Закон и беспорядок. Рекап шестого эпизода третьего сезона сериала «Мандалорец»

Мандалорец рекап

Дроиды и люди в поисках второго шанса, мандалорцы в поисках счастья, Кристофер Ллойд в поисках исторической справедливости. Обо всём этом и о том, почему в шестом эпизоде «Мандалорец» оказывается прекрасным полицейским процедуралом, – в нашем рекапе.

В новой серии Дин и Бо-Катан борются с политическим терроризмом, попадают в квази-античный полис и лихо разыгрывают «Закон и порядок» (или «Улицу разбитых фонарей», если брать отечественный контекст) в декорациях «Бегущего по лезвию». Не всем в западной прессе, кажется, понравилось, но это, может быть, одна из лучших серий сезона и вообще бесконечно радостное зрелище. Сняла эпизод Брайс Даллас Ховард, которой принадлежат самые запоминающиеся серии второго и первого сезонов (а ещё она играла Гвен Стейси в «Человеке-пауке» с Магуайром). В общем, «Мандалорец» в лучшем виде.

Предыдущие рекапы:

1-я серия

2-я серия

3-я серия

4-я серия

5-я серия


Внимание: далее в тексте спойлеры к 6-му эпизоду сериала «Мандалорец»


Начинается эпизод с трагической сцены: мандалорский флот с бывшим имперским крейсером во главе останавливает корабль какой-то знатной представительницы расы куарренов (гуманоиды-амфибии), на котором та сбежала с Мон Калы с мон-каламарским принцем (другой расы, самый известный представитель которой – адмирал Акбар). Война между двумя расами, вынужденными сосуществовать на одной планете, не так давно завершилась шатким миром, и побег принца с аристократкой может её возобновить, поэтому влюбленные вынуждены расстаться, а мандалорцы увозят принца домой. Их аргументация, правда, проще: они охотники за головами. 

Закон и беспорядок. Рекап шестого эпизода третьего сезона сериала «Мандалорец»
Влюбленные. Кадр из сериала «Мандалорец»

Тяжелая доля вольных стрелков завела их и в другой конец галактики: на планету Плазир-15, идиллическое место, единственный мир Внешнего кольца с прямой демократией (то есть без парламента), где нет бед, нет бедности, где все счастливы и никто не работает. Мандалорцы в качестве наемной армии базируются в лесах Плазира, и там их надеется найти Бо-Катан. Но их с Дином корабль перехватывает дистанционное управление (и в кабине звучит голос в духе вот этой песни), и они вынуждены отправиться на приём к руководству планеты. 

Плазиром-15 в пирах и не ведая забот правит супружеская пара: она – представительница местной королевской семьи, он – бывший имперский капитан чего-то типа инженерных войск (который проходил на этой планете программу реабилитации для бывших имперцев, как в третьей серии). Ее зовут Герцогиня, его – капитан Бомбардье, её играет певица Лиззо, а его – Джек Блэк, и это, честно сказать, сюрприз сюрпризов. Они встречают Дина и Бо-Катан (которые тоже всё больше напоминают супружескую пару: женщина общается с Грогу как с родным и как-то очень мило смотрит на товарища), и те, хотя и не слишком горят желанием, соглашаются в обмен на доступ к убежищу мандалорцев в лесу помочь правителям с деликатной проблемой. 

Закон и беспорядок. Рекап шестого эпизода третьего сезона сериала «Мандалорец»
Жизнь при прямой демократии. Кадр из сериала «Мандалорец»

Дело в том, что на Плазир-15 никто не работает, потому что всю работу делают дроиды – притом не новые, а перепрограммированные старые – сепаратистские и боевые модели. Однако в последнее время некоторые дроиды стали глючить, проявлять агрессию, нападать на людей, а поскольку ни одной вооруженной армии нельзя находиться на территории планеты (таков договор с Новой Республикой, поскольку Бомбардье – бывший имперец), то Бо-Катан и Дин Джарин – единственная надежда этого маленького рая на спасение.

 Бомбардье обещает Бо-Катан дипломатическое признание Мандалора (вопрос, ставший актуальным, поскольку цель путешествия героев – вернуть планету) и свободный к проход к её бывшим соратникам. Она соглашается, смотрит на Дина, тот соглашается с радостью: больше, чем Империю, он ненавидит только дроидов. 

Закон и беспорядок. Рекап шестого эпизода третьего сезона сериала «Мандалорец»
Малдер и Скалли Бо-Катан и Дин. Кадр из сериала «Мандалорец»

Далее следует классический эпизод вашего любимого сериала про копов-напарников (в разбросе от «Касла» до «Закона и порядка», от «Секретных материалов» до «Костей»): Дин и Бо-Катан отправляются на расследование инцидента и бродят по всему Плазиру, следуя за уликами. Вначале они отправляются к главе службы безопасности планеты, которого играет великий артист Кристофер Ллойд (!). Тот сообщает им, что сам бы не мучился и отключил дроидов, но так как на Плазире-15 прямая демократия, а жители проголосовали за сохранение существующего порядка, так сделать нельзя.

Далее наши детективы спускаются на технический уровень планеты, чтобы получить от угнатов (представители расы Квилла из первого сезона, гениальные механики), сведения о дроидах. Те не горят желанием общаться с чужаками и игнорируют Бо-Катан, но Дин, когда-то сумевший подружиться с Квиллом, находит общий язык и с ними, и они соглашаются помочь мандалорцам. Получив от угнатов данные о вероятном месте следующего инцидента, Бо-Катан и Дин отправляются туда. По пути женщина удивляется, как ее спутник нашел общий язык с такими упрямыми гуманоидами. Джарин объясняет ей правила успешных переговоров: назвать общего знакомого, нахваливать собеседника и заканчивать фразы словами «Я всё сказал». 

Закон и беспорядок. Рекап шестого эпизода третьего сезона сериала «Мандалорец»
«Я всё сказал». Кадр из сериала «Мандалорец»

Уже на складе, кишащем с виду мирными дроидами-сепаратистами, Бо-Катан пытается поговорить с их командиром, пока Дин применяет более радикальный метод и просто пинает роботов до тех пор, пока один из них не сходит, так сказать, с ума. Поломка обнаружена, но дроида еще нужно догнать. Красочная погоня завершается в духе фильмов с Клинтом Иствудом, чему мы в очередной раз только рады. 

На корпусе дроида обнаруживается талон в бар (бар для дроидов!), куда герои и отправляются. Бо-Катан у входа пытается убедить Дина, что переговоры с дроидами, видимо, лучше оставить ей: он слишком ненавидит дроидов. Правота принцессы быстро подтверждается – пока она пытается договориться с дроидом-барменом, Дин уже обещает вырвать ему какие-то немаловажные детали. Она успокаивает друга, а бармен и сам, как выясняется, рад помочь: люди создали дроидов и те ещё способны послужить им, и пусть в прошлом многих дроидов ужасные дела (напомним, несколько сепаратистских моделей убили родителей Дина), не люди их запрограммировали? В стремлении послужить своим создателям объединяется весь бар – дроиды самых разных моделей одобрительно чокаются (если вам в душе, как мне, лет 6 – душераздирающая сцена), оттаивает даже Дин.

Бармен поясняет, что все проявлявшие агрессию дроиды пили то, что пьют в таких барах, из одной бочки, и, вероятно, дело в ней. Уже в морге (в лучших традициях моргов из сериалов про копов) Бо-Катан, Дин и патологоанатом тестируют масло в дроиде, из-за чего помощник патологоанатома тоже сходит с ума и пытается всех убить. Дин его уничтожает, Бо-Катан смешно шутит, выясняется, как будто прошлых радостей было недостаточно, что в жидкости нано-дроиды, которые и заставляют дроидов быть агрессивными, воскрешая в них военные программы. Заказал этих нано-дроидов Кристофер Ллойд.

Закон и беспорядок. Рекап шестого эпизода третьего сезона сериала «Мандалорец»
Кристофер Ллойд. Кадр из сериала «Мандалорец»

Когда Бо-Катан и Дин раскрывают его диверсию, он угрожает, что одним нажатием кнопки (ох уж этот ядерный шантаж) вернёт всех дроидов в боевой режим. Но этого у него, конечно, не выходит: пока Кристофер Ллойд рассказывает, что всё это он сделал из ненависти к прямой демократии и из-за симпатии к визионерской политике графа Дуку (улёт!), Бо-Катан со скучающим видом говорит: «политика», – и обезвреживает сепаратиста.

Тем временем малыш Йода, которого родители (настаиваем на выдаче Бо-Катан родительских прав) оставили с доброй правительницей Лиззо, развлекается, как может. В частности, помогает Герцогине выиграть в оригинальную версию космического боулинга-баскетбола. Но мандалорцы приводят связанного Кристофера Ллойда, и радость несколько омрачается – когда-то он верно служил королевской семье и отцу Герцогини, но не принял бывшего имперца в качестве правителя. Лиззо как будто бы даёт ему второй шанс, но для начала отправляет в изгнание, после чего благодарит Дина и Бо-Катан, вручая им ключ от планеты (неиронично смешная сцена: большой ключ!) и посвящая Грогу в рыцари (прекрасно). 

В момент, когда начинаешь ожидать титры, эпизод неожиданно переходит к главному, и в последние 10 минут Бо-Катан и Дин находят базу мандалорцев и вступают с ними в переговоры. Экс Воувс не очень рад приходу бывшей начальницы – теперь он сам возглавляет флот и не желает прощаться с властью, но Бо-Катан вызывает его на дуэль. Опытная воительница с самого начала берт инициативу и, хотя и не без пары трудностей, выигрывает довольно быстро. Но Воувс, уже побежденный, резонно замечает, что ей всё равно не вести за собой народ без темного меча, и что не с ним ей стоило бы драться, а с Дином. Но Бо-Катан не готова предать дружбу ради власти и грустными глазами смотрит на закованного в броню Педро Паскаля.

Воувс оскорбляет его, называя сектантом и говоря, что в нем нет мандалорской крови, но Бо-Катан с чувством отстаивает честь друга: он выбрал следовать Пути и, значит, такой же мандалорец, как и основатели их народа. И уж точно не меньше, чем любой из них. Не проникнуться такой трогательной речью сложно, и Дин, кажется, проникается – он вновь предлагает Бо-Катан забрать у него темный меч. Та вновь, с ещё более грустными глазами (артистка Сакхофф наконец при деле после «Звездного крейсера «Галактика»», и это радует), смотрит на него и отказывается: меч нужно получить в бою и нельзя принять в дар, пусть даже даритель искренен в своем желании. 

Закон и беспорядок. Рекап шестого эпизода третьего сезона сериала «Мандалорец»
Вручение ключа от города. Кадр из сериала «Мандалорец»

Вдруг Дин утверждает, что это не дар и что в шахтах Мандалора, когда его схватил и обезоружил тот паукообразный киборг, Бо-Катан спасла его и победила врага, который одолел его, а значит, меч, по праву, – её. В общем, «палочка никогда не принадлежала Снейпу. Это Драко обезоружил Дамблдора в ту ночь…». Неожиданный и трогательный, но несколько, что и говорить, забавный поворот. Мандалорцы после этих откровений признают лидерство Бо-Катан, и та включает в последнем кадре темный меч. 

Впечатления

Поскольку это очень важная серия, мы разделим впечатления на несколько рубрик (об эпизоде и о политике), а завершим разбором зарубежной прессы. 

Многие, кажется, ругают этот эпизод, но, говорю здесь за себя, я лично получил практически детское удовольствие, как будто смотрел «Возвращение джедая» в 8 лет. Межрасовая любовь в далекой-далекой галактике; бар для дроидов; Кристофер Ллойд, расхваливающий графа Дуку; Джек Блэк в роли добродушного бывшего имперца; «Улица разбитых фонарей», обнаруженная на планете в духе «Бегущего по лезвию»; то, какими глазами Бо-Катан без шлема смотрит на Дина. Не хочется говорить, что кому не понравилось, у того нет сердца, но кажется, именно ради таких серий и стоит смотреть «Звездные войны». 

Главная проблема серии, пожалуй, в том (и вот это отмечают справедливо), что это два эпизода, искусственно составленные в один, так что к финальному откровению с мечом мы подходим уже несколько уставшими, а всё происходящее на Плазире-15 начинает восприниматься как пролог.

Закон и беспорядок. Рекап шестого эпизода третьего сезона сериала «Мандалорец»

Стоит, наверное, отметить, что главная тема серии –  право на искупление. Проваленный, отнятый, отвергнутый, незаслуженный, но так же и успешный, данный тем, кто этого действительно достоин, – второй шанс оказывается, в общем-то, сквозной темой всего сезона, и это, честно говоря, довольно трогательно. IG-11, доктор Першинг,  Джек Блэк, сепаратистские дроиды, мандалорцы, – все они пытаются исправить то, что натворили, надеются повернуть время вспять, переиграть худшие моменты своих жизней.

Главная арка искупления в сезоне при этом, конечно, у Бо-Катан, которая от понимания власти как господства переходит к пониманию власти как служения; которая оказывается достойным лидером и, что важнее, достойным человеком. И невозможно, кажется, не сопереживать ей в момент, когда она отказывается, в сущности, от борьбы за власть и предпочитает дуэли за тёмный меч дружбу со странным сектантом Дином Джарином и малышом под его защитой. 

Некоторой меланхолии теме второго шанса добавляет то, что в баре для дроидов посетители пьют какое-то машинное масло под названием «Непентес» (Nepente). В античной мифологии так называли напиток забвения, который пила в том числе Елена Троянская, чтобы примириться с ужасами проигранной троянской войны. 

Закон и беспорядок. Рекап шестого эпизода третьего сезона сериала «Мандалорец»
Бо-Катан смотрит на Дина. Кадр из сериала «Мандалорец»

Политически эпизод продолжает превращение «Мандалорца» в «Андора». Никто об этом вроде бы не пишет, но планета Плазир-15 – это пародия на античный полис. Не только потому, что здесь прямая демократия, но и потому, что чтобы жители могли, по выражению Кристофера Ллойда «пировать, размышлять о жизни и участвовать в политике», необходим труд дроидов. Об этом не так часто говорят, но античный полис, в котором жители занимались примерно тем же и создали самую совершенную политическую модель в истории, тоже существовал в известном нам виде из-за того, что помимо богатых белых мужчин-граждан в Афинах было многочисленное сословие рабов (в «ЗВ» – дроиды). Любопытная и удивительная сатира, особенно забавная, поскольку в местном античном полисе разворачивается полицейский процедурал, а во власти – Джэк Блэк.

Поскольку в России «Мандалорец» не освещается практически никак, порекомендуем всем желающим несколько англоязычных источников. Прежде всего, если вы читаете по-английски, советуем обратить внимание на рекапы Кита Фиппса в Vulture. Его умеренно подробные пересказы и выдающийся анализ – именины сердца. Разборы интересных отсылок делают в Collider, и это тоже увлекательное чтение. Ещё замечательные рекапы пишут Мэг Дауэлл (лучший, например, анализ шестой серии) для сайта со смешным названием и Брэди Лэнгман для Esquire.

Пересказывает «Мандалорца» и классик американской кинокритики Алан Сепинволл (на его текстах о сериалах выросла значительная часть самой культуры рекапов), но он иногда смотрит сериал вполглаза (а порой при этом удивительно точно пишет) и видит в «Мандалорце» симпатию авторов к Империи из-за того, что они критикуют Новую Республику.

Неожиданно, что такие темы вообще поднимаются в сериале про то, как наемник в шлеме усыновил зеленого ушастого малыша, но всё-таки: авторы не против Республики, но против государства. Это история о том, как система, построенная на бюрократических институтах, проигрывает общности, построенной на достоинстве и чести (мандалорцы). О том, что в далекой-далекой галактике свобода в такой же опасности, как и в галактике весьма и весьма близкой.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

На Netflix 6 апреля состоялась премьера сериала «Грызня» (в оригинале Beef), созданного студией A24. История «войны» двух близких по духу людей из разных социальных слоёв смешит и заставляет задуматься одновременно. Рассказываем, куда привёл внезапно начавшийся на парковке биф двух азиатов. Предыдущая запись Что такое «биф»?: рецензия на сериал «Грызня» (2023)
Мандалорец рекап Следующая запись Почему не падает небо. Рекап седьмого эпизода третьего сезона сериала «Мандалорец»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *