Are ya winning, son?: рецензия на фильм «Сын»

сын рецензия

В прокат выходит фильм «Сын», семейная драма с Хью Джекманом, Лорой Дерн и Энтони Хопкинсом. О том, почему кино режиссёра Зеллера не спасают даже эти прекрасные актёры, – в нашей рецензии.

«Сын» – второй фильм Флориана Зеллера и вторая часть его планируемой трилогии экранизаций собственных пьес. Заканчивать можно было бы уже на «Отце» (фильм, в котором в странной пропорции смешаны гениальная актерская игра Энтони Хопкинса и пошловатый сценарий), но нас через несколько лет ждёт ещё и «Мать». Несмотря на название, главный герой картины всё-таки отец – сыгранный Хью Джекманом Питер, нью-йоркский юрист неопределённого профиля с политическими амбициями, который ушел от жены с сыном-подростком к любовнице (Ванесса Кирби, вытолкнутая на третий план), к началу фильма только-только родившей ему второго сына. 

Всё было бы неплохо, но в какой-то момент на пороге просторной квартиры Питера появляется его бывшая жена (Лора Дерн, непривычно мягкая) и просит его поговорить с сыном. Мрачный подросток Николас (Зен Макграт) не ходит в школу, на вопросы не отвечает, маму отталкивает и вообще хочет жить с отцом. Питер селит Николаса у себя, приводит сына к психологу, находит ему новую школу и всеми силами старается поверить в нормальность происходящего. Но любому, кто видел в жизни два и более фильма, понятно, что с Николасом что-то не так. 

Сам он путается в показаниях – отцу врёт, что девушка бросила; ему же кричит, что развод родителей разрубил его напополам; психологу говорит, что ему скучно со сверстниками (модный троп, к слову. В милом сериале «Терапия» то же самое, но изящнее, как ни странно) и вообще много чего говорит, но мало что понятно. Центральный момент картины – рассказ Николаса о том, что у него внутри боль, – при всей картинности трогает. Это важная мысль и понятное чувство, жить вообще довольно больно, и даже абстрактность этой боли у героя здесь скорее преимущество – не размытость, но универсальность.

Are ya winning, son?: рецензия на фильм «Сын»
Рецензия на фильм «Сын»

Правда, Зеллер быстро переводит потерянность Николаса из экзистенциальной плоскости в психиатрическую, и, как и в случае с «Отцом», изящество этого приёма вызывает сомнения. Два часа наблюдения за глубокой депрессией героя, у которого не прописано никаких личностных качеств помимо этого диагноза, – это испытание даже для обладателей самой здоровой и крепкой психики.

Проблема картины, как ни странно, не в режиссуре – снято компетентно, сыграно так и вовсе очень хорошо (хотя значительная часть сцен с Хью Джекманом за работой и снята с изяществом стоковых картинок по запросу «офисный работник») – но в том, что в случае Зеллера обоснованно считается основным блюдом, – в сценарии. Он не то чтобы совсем плох, но не совсем, наверное, реалистичен и крайне литературоцентричен. Глупо, наверное, спрашивать у прославленного европейского драматурга, где он видел подростков, говорящих «меня словно разрубили напополам», и хорошие книги с названием в духе «Смерть подождёт», но спросить, если честно, хочется. 

При этом ситуации, в которые попадают герои, – ужасны; их трагедии понятны и даже универсальны: героиня Лоры Дерн до сих пор любит бывшего мужа; персонаж Ванессы Кирби вынуждена объясняться с подростком, чьего отца увела из семьи, а Питер, будучи уже зрелым мужчиной, так и не справился с травмой от безразличия отца. Крайне удачная сцена диалога поколений – Хью Джекмана в роли сына и Энтони Хопкинса в роли отца – бенефис 85-летнего актера с речью о том, что запад сгнил. Вот кому можно даже за такую речь похлопать 53 раза, так это, пожалуй, ему. Но больше никому. 

Are ya winning, son?: рецензия на фильм «Сын»
Рецензия на фильм «Сын»

Однако, при всём потенциале, картине Зеллера отчаянно недостает элегантности. Вроде всё в ней есть, но даже лучшие находки «Сына» перечеркиваются то неуместным пафосом, то странной нравоучительностью, то полным отсутствием юмора. И избыточные визуальные отсылки к классике, очевидная манипулятивность, предсказуемость сюжета (шокирующий финал угадывается где-то на тридцатой минуте) делу тоже, мягко говоря, не помогают. В какой-то момент кажется, что «Сын» – первый фильм, снятый в космосе, – в настолько безвоздушном пространстве развивается эта история, и Хью Джекман, а не Том Круз, первым из голливудских символов маскулинности разыгрывает драму в тотальном вакууме, и что особенно печально – в вакууме эмоциональном. 

«Сын» напоминает в некотором смысле грустную экранизацию мема Are ya winning, son? Но этот мем и без того достаточно печальный, а в некоторых вариациях и отражает сюжет фильма, так что к чему нужны два часа trauma porn и титанические усилия артистов Джекмана и Дерн ясно, в общем, не до конца. Понятно, конечно, что все умрём, понятно, что счастья нет, по финалу понятно даже, что режиссёр Зеллер смотрел фильм «Бразилия», но вот чего ж так кричать-то, непонятно решительно. 

Хотя есть в картине, пусть и избыточная, опошленная, однако искренняя тоска по тому, что могло бы быть и чего не стало, по упущенным возможностям, несказанным словам, печаль из-за бессилия помочь тем, кого любишь. Наверное, об этой тоске по не получившемуся и должно рассказывать кино в прокате 23-го февраля 2023-го года. Даже если само это кино тоже не то чтобы получилось. 

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Ковчег Previous post Карточный домик с привкусом научности и дешевой графикой. Рецензия на сай-фай сериал «Ковчег»
24 февраля в онлайн-кинотеатре KION состоится премьера заключительной серии мини-сериала «Комплекс бога» с Кириллом Кяро и Даниилом Страховым в главных ролях. Рассказываем, каким в итоге получился проект и что у создателей получилось удачно, а где можно было и доработать. Next post Рай полон детей: рецензия на мини-сериал «Комплекс бога» (2023)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *