Иранский режиссёр Асгар Фархади уже более 10 лет на слуху. Его фильмы регулярно участвуют в главных киносмотрах мира, а также становятся лауреатами всевозможных премий, включая «Оскар». Вот и новая работа иранца — фильм «Герой» (Ghahreman) — не стала исключением. На счету у проекта Гран-при жюри на Каннском кинофестивале, номинации на «Золотой Глобус» и «Оскар».
Такой успех можно обусловить универсальностью рассказываемой истории. Да, иранский колорит и культура играют в картине существенную роль, однако ключевые вопросы морали, цены и ценности правды, влияния медиа на судьбу простого человека понятны в любых уголках планеты. И благодаря компании Про: Взгляд оценить эту картину можно и в российском кинопрокате с 3 марта.
Брать или не брать, вот в чём вопрос
Осуждённый за долги Рахим (Амир Джадиди) в рамках отпуска выходит на свободу, чтобы навестить сына, сестру и свою возлюбленную. Девушка рассказывает ему о том, что случайно нашла сумку с золотом. А затем предлагает использовать находку для оплаты части его долга. Поначалу Рахим соглашается, но затем решает вернуть сумку её владельцу.
Об этой истории узнёт пресса, и Рахим в одночасье становится локальным героем, совершившим благое дело, вопреки обстоятельствам. Однако его кредитор и некоторые другие люди сомневаются в искренности поступка заключённого.
«Герой» строится по принципу «Миллионера из трущоб»: зрителю предлагают две равнозначные по адекватности трактовки истории, предлагая тому самому определить, действительно ли Рахим герой, или же он всё-таки хитроумный манипулятор, ловко использующий ситуацию. Качели из стороны одной правды в сторону другой здесь порой вращаются с невероятной скоростью, успевай только формировать собственное отношение.
Власть медиа и вопросы благородства
К слову о манипуляциях. Асгар Фархади виртуозно добавляет в историю такие моменты, в которых одно слово или одно действие кардинально меняют впечатление от происходящего. Этим он не сколько демонизирует, сколько фиксирует то, как даже незначительное искажение фактов со стороны СМИ и соцсетей может сиюминутно вознести человека на пьедестал или с тем же успехом разрушить его судьбу.
Одна из ключевых тем фильма «Герой» — вопросы благородства. Автор размышляет, насколько это понятие ещё имеет цену в наше время, вместе с центральным персонажем порой удивляется тому, насколько всё подвергается сомнению, и как люди во всём видят корыстные мотивы. Никакого морализаторства или очевидного резюме он не делает. Как и во всех других аспектах истории, он словно вторит Алексею Пивоварову — «Выводы делайте сами».
Пожалуй, главным недостатком ленты «Герой» является её утомительность. И дело даже не в затянутости сюжета (хотя и она присутствует), а скорее в самоповторах. Когда одни и те же приёмы повторяются из раз в раз, повышается предсказуемость, а тебе, как зрителю, становится скучно.
Стоит ли смотреть фильм «Герой»
Асгар Фархади снял неоднозначное, как и рассказываемая история, кино. С одной стороны в нём поднимается ряд важных и интересных тем, предоставляется прекрасная площадка для размышлений и рефлексии относительно собственного потенциального поведения в аналогичной ситуации, а с другой — автор слишком увлёкся закручиванием сюжетных поворотов, которые с каждым новым витком становятся всё скучнее. Но смотреть такое кино всё равно полезно — ради по-прежнему диковинного для российского зрителя иранского антуража и нескольких действительно интересных с точки зрения морали эпизодов.
Трейлер: