«Пугало» — фильм об одиночестве, удивительном даре и страхе перед неизведанным

Обзор фильма Пугало

«Пугало» пугает, завораживает, смешит, отталкивает и одновременно притягивает, но не оставляет равнодушным. Такое кино нужно поддерживать. Такое кино нужно смотреть.

25 февраля при поддержке «ПРОвзгляд» в прокат выходит фильм-триумфатор Кинотавра-2020 «Пугало» режиссёра Дмитрия Давыдова, уже ставшего главным действующим лицом стремительно развивающегося якутского кинематографа. Эту работу называют феноменом, шедевром, самобытным и очень ярким авторским высказыванием. И все эти оценки и эпитеты в той или иной степени абсолютно заслуженны.

Дар? Проклятие? Инструмент?

В якутской деревушке обитает загадочная знахарка (Валентина Романова-Чыскыырай), которую презирают и боятся практически все местные жители. Но при серьёзных проблемах (от огнестрельных ранений до заикания), с которыми не справится ни один врач, бегут к ней за помощью. И она никому не отказывает, хотя каждый такой «сеанс» неизбежно лишает её сил и жизненной энергии.

Пугало рецензия

Одинокая женщина на манер другого изгоя Джона Коффи из «Зелёной мили» пользуется своим даром (или проклятием) как инструментом. Возможно, ей и хотелось бы использовать более красивый инструмент (недаром важную роль в повествовании играет якутская скрипка кырыымпа), но другого ей не дано. Наказывает ли она тем самым себя за грехи прошлого или просто не может жить иначе? Давыдов даёт возможность зрителям интерпретировать это по-своему, позволяя наблюдать за поведением героини день за днём, случай за случаем.

История производит сильное впечатление во многом благодаря тому, что она рассказывается и раскрывается намёками и недосказанностью. Во многих моментах зрительское воображение вольно само дорисовывать картину происходящего. И практически все наиболее знаковые эпизоды картины «Пугало» случаются как бы вне поля зрения аудитории.

И, конечно же, нельзя не сказать про феноменальный актёрский перфоманс. Игру исполнительницы главной роли Валентины Романовой-Чыскыырай отличает необузданная, почти звериная энергия. Она одновременно отвращает и притягивает. Гипнотизирует и поражает. Вызывает жалость и раздражение. Ей то удаётся легко запугать зрителя похлеще любой героини японских хорроров, то рассмешить без лишних усилий, а иногда и слов. Эта многогранность образа, его объём и блистательное актёрское перевоплощение уверенно двигают простую, в общем-то, историю вперёд.

Пугало кинотавр

Устрашающая красота

Выдаёт уверенного в своём материале автора и то, как работает его оператор (Иван Семёнов). Тяготея к монохромности, он органично живописует аскетичный быт деревни, которая могла бы быть хоть в Якутии, хоть на Алтае. Он расставляет визуальные акценты просто, но к месту. Внимательно относится к деталям, не забывая об общей картине.

Несмотря на всю пугающую, но печально знакомую действительность с откровенной бедностью, проституцией и привычной бесперспективностью, «Пугало» смотрится…красиво. Это странная красота. Может быть даже пугающая, но какая-то настоящая, что ли.

Сочетание интересно рассказанной истории, впечатляющей актёрской игры Романовой-Чыскыырай и визуального представления ленты делает из фильма «Пугало» предмет гордости за то, что это снято в одной с нами стране.

Трейлер

Выражаем благодарность компании ПРОВЗГЛЯД за приглашение на пресс-показ фильма в Санкт-Петербурге. Смотрите «Пугало» в кинотеатрах, начиная с 25 февраля.

Понравился материал? Поделись с друзьями: