События новой части франшизы «Птичий короб» происходят через пару лет после нападения загадочных инопланетных существ, заставляющих землян совершать самоубийство при одном взгляде на них. Большинство городов планеты уже лежит в руинах. Немногочисленные группы выживших прячутся в подвалах, закрытых парковках и в заброшенных домах.
Один из них — молодой отец Себастьян (Марио Касас), который вместе с дочерью Анной (тут сразу будет раскрыт главный секрет персонажа) перемещается по улицам Барселоны в поисках провианта и безопасного места для ночлега. Теперь бояться нужно не только инопланетян. В городе действуют группы слепых мародёров и фанатиков. Первые не боятся открыто ходить по улицам и отнимать у уцелевших всё, что попадется под руку, вторые насильно заставляют людей смотреть на инопланетян, дабы те «узрели чудо».
Однажды Себастьян натыкается на небольшой интернациональный отряд выживших, среди которых есть британский психиатр Клэр (Джорджина Кэмпбелл) и маленькая девочка София из Германии, потерявшая мать.
От них Себастьян узнаёт, что в Барселоне есть безопасное место на горе Монжуик и канатная дорога к нему всё ещё действует. После коротких споров о целесообразности похода, группа выдвигается к месту назначения. Но Себастьян в этом путешествии преследует свои цели. К тому же, он пока скрывает от попутчиков способность видеть непонятных существ и оставаться при этом целым и невредимым.
Первая часть франшизы «Птичий короб» с Сандрой Буллок в главной роли вышла в 2018 году, аккурат после выхода более коммерчески успешного «Тихого места», с которым картину Сюзанны Бир не сравнивал разве что ленивый. И сравнения эти, понятно, были не в пользу «Птичьего короба», который, к слову, выглядел не так уж и плохо, а ряд сцен и вовсе сняты так, словно к их созданию приложил руку сам М.Найт Шьямалан (например, момент нападения безумца на жилище главной героини).
За «Птичий Короб: Барселона» взялись уже другие авторы. Сценарий с нуля (а первая часть была основан на книге Джоша Малерманна) писали братья Дэвид и Алекс Пастор («Эпидемия», «Корпорация», «Утраченный дом»). Они же заняли режиссёрское кресло, и как могли, попытались расширить историю, добавив не только урбанистические локации разрушенной Барселоны (которым тут явно не хватает масштаба), но и большое количество различных скрытых (или не очень) смыслов и метафор. Но подаются они так плакатно и бесхитростно, что разжёвывать уже ничего не надо. Остаётся только проглотить.
Вопрос заключается даже не в том, чтобы быть впереди первой части «Короба», а в том, насколько творчески богаче могут быть задумки у уже вполне устоявшегося сюжета про пост-апокалиптический мир, нападение инопланетян и опасных экспедиций из точки А в точку Б, где тепло, светло и безопасно. Этих художественных задач «Барселона» не решает (ну, разве что в первые 20 минут фильма, где действительно есть интересный сюжетный поворот). В остальном, постановщики выбирают тривиальный и прямолинейный путь, без стеснения выдавая свои источники вдохновения.
Например, группы выживших ходят друг за другом, точно повторяя полотно «Притча о слепых», мрачный Себастьян постоянно стоит перед мучительным выбором – спасать или не спасать, словно он Педро Паскаль из The Last of Us, собаки стоят на страже выживших как в «Я — легенда», а экшн-сцены хотят быть похожими на «Дитя человеческое» или «Книгу Илая». Но получается не очень.
Дидактическая часть, в общем, тоже не увлекает новизной. Всё те же тропы о том, как горе способно иссушить человека, о слепой вере в человечество, о том, что бояться надо людей, а не пришельцев, конечно, комфортно укладываются в общий жанровый ритм, но не вызывают должного отклика, потому что, не то чтобы устарели, но уже давно стали классикой, а свежего взгляда авторы «Барселоны» так и не предложили. Даже финал здесь предугадывается задолго до предшествующих ему событий.
В итоге «Птичий короб: Барселона» — это фильм, в котором всё интересное происходит в самом начале, а затем пульс картины начинает стремительно угасать, превращаясь в неприхотливое и, в целом, необязательное зрелище.