Супергеройское кино по-прежнему в тренде. Но всё чаще оно меняет форму и жанры. Так, в октябре под чутким руководством Кевина Файги на цифровой платформе Disney+ состоялась премьера часового хоррора «Ночной оборотень», познакомившего зрителей с потенциальным участником будущих крупных проектов Marvel – Джеком Расселом и его альтер-эго Ночным оборотнем.
Сторонние проекты Marvel всё больше завоёвывают симпатии зрителей своим нестандартным подходом, отличным от монструозных по затратам заглавных боевиков про Мстителей.
Сериал «Ванда/Вижн», например, снятый в формате семейного ситкома больше напоминал триллер в духе «Твин Пикса» с проработкой травм прошлого и чувства вины, а «Сокол и Зимний солдат» – просто бодрый боевик пополам с бадди-муви. «Ночной оборотень» же и вовсе предстал перед зрителями в стиле фильмов немецкого импрессионизма и напоминал старые ужастики 20-х, 30-х годов.
В связи с этим мы решили сделать подборку ещё нескольких нетипичных картин о людях с суперспособностями, снятых в абсолютно разных жанрах – от хоррора и мамблкора до комедии и глубокой драмы. Фильмы, над которыми в своё время работали культовые М. Найт Шьямалан, Джеймс Ганн и Сэм Рэйми.
«Гори, гори ясно» (Brightburn, 2019, реж. Дэвид Яровески)
Муж и жена находят на своей ферме странную капсулу, внутри которой находится младенец. Они видят в этом дар свыше и оставляют ребенка себе. Однако, когда мальчик подрастает, становится понятно, что он невероятно силён и неуязвим, а томящееся в нём зло хочет вырваться наружу.
Единственное супергеройское кино де-факто о злом Супермене (хотя напрямую об этом в фильме не говорят) и, пожалуй, единственный удачный проект режиссёра фильмов категории «В» Дэвида Яровески.
«Гори, гори ясно» даёт очень чёткий ответ на извечный вопрос: «Что было бы, если бы человек из стали оказался на тёмной стороне?»
«Макс Фист» (Archenemy, 2020, реж. Адам Иджит Мортимер)
Реалистичный боевик о суровом мужчине по имени Макс Фист. Когда-то он попал на Землю из-за взрыва машины времени и пространства в другой вселенной. Ему верит местный паренёк по кличке Хомяк и с удовольствием снимает про него ролики для своего канала. Правда, враги Макса о нём не забыли и уже готовят на него новое покушение, пока неизвестный супергерой помогает Хомяку встать на правильный путь.
Прежде всего, это интересный творческий взгляд на супергеройское кино от режиссёра фильма «Дэниел ненастоящий». Бюджет у картины был мизерный, но зато в главной роли там снялся Джо Манганьелло, сыгравший Дефстроука у Зака Снайдера. А отсутствие качественного CGI очень умело компенсировали аниме-вставками.
«Неуязвимый» (Unbreakable, 2000, реж. М.Найт Шьямалан)
Классика от главного хоррор-мейкера нулевых. Глубоко личная история о мужчине, обнаружившем у себя супергеройские способности в самый неподходящий момент в жизни: он вот-вот разведётся с женой, так и не стал звездой футбола, а работает охранником, да и вообще переживает глубокий кризис среднего возраста. А тут на его пути встаёт ещё и суперзлодей по имени Стеклянный человек, жаждущий сражения.
Шьямалан стал одним из первых режиссёров, переосмысливших супергеройское кино, сделав его максимально мрачной и реалистичной. Это скорее меланхоличная драма о человеке, который перестал верить в себя и не находящий сил повернуть свою жизнь в другое русло.
«Хроника» (Chronicle, 2012, реж. Джош Транк)
Ещё одна история о внезапном приобретении огромной силы и наступающей вслед за этим ответственности. Но на этот раз снятая в формате мокьюментари. Трое друзей-школьников получают невероятные кинетические способности от упавшего метеорита, но не каждый из них готов пустить свой дар на благородные дела.
Этот эксперимент Джош Транк провёл ещё до своей провальной «Фантастической четвёрки», и так уже случилось, что «Хроника» пока единственный его удобоваримый фильм, на который тепло отреагировали и критики, и зрители. Режиссёру удалось соблюсти баланс между супергероикой и непростых этапах взросления вчерашних школьников, у которых впереди неизвестность.
«Пипец» (Kick-Ass, 2010, реж. Мэтью Вон)
Ну и какое необычное супергеройское кино без этого разудалого, пост-модернисткого боевика? Постановщик Мэтью Вон, когда-то перенял стиль Гая Ричи и снял бодрый бандитский боевик «Слоёный пирог», а после этого переключился на супергероику, но свои способности мрачно и смешно шутить не растерял.
«Пипец», его детище от плоти и крови, собрал в себе все штампы жанрового кино: от супергероики до криминального триллера, и подарил миру невероятно харизматичных героев.
«Супер» (Super, 2010, реж. Джеймс Ганн)
Ещё одна отчаянно хулиганское супергеройское кино про суперов в нашем списке с налётом мамблкора. Джеймс Ганн ещё до «Стражей галактики» и «Миротворца» (в котором, кстати, есть зачатки «Супера») пытался представить персонажей комиксов в неприглядном виде, выбирая самые непопулярные графические романы.
Его герои не очень умны, ни на что не способны, трусливы, малодушны и постоянно бормочут что-то себе под нос. Но когда у тебя уводят любимую девушку, любому захочется получить суперсилы, чтобы её вернуть. Ну и немножко побороться с преступностью, супергеройское кино всё-таки.
«Логан» (Logan, 2017, реж. Джеймс Мэнголд)
Неожиданный взгляд постановщика «Поезда на Юму» и «Ford против Ferrari» на классического супергероя через оптику песчаного вестерна. Наплевав на кинематографические условности, Мэнголд погрузил героя комиксов в приземлённый мир, где суперов почти не осталось, а сам Росомаха уже давно не тот и находится на условной пенсии, подрабатывая водителем лимузина. Волею судьбы ему придётся выручать из беды девочку-мутанта, прорываясь через орды наёмников.
«Логан» Мэнголда завоевал зрителей не только стрельбой и лихими погонями по прериям, а ещё и трогательной историей об одиночестве в старости.
«Человек Тьмы» (Darkman, 1990, реж. Сэм Рэйми)
Очередной представитель жанра супергеройский хоррор от «великого и ужасного» Сэма Рэйми. Чудом оставшийся в живых после нападения на его лабораторию преступников, доктор Уэстлэйк превращается в отчаянного мстителя с обезображенным лицом.
Рэйми сам придумал и снял историю своего персонажа, отклик на которого потом появится и в печально известном «Вороне» и в мрачном «Спауне», а Лиам Нисон блестяще воплотил его на экране, превратившись в мстительного Фауста. В фильме очень много режиссёрских примочек, которые потом можно было наблюдать и в трилогии про Человека-паука, и в недавнем «Докторе Стрэндже». Сэм Рэйми не изменяет себе и снимает так, как хочет. За это мы его уважаем и любим.
«Паранормальные» (De uskyldige, 2021, реж. Эскиль Вогт)
Относительно свежий скандинавский триллер, получивший признание в Каннах. История о маленьких детях с паранормальными способностями, чем-то напоминающая «Людей Х», но только с привкусом отталкивающего натурализма.
Это супергеройское кино в тягучем и неспешном темпе рассказывает историю о буллинге и том, как дети пытаются защититься от своих же ровесников – не по годам злых и жестоких. Пожалуй, единственный фильм в жанре артхаус в нашем списке.