Становится ли «Аффект», первая полнометражная работа режиссёра Энейла Карии, полноценным фильмом или больше интересен как предмет для обсуждения?
Кратко о сюжете
С Джозефом (Бен Уишоу), простым работником лондонского аэропорта, явно что-то не так. Он словно бомба с часовым механизмом, готовая разорваться в любой момент. И когда это случится, всем вокруг не покажется мало…
Это не история одного человека. Это краткая и яркая история одного психоза, одновременно такого неожиданного и такого неизбежного.
Ощущение «Аффекта»
Фильм Карии – из тех, которые опасно рекомендовать. Даже в том случае, если вам он очень сильно понравился (а я не исключаю и такой возможности).
«Аффект» отлично справляется с поставленной перед собой задачей – вызвать у зрителя состояние постепенно растущего дискомфорта и даже немного изменённого сознания. Достигается этот эффект за счёт трясущейся ручной камеры (иногда смотреть фильм физически больно), практически полного отсутствия саундтрека, отголоски которого появляются только в последней трети, и удивительно правдоподобной игры Уишоу.
Его поведение очень похоже на алкогольное опьянение, при котором хочется совершать странные движения и издавать странные звуки, чтобы вернуть себе ощущение собственного тела. И хоть это и удивительно похоже на правду, но очень давит на психику зрителя, поскольку с определённого момента не прекращается ни на минуту.
Человек против системы
Тема свободы человека от системы не нова. Более того, её уже не раз пытались решить через изображение психических заболеваний. Ненормальный человек перестаёт воспринимать рамки как норму и «по-настоящему освобождается». Мелкие вещи, которые раньше казались такими важными, теряют своё значение.
Однако тут мы натыкаемся на интересный аспект подобных историй и отличие от них «Аффекта».
Возьмём для сравнения фильм «С меня хватит!». В нём происходящие с главным героем метаморфозы – это прямое следствие воздействия окружения на героя Майкла Дугласа, доведённого до точки кипения. Система пытается всеми силами его сломать. Гипертрофированно, утрированно, киношно, но это прямое взаимодействие причины и следствия.
В нашем же случае система не пытается сломать Джозефа, который изначально не совсем здоров и адекватен.
Персонаж Уишоу не встречает отпора. Нам не хочется сильно пускаться на территорию спойлеров, но Джозеф не бунтует и не протестует, как бы ни хотелось нашему мозгу поставить сюжету именно такой диагноз. Поэтому тему бунта против системы можно приписать «Аффекту» с сильной натяжкой.
Гиперреалистичность и её последствия
Сам психоз Джозефа показан очень правдоподобно. Настолько правдоподобно, что это создаёт несколько нестыковок в восприятии. У автора данной статьи есть пара мыслей, почему так получилось, что она и попытается объяснить далее.
После премьерного показа в Санкт-Петербурге выступал психоаналитик Михаил Соболев, который в двух словах пояснил, что именно происходило с Джозефом и как это соотносится с реальностью.
У присутствующих на показе создалось впечатление, что главный герой, несмотря на всё происходящее, в итоге имел возможность достигнуть свободы и счастья через свой психоз. На что Михаил заметил, что в реальности такое состояние деструктивно и абсолютному большинству людей, прошедшему через психоз, на самом деле очень плохо.
И тут таится главный просчёт создателей, из-за которого фильм сыпется как карточный домик.
Кария рисует главного героя в лучших идеалистических традициях, пытаясь одновременно с этим изобразить психоз как можно более реалистично. В романтизации психоза «Аффекта» недостаточно романтизации для сильного художественного произведения и недостаточно психоза (подавляющего, депрессивного, настоящего) для эффекта «прямо как в жизни».
Вот и получается, что усидеть на этих двух стульях невозможно. Но попытка более чем убедительна и многому может нас научить в будущем, особенно в грамотном соблюдении баланса.
Вывод
Стоит ли смотреть этот фильм? Да, подготовленному зрителю стоит. Ровно как и понимать, на что идёшь и что тебе предстоит испытать. «Аффект» достоин уважения за то, что не боится рисковать и не стесняется использовать многие интересные инструменты для того, чтобы провоцировать зрителя.
При этом он может оказаться отличным полигоном для будущих психологических триллеров. Энейл Кария определённо может в будущем вырасти в хорошего и добротного постановщика, которому пока что просто не хватает опыта.
Но слабонервных просим удалиться.