«Слышишь, как жалобно кричит чайка над шумящим, взволнованным морем?» — с этих слов начинается «Велга», трогательный рассказ Ивана Алексеевича Бунина, написанный в 1895 году. Спустя 127 лет на больших экранах буквально чайкой парит Ольга Бодрова в образе Велги в одноимённой экранизации дебютантки Анастасии Нечаевой. С первых мгновений фильм погружает в медитативную атмосферу дикой природы и жизни простых деревенских ребят и не отпускает до конца титров. И даже предсказуемость сюжета не портит общего впечатления.
Жить вопреки
Берег Северного моря. Деревушка Кузомень. Юная Велга вместе с отцом (Алексей Гуськов) возвращается с рыбалки. Там их встречает Кирилл (Антон Федосеев), возлюбленный Велги, с которым они росли бок о бок и кажется наконец созрели до больших настоящих чувств.
На годовщину смерти матери из города приезжает старшая сестра Велги — Снега (Александра Тулинова). Появление девушки вносит хаос в привычный уклад жизни деревенских.

«Велга» – фильм светлый по своей сути. Лучше всего его описывает характеристика «добрая грусть». Но в каждом его кадре, в каждом диалоге чувствуются нотки трагичности.
Вот герой Алексея Гуськова тоскует по ушедшей жене и пишет ей письма, которые она никогда не прочтёт. А на другом краю деревушки живёт отставной судья (Сергей Шакуров), кажется потерявший не только способность нормально ходить, но и смысл жизни. Особняком стоит шаманка (Евгения Мангаджиева из «Нулевого пациента»), чья дочь утонула в море – она никак не может отпустить ребёнка и бесцельно проводит свои дни на берегу.
Практически все персонажи здесь живут вопреки. Вопреки боли, потерям, неопределённости. Потому что надо. Потому что жизнь одна, и она может быть прекрасной, как прекрасны берега Северного моря. И это один из посылов, который зритель может уловить и унести с собой, выйдя из кинотеатра.

Жить ради
«Велга» может похвастать обилием сюжетных зарисовок, но центральное место в ленте отведено любви. Ради чего ещё жить, как не ради самого светлого из чувств?!
Через классический любовный треугольник авторы показывают не только переживания первых по-настоящему сильных эмоций, также это способ проиллюстрировать взросление героев, их знакомство с самими собой, попытки познать окружающий мир. Актёры Бодрова, Федосеев и Тулинова прекрасно транслируют эту невинность и неуверенные первые шаги взрослой жизни своих персонажей.

Предложенные сюжеты во многом примитивны и предсказуемы. Но в этом можно увидеть и очевидный плюс – понятность и универсальность. Каждый зритель в каком-то из эпизодов узнает себя, сравнит свои аналогичные переживания и поступки с действиями героев. А это вызывает эмоции. В этой простоте кроется красота фильма «Велга».
Конечно же, нельзя не сказать о красоте внешней. Операторская работа – это всегда важный атрибут кино, но здесь её ценность составляет едва ли не 50% успеха всей картины. Замедленные кадры с крупными планами героев, трепетное отношение к демонстрации мелочей (можно разглядеть каждую ягодку на снегу) и пиетет перед дикой природой Мурманской области – зрелище, которое нам предлагают авторы, просто завораживает. При просмотре легко поймать себя на мысли, что буквально кожей ощущаешь морской бриз. Это добавляет эффекта присутствия и погружения в общую медитативную атмосферу.

Смотреть «Велгу» приятно, смотреть её интересно. Безусловно, это кино простое, а развитие сюжета и его концовка угадывается минуте на 10, но ведь и у жизни конец предсказуем, разве это делает её менее прекрасной?
«Велга» в кино с 27 октября.
Трейлер: