В новой серии Дин и Бо-Катан борются с политическим терроризмом, попадают в квази-античный полис и лихо разыгрывают «Закон и порядок» (или «Улицу разбитых фонарей», если брать отечественный контекст) в декорациях «Бегущего по лезвию». Не всем в западной прессе, кажется, понравилось, но это, может быть, одна из лучших серий сезона и вообще бесконечно радостное зрелище. Сняла эпизод Брайс Даллас Ховард, которой принадлежат самые запоминающиеся серии второго и первого сезонов (а ещё она играла Гвен Стейси в «Человеке-пауке» с Магуайром). В общем, «Мандалорец» в лучшем виде.
Предыдущие рекапы:
Внимание: далее в тексте спойлеры к 6-му эпизоду сериала «Мандалорец»
Начинается эпизод с трагической сцены: мандалорский флот с бывшим имперским крейсером во главе останавливает корабль какой-то знатной представительницы расы куарренов (гуманоиды-амфибии), на котором та сбежала с Мон Калы с мон-каламарским принцем (другой расы, самый известный представитель которой – адмирал Акбар). Война между двумя расами, вынужденными сосуществовать на одной планете, не так давно завершилась шатким миром, и побег принца с аристократкой может её возобновить, поэтому влюбленные вынуждены расстаться, а мандалорцы увозят принца домой. Их аргументация, правда, проще: они охотники за головами.
Тяжелая доля вольных стрелков завела их и в другой конец галактики: на планету Плазир-15, идиллическое место, единственный мир Внешнего кольца с прямой демократией (то есть без парламента), где нет бед, нет бедности, где все счастливы и никто не работает. Мандалорцы в качестве наемной армии базируются в лесах Плазира, и там их надеется найти Бо-Катан. Но их с Дином корабль перехватывает дистанционное управление (и в кабине звучит голос в духе вот этой песни), и они вынуждены отправиться на приём к руководству планеты.
Плазиром-15 в пирах и не ведая забот правит супружеская пара: она – представительница местной королевской семьи, он – бывший имперский капитан чего-то типа инженерных войск (который проходил на этой планете программу реабилитации для бывших имперцев, как в третьей серии). Ее зовут Герцогиня, его – капитан Бомбардье, её играет певица Лиззо, а его – Джек Блэк, и это, честно сказать, сюрприз сюрпризов. Они встречают Дина и Бо-Катан (которые тоже всё больше напоминают супружескую пару: женщина общается с Грогу как с родным и как-то очень мило смотрит на товарища), и те, хотя и не слишком горят желанием, соглашаются в обмен на доступ к убежищу мандалорцев в лесу помочь правителям с деликатной проблемой.
Дело в том, что на Плазир-15 никто не работает, потому что всю работу делают дроиды – притом не новые, а перепрограммированные старые – сепаратистские и боевые модели. Однако в последнее время некоторые дроиды стали глючить, проявлять агрессию, нападать на людей, а поскольку ни одной вооруженной армии нельзя находиться на территории планеты (таков договор с Новой Республикой, поскольку Бомбардье – бывший имперец), то Бо-Катан и Дин Джарин – единственная надежда этого маленького рая на спасение.
Бомбардье обещает Бо-Катан дипломатическое признание Мандалора (вопрос, ставший актуальным, поскольку цель путешествия героев – вернуть планету) и свободный к проход к её бывшим соратникам. Она соглашается, смотрит на Дина, тот соглашается с радостью: больше, чем Империю, он ненавидит только дроидов.
Далее следует классический эпизод вашего любимого сериала про копов-напарников (в разбросе от «Касла» до «Закона и порядка», от «Секретных материалов» до «Костей»): Дин и Бо-Катан отправляются на расследование инцидента и бродят по всему Плазиру, следуя за уликами. Вначале они отправляются к главе службы безопасности планеты, которого играет великий артист Кристофер Ллойд (!). Тот сообщает им, что сам бы не мучился и отключил дроидов, но так как на Плазире-15 прямая демократия, а жители проголосовали за сохранение существующего порядка, так сделать нельзя.
Далее наши детективы спускаются на технический уровень планеты, чтобы получить от угнатов (представители расы Квилла из первого сезона, гениальные механики), сведения о дроидах. Те не горят желанием общаться с чужаками и игнорируют Бо-Катан, но Дин, когда-то сумевший подружиться с Квиллом, находит общий язык и с ними, и они соглашаются помочь мандалорцам. Получив от угнатов данные о вероятном месте следующего инцидента, Бо-Катан и Дин отправляются туда. По пути женщина удивляется, как ее спутник нашел общий язык с такими упрямыми гуманоидами. Джарин объясняет ей правила успешных переговоров: назвать общего знакомого, нахваливать собеседника и заканчивать фразы словами «Я всё сказал».
Уже на складе, кишащем с виду мирными дроидами-сепаратистами, Бо-Катан пытается поговорить с их командиром, пока Дин применяет более радикальный метод и просто пинает роботов до тех пор, пока один из них не сходит, так сказать, с ума. Поломка обнаружена, но дроида еще нужно догнать. Красочная погоня завершается в духе фильмов с Клинтом Иствудом, чему мы в очередной раз только рады.
На корпусе дроида обнаруживается талон в бар (бар для дроидов!), куда герои и отправляются. Бо-Катан у входа пытается убедить Дина, что переговоры с дроидами, видимо, лучше оставить ей: он слишком ненавидит дроидов. Правота принцессы быстро подтверждается – пока она пытается договориться с дроидом-барменом, Дин уже обещает вырвать ему какие-то немаловажные детали. Она успокаивает друга, а бармен и сам, как выясняется, рад помочь: люди создали дроидов и те ещё способны послужить им, и пусть в прошлом многих дроидов ужасные дела (напомним, несколько сепаратистских моделей убили родителей Дина), не люди их запрограммировали? В стремлении послужить своим создателям объединяется весь бар – дроиды самых разных моделей одобрительно чокаются (если вам в душе, как мне, лет 6 – душераздирающая сцена), оттаивает даже Дин.
Бармен поясняет, что все проявлявшие агрессию дроиды пили то, что пьют в таких барах, из одной бочки, и, вероятно, дело в ней. Уже в морге (в лучших традициях моргов из сериалов про копов) Бо-Катан, Дин и патологоанатом тестируют масло в дроиде, из-за чего помощник патологоанатома тоже сходит с ума и пытается всех убить. Дин его уничтожает, Бо-Катан смешно шутит, выясняется, как будто прошлых радостей было недостаточно, что в жидкости нано-дроиды, которые и заставляют дроидов быть агрессивными, воскрешая в них военные программы. Заказал этих нано-дроидов Кристофер Ллойд.
Когда Бо-Катан и Дин раскрывают его диверсию, он угрожает, что одним нажатием кнопки (ох уж этот ядерный шантаж) вернёт всех дроидов в боевой режим. Но этого у него, конечно, не выходит: пока Кристофер Ллойд рассказывает, что всё это он сделал из ненависти к прямой демократии и из-за симпатии к визионерской политике графа Дуку (улёт!), Бо-Катан со скучающим видом говорит: «политика», – и обезвреживает сепаратиста.
Тем временем малыш Йода, которого родители (настаиваем на выдаче Бо-Катан родительских прав) оставили с доброй правительницей Лиззо, развлекается, как может. В частности, помогает Герцогине выиграть в оригинальную версию космического боулинга-баскетбола. Но мандалорцы приводят связанного Кристофера Ллойда, и радость несколько омрачается – когда-то он верно служил королевской семье и отцу Герцогини, но не принял бывшего имперца в качестве правителя. Лиззо как будто бы даёт ему второй шанс, но для начала отправляет в изгнание, после чего благодарит Дина и Бо-Катан, вручая им ключ от планеты (неиронично смешная сцена: большой ключ!) и посвящая Грогу в рыцари (прекрасно).
В момент, когда начинаешь ожидать титры, эпизод неожиданно переходит к главному, и в последние 10 минут Бо-Катан и Дин находят базу мандалорцев и вступают с ними в переговоры. Экс Воувс не очень рад приходу бывшей начальницы – теперь он сам возглавляет флот и не желает прощаться с властью, но Бо-Катан вызывает его на дуэль. Опытная воительница с самого начала берт инициативу и, хотя и не без пары трудностей, выигрывает довольно быстро. Но Воувс, уже побежденный, резонно замечает, что ей всё равно не вести за собой народ без темного меча, и что не с ним ей стоило бы драться, а с Дином. Но Бо-Катан не готова предать дружбу ради власти и грустными глазами смотрит на закованного в броню Педро Паскаля.
Воувс оскорбляет его, называя сектантом и говоря, что в нем нет мандалорской крови, но Бо-Катан с чувством отстаивает честь друга: он выбрал следовать Пути и, значит, такой же мандалорец, как и основатели их народа. И уж точно не меньше, чем любой из них. Не проникнуться такой трогательной речью сложно, и Дин, кажется, проникается – он вновь предлагает Бо-Катан забрать у него темный меч. Та вновь, с ещё более грустными глазами (артистка Сакхофф наконец при деле после «Звездного крейсера «Галактика»», и это радует), смотрит на него и отказывается: меч нужно получить в бою и нельзя принять в дар, пусть даже даритель искренен в своем желании.
Вдруг Дин утверждает, что это не дар и что в шахтах Мандалора, когда его схватил и обезоружил тот паукообразный киборг, Бо-Катан спасла его и победила врага, который одолел его, а значит, меч, по праву, – её. В общем, «палочка никогда не принадлежала Снейпу. Это Драко обезоружил Дамблдора в ту ночь…». Неожиданный и трогательный, но несколько, что и говорить, забавный поворот. Мандалорцы после этих откровений признают лидерство Бо-Катан, и та включает в последнем кадре темный меч.
Впечатления
Поскольку это очень важная серия, мы разделим впечатления на несколько рубрик (об эпизоде и о политике), а завершим разбором зарубежной прессы.
Многие, кажется, ругают этот эпизод, но, говорю здесь за себя, я лично получил практически детское удовольствие, как будто смотрел «Возвращение джедая» в 8 лет. Межрасовая любовь в далекой-далекой галактике; бар для дроидов; Кристофер Ллойд, расхваливающий графа Дуку; Джек Блэк в роли добродушного бывшего имперца; «Улица разбитых фонарей», обнаруженная на планете в духе «Бегущего по лезвию»; то, какими глазами Бо-Катан без шлема смотрит на Дина. Не хочется говорить, что кому не понравилось, у того нет сердца, но кажется, именно ради таких серий и стоит смотреть «Звездные войны».
Главная проблема серии, пожалуй, в том (и вот это отмечают справедливо), что это два эпизода, искусственно составленные в один, так что к финальному откровению с мечом мы подходим уже несколько уставшими, а всё происходящее на Плазире-15 начинает восприниматься как пролог.
Стоит, наверное, отметить, что главная тема серии – право на искупление. Проваленный, отнятый, отвергнутый, незаслуженный, но так же и успешный, данный тем, кто этого действительно достоин, – второй шанс оказывается, в общем-то, сквозной темой всего сезона, и это, честно говоря, довольно трогательно. IG-11, доктор Першинг, Джек Блэк, сепаратистские дроиды, мандалорцы, – все они пытаются исправить то, что натворили, надеются повернуть время вспять, переиграть худшие моменты своих жизней.
Главная арка искупления в сезоне при этом, конечно, у Бо-Катан, которая от понимания власти как господства переходит к пониманию власти как служения; которая оказывается достойным лидером и, что важнее, достойным человеком. И невозможно, кажется, не сопереживать ей в момент, когда она отказывается, в сущности, от борьбы за власть и предпочитает дуэли за тёмный меч дружбу со странным сектантом Дином Джарином и малышом под его защитой.
Некоторой меланхолии теме второго шанса добавляет то, что в баре для дроидов посетители пьют какое-то машинное масло под названием «Непентес» (Nepente). В античной мифологии так называли напиток забвения, который пила в том числе Елена Троянская, чтобы примириться с ужасами проигранной троянской войны.
Политически эпизод продолжает превращение «Мандалорца» в «Андора». Никто об этом вроде бы не пишет, но планета Плазир-15 – это пародия на античный полис. Не только потому, что здесь прямая демократия, но и потому, что чтобы жители могли, по выражению Кристофера Ллойда «пировать, размышлять о жизни и участвовать в политике», необходим труд дроидов. Об этом не так часто говорят, но античный полис, в котором жители занимались примерно тем же и создали самую совершенную политическую модель в истории, тоже существовал в известном нам виде из-за того, что помимо богатых белых мужчин-граждан в Афинах было многочисленное сословие рабов (в «ЗВ» – дроиды). Любопытная и удивительная сатира, особенно забавная, поскольку в местном античном полисе разворачивается полицейский процедурал, а во власти – Джэк Блэк.
Поскольку в России «Мандалорец» не освещается практически никак, порекомендуем всем желающим несколько англоязычных источников. Прежде всего, если вы читаете по-английски, советуем обратить внимание на рекапы Кита Фиппса в Vulture. Его умеренно подробные пересказы и выдающийся анализ – именины сердца. Разборы интересных отсылок делают в Collider, и это тоже увлекательное чтение. Ещё замечательные рекапы пишут Мэг Дауэлл (лучший, например, анализ шестой серии) для сайта со смешным названием и Брэди Лэнгман для Esquire.
Пересказывает «Мандалорца» и классик американской кинокритики Алан Сепинволл (на его текстах о сериалах выросла значительная часть самой культуры рекапов), но он иногда смотрит сериал вполглаза (а порой при этом удивительно точно пишет) и видит в «Мандалорце» симпатию авторов к Империи из-за того, что они критикуют Новую Республику.
Неожиданно, что такие темы вообще поднимаются в сериале про то, как наемник в шлеме усыновил зеленого ушастого малыша, но всё-таки: авторы не против Республики, но против государства. Это история о том, как система, построенная на бюрократических институтах, проигрывает общности, построенной на достоинстве и чести (мандалорцы). О том, что в далекой-далекой галактике свобода в такой же опасности, как и в галактике весьма и весьма близкой.