На старости лет Мартин Скорсезе подружился со стримингами. Четыре года назад на Netflix вышел дорогущий ($160 млн) «Ирландец» на 3,5 часа хронометража, а в этом году главный хейтер киновселенной Marvel презентовал новую ленту «Убийцы цветочной луны», щедро проспонсированную Apple (на этот раз бюджет все $200 миллионов) и тоже длящуюся 3,5 часа. Осилить просмотр такой картины за раз довольно сложно, но постараться это сделать всё-таки стоит (хотя если не получится, то и за несколько присестов вполне себе ничего так смотрится).
Шо по сюжету?
В начале XX века индейцы из племени осейджей, вынуждено переселённые на земли Оклахомы, буквально готовятся к похоронам своих старых укладов жизни из-за вторжения в их личные границы белого человека. Однако из почвы внезапно фонтаном начинает бить чёрная жидкость, действительно предвещающая большие перемены. Практически не имеющие никаких прав, осейджи, по воле случая, становятся сказочно богатыми, привлекая в свои края множество белых, желающих нажиться.
После окончания Первой мировой войны Эрнест Беркхарт (Леонардо ДиКаприо) возвращается в Америку, а именно в штат Оклахома, округ Осейдж, где его дядя Уильям Хэйл (Роберт Де Ниро) далеко не последний человек, ведь не зря его любят индейцы и все вокруг называют «Король». Родственник помогает племяннику стать шофёром, которые в то время часто возили состоятельных индейцев.
Благодаря этому Эрнест знакомится с Молли Кайл (Лили Гладстоун) — молодой, чистокровной и, что немаловажно, богатой индианкой, болеющей диабетом, на которой Беркхарт (не без подачи дядюшки) решает жениться. Хитрый Король не просто так одобрил этот союз. Семья Молли владеет нефтяными паями в этих землях, и Хэйл совсем не против, чтобы всё это перешло его племяннику (по сути, к нему самому), а условия для этого самые пустяковые: смерть всей семьи Молли — матери, трёх сестер и, в последствии, её самой.
Скорсезе, ты ковбой. Ты подумай о будущем Америки. Она гибнет!
В основу нового фильма Мартина Скорсезе лёг бестселлер журналиста, пишущего в штате для журнала The New Yorker, Дэвида Гранна «Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь», рассказывающий о волне убийств индейцев-осейджей в 1920-е годы. Эту серию преступлений, потрясшую Оклахому, называют «Эпохой террора». За экранизацию в своё время бились многие, но выиграла аукцион студия Imperative Entertainment, получив права за 5 миллионов долларов.
В качестве режиссёра была выбрана кандидатура великого постановщика «Славных парней», а на главную роль решили взять Леонардо ДиКаприо. Правда, сначала он должен был перевоплотиться в агента новообразованного бюро расследований (будущее ФБР) Тома Уайта, который в книге Гранна выдвинут на первый план. Однако со временем Скорсезе понял, что не хочет рассказывать историю белого человека, спасшего всех. Мэтр пообщался с родственниками жертв и вместе с Эриком Ротом переработал текст, сместив акцент на Эрнеста Беркхарта, и сфокусировался на его отношениях с дядей и женой. ДиКаприо остался закреплён за главной ролью, но должен был играть уже другого персонажа, в то время как бывшего техасского рейнджера Тома Уайта в итоге исполнил Джесси Племонс.
Подобный расклад смутил компанию Paramount, и они решили отказаться от спонсирования и массового распространения ленты, и вот тут-то проект и подхватили Apple, увидев в нём не столько коммерчески выгодный фильм (при таком огромном бюджете у подобного рода истории практически не было шансов окупиться), сколько отличный повод для рекламы своего стриминга. В итоге, конечно, Paramount отправили картину «Убийцы цветочной луны» в мировой прокат (ещё бы, деньги же на производство всё равно «яблочная» корпорация потратила), но эксклюзивные права на показ в «цифре» остаются у Apple TV+. Что сказать, могут себе позволить такие траты, всё равно на телефонах за пару дней отобьют.
Переработав сценарий, Скорсезе удалось сделать картину более мрачной и более глубокой. Во-первых, постановщик смог детальнее репрезентовать осейджей — жертв этой истории. Представители племени находились на площадке и помогали актёрам с языком, сами снимались в массовке и эпизодических ролях, а также консультировали художников по костюмам и реквизиторов, в результате чего их образ жизни, быт и внешний вид переданы с максимальной достоверностью (в титрах для индейцев даже есть отдельные слова благодарности).
Во-вторых, из полицейского процедурала «Убийцы цветочной луны» превратились в криминальную драму про негодяев, а на этом поле, как известно, Скорсезе чуть ли не Бог. Поэтому даже несмотря на внушительные 3,5 часа хронометража лента смотрится очень интересно. Конечно, можно было бы подсократить малость, потому что осилить такую длительность за раз трудновато, как бы не затягивала история. Только постановщику, видимо, были важны все эти длинные кадры и неспешная динамика развития сюжета. Он хотел показать как можно более детальную картину несправедливости того времени, зафиксировав всё это личным присутствием в эпилоге.
Посмотри свои фильмы! Сколько трупов, сколько крови! И там убийцы цветочной луны, и здесь убийцы цветочной луны!
Помимо того, что «Убийцы цветочной луны» — кино развлекательное и отлично снятое, оно ещё и очень остросоциальное. Правда, тема вопиющей несправедливости в индейской резервации 1920-х окажется близка далеко не всему миру. Это чисто американская история (причём очень позорная), ковыряющая старую рану. Этим фильмом Скорсезе хотел вновь обратить внимание общественности (в частности журналистов, писателей и кинодеятелей) на судьбу осейджей.
Пострадали в «Эпоху террора» очень и очень многие индейцы, но наказание понесли далеко не все преступники. Именно поэтому создателям картины важно вынести этот вопрос на обсуждение общественности, ведь так может появиться надежда на то, что на него обратят внимание профессионалы и раскопают какие-нибудь другие важные подробности или трагичные истории, которые стоит предать огласке. Американцы вообще любят прорабатывать свои старые травмы, и это один из примеров. Хотя иногда дорога заводит не туда, и мы получаем афрорусалочку или другие «переосмысления» от Disney, которые нацелены скорее на способ заработка от социальной повестки, нежели на исправление дискриминации (подробнее об этой теме мы писали здесь).
Крупнобюджетный проект от культового режиссёра, который будет претендовать на уйму наград вкупе с «Оскаром» (и обязательно что-то выиграет), да ещё и с невероятным актёрским кастом — неплохой способ заставить людей задуматься, почему сегодня большинство земель осейджей принадлежат не коренному населению, а разного рода организациям, вроде церквей и нефтяных компаний. Возможно, «Убийцы цветочной луны» уже дали первые результаты, просто мы пока об этом не знаем, потому что не следим за этим информационным полем, касающимся по большей части исключительно американского общества. Главное, чтобы не перестарались, и не случилось никакого Indian Lives (and Money) Matter.
Что касается невероятного каста, то в этих словах нет ни капли преувеличения. Роберт Де Ниро здесь в потрясающей форме и отыгрывает так, будто никогда и не снимался в сомнительного качества картинах (преимущественно комедиях) категории «Б».
Леонардо ДиКаприо вообще как хорошее вино, которое с годами только лучше. Очень сильная роль. Не думаю, что стоит говорить, мол, лучшая или одна из, так как Лео практически всегда на высоте, и ранжировать уже довольно трудно (но то, что его больше не озвучивает Сергей Бурунов, это одно из самых огромных упущений русского дубляжа). ДиКаприо выкладывается на полную, выпячивая вперёд нижнюю челюсть (интересно, у Де Ниро приём подрезал?). Сцена, где их персонажи в самом начале ведут диалог, выглядит так, будто они друг друга пародируют, хотя, может Беркхарт специально так делает, потому что сильно уважает дядю и хочет быть на него похож даже в таких деталях.
Вообще, Леонардо ДиКаприо здесь исполняет конкретного дурачка, который беспрекословно подчиняется Королю Хэйлу (отчасти, потому что боится его, отчасти, потому что уважает, отчасти, потому что реально тупой и принимает всё за чистую монету). К тому же как личность Беркхарт настолько зависим от более сильных духом людей, что нигде не может стать главным: ни дома, ни в компании дяди и брата. Персонаж везде проявляет слабость и выглядит лишь как жалкий инструмент в чужих руках, не понимающий, что его выкинут при первой же возможности. Эмоции, которые зритель испытывает, наблюдая за персонажем — самый яркий показатель актёрского профессионализма и отличного исполнения.
Также нельзя не выделить Лили Гладстоун. Женщина ничуть не уступает своим более известным и опытным коллегам. Её Молли очень сильная, мудрая и харизматичная индианка, но в то же время она нежная, любящая и сопереживающая. «Открытие года», иначе актрису не назовёшь. Даже гадать не надо, получит ли эта троица по номинации на «Оскар». Сто процентов получит, а может кто-то даже и выиграет. На их фоне остальные персонажи получились блеклыми и даже немного пустыми. Конечно, радостно видеть на экране Брендана Фрейзера (его особенно) и Джесси Племонса, но каких-то лавров им вряд ли достанется.
Помимо каста у картины «Убийцы цветочной луны» прекрасный саундтрек, созданный Робби Робертсоном. К сожалению, композитор не дожил до премьеры всего несколько месяцев и скончался в августе нынешнего года после непродолжительной борьбы с раком (его памяти посвящён фильм), но, думаю, такой сильной последней работой в карьере вполне можно было бы гордиться. Не исключено, что композиторская работа тоже может быть отмечена какими-либо наградами.
Шо в итоге?
Новая работа Мартина Скорсезе — это, что называется, большое кино большого мастера и определённо один из лучших фильмов года. Конечно, о лучшем в карьере постановщика говорить не приходится, потому что все знают, что в его фильмографии есть великие шедевры, с которыми практически невозможно тягаться. Тем не менее, «Убийцы цветочной луны» однозначно отличная лента, на которую стоит выделить своё драгоценное время. Пусть и целых 3,5 часа. Радует, что в своём преклонном возрасте Скорсезе не сдаёт позиции и продолжает создавать хорошие проекты. Надеемся, что эта тенденция продолжится вплоть до конца его режиссёрской карьеры (добровольного или вынужденного).