Майкл Бэй ещё после провалившейся пятой части пересел в кресло продюсера, так что последние два фильма франшизы снимали другие режиссёры. «Бамблби» снял Трэвис Найт, а за постановку «Восхождения Звероботов» отвечал Стивен Кейпл-младший, у которого в портфолио из громких работ только вторая часть «Крида». Забавно, что пять лет назад шестой фильм франшизы вышел в один день с мультфильмом «Человек-паук: Через вселенные», а спустя полдесятилетия «Восхождение Звероботов» появились в кинотеатрах неделей позже «Паутины вселенных». Только вот Sony сотворили два анимационных шедевра, а у Paramount, после глотка свежего воздуха в 2018 году, снова получились «Трансформеры».
Шо по сюжету?
Давным-давно в далёкой-далёкой Галактике огромный робот Юникрон, пожирающий планеты, напал на дом максималов (тех самых Звероботов) с целью захватить Ключ Транспортации, способный мгновенно переносить сквозь пространство и время (с помощью него он планирует активно и беспрепятственно питаться вкусными мирами). Максималам не без жертв, но удаётся покинуть планету с Ключом и укрыться на Земле, заперев Юникрона в пространственной ловушке. Однако титан сдаваться не намерен. Он приказывает своему верному приспешнику Скурджу обыскать хоть всю Вселенную, но достать этот Ключ.
После зрителей переносит на Землю. На дворе 1994 год. Пуэрториканец Ноа Диаз (Энтони Рамос) пытается найти работу, чтобы материально помочь своей семье. Его брат Крис (Дин Скотт Васкес) болен, но из-за просроченного счёта в поликлинике врачи отказываются принимать мальца. Ноа — бывший военный и к тому же неплохо разбирается в электронике, но готов согласиться и на должность охранника, лишь бы хоть немного поправить трудное положение. К сожалению, даже туда его не берут по непонятным причинам, поэтому парень решается на преступную авантюру, предложенную знакомым чуваком с района. Дело плёвое, нужно лишь пробраться на закрытую парковку и угнать прозябающий там и никому ненужный Porsche 911.
Параллельно этим событиям темнокожая работница музея и учёная Елена Уоллес (Доминик Фишбэк), которую не уважает начальница, обнаруживает среди новопривезённых артефактов любопытный экземпляр неизвестного происхождения. Добравшись до его изучения, Елена случайно ломает вещицу и обнаруживает внутри сюрприз в виде ещё одного загадочного артефакта, посылающего в космос столб энергии, недоступный человеческому взору.
Именно поэтому на парковке всё оказывается не так уж и просто, ведь тачка, которую должен был угнать Ноа — это автобот по имени Мираж, которого в самый неподходящий для кражи момент Оптимус Прайм вызывает на общий сбор. Выясняется, что столб энергии — это маяк, образованный утерянным давно Ключом Транспортации. Автоботы в курсе функционала данного артефакта, а поэтому надеются с помощью него вернуться домой на Кибертрон. Мираж выезжает на зов Прайма, заперев вора внутри себя, вписав парня в авантюру покруче угона. В итоге Диаз и трансформеры вынуждены объединиться в одну команду, чтобы спасти не только Землю, но и всю вселенную от Юникрона, так как Скурдж и его прихвостни тоже заметили маяк и намерены заполучить Ключ любой ценой.
Это наш район! Это наша Земля!
Прежде, чем начать разговор о фильме «Трансформеры: Восхождение Звероботов», нужно понять, какое место он занимает во франшизе. После того, как «Последний рыцарь» провалился в прокате, вселенную решили подвергнуть мягкой перезагрузке. Так появился «Бамблби», где таймлайн отмотали до 1987 года и погрузили зрителей в атмосферу ностальгической ретро-фантастики, которая не ставила на кон судьбу вселенной.
Подобное решение дало глоток свежего воздуха, поэтому Paramount сразу же начали разрабатывать сиквел, но в итоге за пять лет производства «Бамблби» превратился в отдельный фильм, а следующие «Трансформеры» были приписаны к новой трилогии. То есть, по сути, «Восхождение Звероботов» — это ребут вселенной, который вроде как связан с «Бамблби» (события ленты непосредственно упоминаются) и не связан с пенталогией Майкла Бэя, хоть и грешит отсылками к ней. Поэтому Оптимус Прайм и другие автоботы уже находятся на Земле, хотя в первом фильме было показано, как они прилетели.
Так вот, исходя из этой информации, фильм Стивена Кейпла-младшего способен соревноваться разве что с последними частями Бэя во франшизе, хотя и там есть пункты, по которым он проигрывает. Так сказать, труба пониже, да дым пожиже. Взять, допустим, актёров. Раньше на экране, помимо взрывов, можно было увидеть Марка Уолберга (на него даже отсылка тут есть), Энтони Хопкинса и Стэнли Туччи, а сейчас и этого нас лишили. «Восхождение Звероботов» отказывается от приземлённости «Бамблби», но при этом не хочет догонять по уровню пафоса и высоте полёта «Трансформеров» Майкла Бэя, вот и зависает где-то между, ничего совершенно не привнося, и даже, наоборот, отнимая.
Возможно, Энтони Рамос и Доминик Фишбэк неплохие актёры, но им не даёт раскрыться плохой сценарий и формат картины. Между героями не возникает абсолютно никакой химии, они не вызывают у зрителей сопереживания, а их мотивации держатся на очень хлипких соплях. И если у Ноа всё привязывается к семье (салют «Форсаж» и Доминик), то Елена просто так соглашается на опасную миссию в окружении огромных роботов-инопланетян. Женщина, пропитанная духом авантюризма, которой позавидовал бы сам Индиана Джонс. Так что чуть ли ни с дословной фразой из «Притяжения» люди и трансформеры объединяются против общего врага.
Вообще, грех придираться к сценарию ленты, где главная задача — сделать фильм не слишком уж тупорылым и заполнить дыры между экшеном хотя бы не пустыми и ненужными диалогами, но даже здесь «Восхождение Звероботов» не всегда справляется. Например, Ноа наделили знаниями технологий, что отчётливо показывают вначале фильма, но этот навык оказывается попросту ненужным. Он пропадает из сюжета буквально сразу. О нём забывают так же, как порой забывают о тех самых Звероботах, вынесенных в название. Носорога нам показывают лишь пару раз, а в финальной битве зверь будто даже не участвует. К тому же, вся индивидуальность максималов улетучивается ровно в тот момент, когда они принимают облик обычных роботов, так что в финальном сражении максималы смешиваются с серой CGI-массой.
Кстати, теперь «Трансформеры» — тоже нашпигованная современными тенденциями франшиза, где зритель вынужден наблюдать вопиющую несправедливость общества по отношению к главным героям на расовой почве. Именно общество толкает Ноа на путь криминала, а создатели будто оправдывают его поступок тем, что парень ведь старается ради больного брата и своей семьи. Персонажи чувствуют себя чужими в этом мире, ровно как и роботы, которым они взялись помогать.
Только вот инопланетяне хотят вернуться на родную планету к своим, которые их ждут, а Елена и Ноа вернутся домой и продолжат каждодневную борьбу с этим несправедливым миром. Пара белых персонажей, представленных в картине, естественно, выставлены негодяями и расистами, не уважающими других людей. Что ж, браво. Подобный подход — явный признак того, что франшиза настолько глубоко в кризисе, что ей просто нечего больше предложить, кроме как старый экшен-сюжет о спасении вселенной в грубом слиянии с современной повесткой. Скромные сборы же этот факт только подтверждают.
Колёсики, колёсики и красивый руль
Несмотря на всю критику, «Восхождение Звероботов» есть и за что похваливать. Во-первых, графика в фильме очень качественная. С одной стороны, это неудивительно, учитывая бюджет почти в $200 млн, но если сравнивать картину с «Квантоманией», «Флэшем» и «Любовью и громом», то новые «Трансформеры» определённо на ступень (а то и на две) выше. Взрывы, сами роботы, экшен-сцены — специалисты по визуальным эффектам постарались на славу, так что этот пункт делает ленту как минимум не отвратительной и смотрибельной. Франшиза никогда не грешила плохим визуалом и хоть где-то продолжает сохранять должный уровень мастерства.
Во-вторых, хороший саундтрек. Действия ленты происходят в 90-е, поэтому создатели нашпиговали фильм всеми атрибутами того времени. Например, братья Диаз в переговорах по рации используют позывные «Соник» и «Тейлз», а ещё Крис носит футболку с «Могучими рейнджерами». Так что плейлист создатели фильма тоже подогнали под времена. А что было популярно в Америке девяностых? Правильно: рэп. Поэтому на фоне можно услышать треки таких исполнителей, как Nas, Wu-Tang Clan и Biggie (последние двое даже получили по плакату в комнате главного героя). Конечно, без Тупака набор выглядит неполным, но сам Шакур мелькает на экране телевизора, так что про него не забыли. Видимо, просто не потянули авторские.
И, наконец, третий пункт — это комедийная составляющая, за которую здесь отвечает Мираж (не зря в оригинале свой голос ему подарил комик Пит Дэвидсон). Автоботу достался архетип балагура и приколиста. Это такой Микеланджело (который черепашка-ниндзя, а не художник и скульптор эпохи Возрождения) среди роботов. Он очень гиперактивный и несерьёзный, поэтому практически каждая его реплика нацелена рассмешить зрителя. Иногда даже неплохо получается, но порой шутки опускаются и ниже пояса.
Вот, к сожалению, и всё, за что новые «Трансформеры» достойны похвалы. Если начинать разговор о роботах-протагонистах, то они либо очень невзрачные (все новые автоботы и максималы, кроме Праймала), либо отсутствуют практически весь фильм (Бамблби), либо не похожи на самих себя (Оптимус Прайм вообще неузнаваем, по сравнению с пенталогией Бэя). Антагонисты же тоже ничем не выделяются — очередная робо-угроза вселенского масштаба. На фоне всего этого невольно вспоминается первая часть, которая, может, была и не шедевром, но уж точно хорошим блокбастером, способным удивить. Эх, были времена.
Шо в итоге?
Если не выставлять «Восхождению Звероботов» космических требований, то как фильм «на разок» он, наверное, пойдёт, но как часть франшизы картина получилась очень слабая. Концовка хоть и слегка интригует новым витком развития франшизы, но чего-то грандиозного вряд ли кто-то ждёт. «Трансформеры» уже давненько растеряли свои лучшие детали, оставив лишь красивый кузов. К сожалению, даже пит-стоп в виде «Бамблби» не принёс никакой пользы, поэтому вселенной, судя по всему, нужен либо полноценный капитальный ремонт, либо же списание в утиль.