Робертом Паттинсоном и Кеннетом Брана. Паттинсон выдаёт очень тонкую игру, едва заметная мимика отлично работает на его образ и раскрывает взаимоотношения его героя с окружающими.  Роберт вновь доказывает, что он уже не ванильный, сверкающий на солнце мальчик-вампир, но мастер своего дела. Воспитанный на шекспировском театре Кеннет Брана невероятным образом сумел примерить абсолютно не свойственное себе амплуа, которое ему бесконечно идёт.

А теперь о минусах

«Довод», или Как я перестала беспокоиться и разлюбила Кристофера Нолана

В первую очередь впечатление портит работа монтажёра, которая выпячивает все недостатки фильма с первых минут. Что произошло с Дженнифер Лэйм, работавшей над чудесными «Реинкарнацией» и «Брачной историей», решительно непонятно. Хорошо поставленные сцены налеплены друг на друга так, что у зрителя нет ни минуты, чтобы отдышаться между экшеном и хотя бы поразмыслить над тем, что же он только что увидел. Фильм несётся по событиям сломя голову, без остановки, словно из страха, что без драк, выстрелов или прыжков каждые десять минут посетитель кинозала потеряет интерес к происходящему на экране. В итоге мы имеем сумбурный темп повествования, который мешает проникнуться фильмом.

Наличие блеклого и неинтересного главного героя также не способствует эмоциональному накалу. Вашингтону будто сказали «Ты только не старайся слишком сильно» — он и не старался. Протагонист картины вызывает ассоциации с довольно популярным архетипом Мэри Сью (в данном случае – Марти Стю) – человеком, которому не надо ничему учиться, ведь он и так всё умеет и может; человеком, которому везёт на каждом шагу и который найдёт правильный ответ в любой ситуации. Его взаимоотношения с прочими персонажами картонны, в них просто не веришь – а, соответственно, и ему не сопереживаешь.

Самое главное

«Довод», или Как я перестала беспокоиться и разлюбила Кристофера Нолана

Далее идёт достаточно субъективное мнение, основанное на годах потребления кино и личных пристрастиях.  Мне остаётся только надеяться, что я не одна такая. Но я всегда бесконечно презирала произведения, которые обозначают определённые правила существования в мире, а потом сами же эти правила нарушают в угоду красивой картинке. Без спойлеров, увы, очень трудно обойтись, но, если вкратце – Нолан игнорирует им же самим установленные правила на каждом шагу. Даже не пытайтесь искать ответ на вопрос «а как это вообще работает?». Многие логические или причинно-следственные нестыковки даже при всём желании нельзя списать на «художественные допущения».  При этом общая канва достаточно проста, фильм пытается делать акцент именно на фантастическом элементе. Соответственно, проседает основная механика, на которой всё завязано. А такого быть не должно, не находите?

Итог

После просмотра «Довода» я уже всерьёз задумалась, а так ли хорош Нолан? Последние несколько картин он гораздо больше трясётся над визуальной составляющей, чем над тем, чтобы рассказать хоть сколько-нибудь связную историю. На экране видны масштабный бюджет и затраченные усилия, но они не работают так, как должны. Этот фильм выпячивает все Нолановские минусы, которые раньше хотелось игнорировать, и тем самым ретроградно портит восприятие предыдущих его фильмов.

Наверно, если бы «Довод» снял какой-нибудь другой, начинающий режиссёр, то мы бы радостно приветствовали этот фильм и кричали, что у создателя огромный потенциал. Но Нолан давно пережил стадию начинающего режиссёра. А итоговый продукт так и остался – продуктом. Хорошим, но продуктом.

А я ведь так хотела полюбить этот фильм.

Ознакомиться с топ-10 предыдущих работ Кристофера Нолана, которые наша редакция бережно расположила от худшего к лучшему, вы можете здесь.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

0