Фильм «Накануне» был участником кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге, где взял приз за лучшую женскую роль (Дарья Екамасова) и получил тёплые отзывы прессы. И вот теперь дебют Алисы Ерохиной добирается до широкого проката, чтобы влюбить в себя зрителей, соскучившихся по кино приземлённому, но не лишённому оригинальных ходов как в сценарии, так и в режиссуре.
Подросток в поисках любви
В центре истории несовершеннолетний паренёк по имени Макс (Артём Яковлев), который бесцельно шатается по улицам Петербурга, пытается научить свою ветреную подругу (Вероника Жукова) уму разуму, а также старается наладить отношения с отцом, ушедшим из семьи. Последнее его особенно беспокоит, ведь родитель то и дело отказывается уделять ему время, находя всевозможные отговорки.
Макс выясняет, что у отца появилась любовница по имени Анна (Дарья Екамасова). И в ней он видит корень всех его бед. А значит, эту проблему надо решать.
Алиса Ерохина в «Накануне» погружает зрителей в современный мир проблемных подростков, но не пытается придать этому оттенок давно приевшейся социальщины и чернухи. Хотя её герой то ворует сладости в магазине, то ввязывается в необязательные драки, а отдыхать предпочитает на свалке, режиссёра больше волнует внутренний мир потерянного и оттого одинокого Макса.
Герой мечется в поисках лучшего способа избавиться от одиночества. Он провоцирует близких, чтобы вызвать их эмоции. Он бросается с головой в авантюры, чтобы доказать себе, что живой. Он словно ходит дорогами, давно протоптанными трагическими персонажами Гаса Ван Сента. И в какой-то миг может показаться, что ты уже знаешь, что он сделает, какое решение примет. Но тут режиссёр делает ход конём и резко меняет перспективу на женскую…
Сильный образ слабой женщины
В незнакомом человеке легко увидеть то, что хочешь увидеть. Вот и Макс в Анне увидел «врага», разрушительницу семей, самовлюблённую фам фаталь. Однако вторым актом Алиса Ерохина подчёркивает простую, но, как кажется, часто забываемую истину — у каждого своя правда.
Дарья Екамасова в меру элегантно, в меру аутентично воплощает не самый привычный для современного отечественного кино образ — одинокой и неуверенной в себе женщины, мечтающей о счастье.
Её Анна — это не роковая красотка (она неловко себя чувствует на быстрых свиданиях, не зная, о чём говорить — о гороскопе или своей работе по разводу собак), её не сильно беспокоит достаток (она живёт в скромной квартире с родной сестрой и не заговаривает с возлюбленным о материальном). Ей проще находить общий язык с четвероногими друзьями, чем с другими людьми. И отношения с отцом Макса у неё складываются скорее вопреки здравому смыслу.
Двухактное повествование призвано показать разные взгляды на одну и ту же ситуацию, чтобы зритель сам мог делать выводы. Нет, не о том, что в данном случае правильно, а что нет. Скорее о том, какой причудливой бывает жизнь, какие задачки она порой ставит перед человеком.
Клише в фильме
«Накануне» ловко обращается со штампами подросткового кино и фильмах об адюльтере, заводя эти сюжетные ветки в неизведанных ранее направлениях. Благодаря этому простая фабула смотрится интересно, а сама история не отпускает ещё несколько дней после просмотра.
Можно только сожалеть, что в отличие от сценарного наполнения внешний вид картины скорее наследует клише отечественной школы — скудные операторские решения и желание сделать картинку псевдодокументальной ничем не отличают «Накануне» от среднестатистического авторского кино середины десятых. А ведь, когда речь заходит о духовном, а не социальном, оригинальные визуальные ходы подходят как нельзя кстати. Здесь их, увы, нет. И никакие отсылки и референсы (желающие могут без труда найти даже реверанс в сторону братьев Коэн) это не компенсируют.
Другой бич фильма — отвратительная работа со звуком. Связано это опять же с желанием сделать картину максимально естественной и реалистичной. Но из-за этого процентов пятьдесят здешних диалогов проходят мимо ушей зрителей. Такой мамблкор нам не нужен.
«Накануне» — крепкий фильм как для дебютанта, пусть и со своими недочётами. В нём много интересных мыслей (Ерохина тут ещё выступает и сценаристкой), есть оригинальные режиссёрские решения (этакая адаптированная вариация «Расёмона» здесь пришлась ко двору), а актёры буквально растворились в своих героях (не скажешь, что артист Яковлев вообще не профессионал, хотя это именно так).
Трейлер:
Фильм российского режиссёра Алисы Ерохиной «Накануне» отмечен двумя призами на французском фестивале L’Europe autour de l’Europe, передает Life.ru. «Поздравляем Алису Ерохину, обладательницу приза LUNA (студенческое жюри) и приза SAUVAGE (специальное упоминание) за фильм «Накануне» (Россия/Франция)», — указано в тексте. Главные роли исполнили Дарья Екамасова, Артём Яковлев, Вероника Жукова. Сама Алиса призналась, что не ожидала победы и даже не знала об участии фильма в конкурсе.
И мы не знали (: