Французский режиссёр Оливье Ассайас, известный многим российским зрителям по фильмам с Кристен Стюарт («Персональный покупатель», «Зильс-Мария»), в этом году пошёл на своеобразный эксперимент. Его новая работа «Афера в Майами» целиком посвящена Кубе и выступает на поле политического триллера.
Сюжет
История фильма берёт свой старт на Кубе начала 90-х годов, где пилот Рене (Эдгар Рамирес) садится в самолёт и улетает в США в поисках новой жизни. При этом на родине он оставил жену Ольгу (Пенелопа Крус) и маленькую дочку, не поставив их в известность о своей затее. На новом месте жительства Рене оказывается вовлечён в борьбу за свободу кубинцев от гнёта Фиделя Кастро.
Другой беженец — Хуан Пабло (Вагнер Моура), тоже пилот — примыкает к Рене и другим свободолюбивым кубинцам, а также маневрирует между своими целями и желаниями американских спецслужб.
Осиная сеть
Оригинальное название фильма («Осиная сеть») даёт более точное представление о повествовании, не давая никаких намёков на лихое и авантюрное приключение, но сообщая знатокам истории важную подоплёку развивающихся на экране событий.
По своей сути работа Ассайаса «Афера в Майами» это самый настоящий политический триллер, который неспешно погружает зрителя в заковыристые шпионские игры. Здесь каждый герой может оказаться не тем, за кого себя выдаёт, а любая сделка или затея может привести к совершенно неожиданным последствиям. И всё это раскрывается через диалоги. Никаких погонь, никакого экшна, никаких геройских бравад в этом фильме вы не увидите, и это нужно брать во внимание перед просмотром.
Контекст и выводы
Задумка Ассайаса довольно любопытна, да и сложные отношения между Америкой и Кубой могут быть благодатной почвой для самых разных увлекательных историй. Проблема режиссёра, который также отвечал и за сценарий, заключается в том, что неподготовленный зритель (коих вне всяких сомнений большинство) не успеет уловить разницу между мелькающими в кадре персонажами и организациями.
Для того, кто не силён в истории Кубы, отличить так называемое «Братство спасения» от кубинских националистов задача непосильная. Добавьте к этому то и дело вклинивающиеся американские спецслужбы, которые пытаются уследить сразу за всеми, и каша в голове вам обеспечена.
Проблемы с разъяснением контекста влияет не только на общее восприятие фильма, но и на уровень сопереживания героям. Ключевых персонажей в истории несколько, но зрителю абсолютно не ясно, герой ли Рене или же он предатель, почему Хуан Пабло поступает так, а не иначе, зачем в сюжет вписаны женские персонажи, которые лишь вносят дополнительную сумятицу. И это при том, что та же партия Пенелопы Крус в «Афере в Майами» едва ли не лучшая. В роли мученицы-жены актриса выложилась на все 100% и даже чуточку больше, чем того заслуживает представленный образ. А вот талант Аны де Армас создатели не использовали от слова «совсем», так как ей досталась всего лишь роль милого личика и простого дополнения к герою Вагнера Моуры.
Желание оттенить мужскую борьбу за справедливость через призму их взаимоотношений с женщинами понятно и в принципе приемлемо, но то на каком уровне это исполнено в фильме «Афера в Майами» оставляет желать много лучшего.
Возможно, возьмись Ассайас воплощать свою задумку в формате мини-сериала, ему удалось бы правильно расставить акценты, разбавить тонкости геополитики простыми и понятными рядовому зрителю сопереживаниями, но в формате 2-часовой ленты у него это, увы, не вышло. И даже абсолютно прекрасный Гаэль Гарсия Берналь, разбавляющий монотонное повествование в середине ленты, не спасает положение.
Трейлер: