«Нанёс — растёр», — именно с этой фразы начинается путь молодого бойца Дэниэла ЛаРуссо в фильме «Парень-каратист» 1984 года. Прежде чем нокаутировать реальных противников, герою приходится перемыть много машин, следуя указанию наставника, — «Нанёс воск правой рукой, растёр его левой». Кроме того, он драит полы, красит забор и ловит муху китайскими палочками — всё ради отработки боевых приёмов. Такова методика обучения каратэ и философия сенсея мистера Мияги.
Режиссёр Джон Эвилдсен в шутку называл свою подростковую спортивную драму «Рокки в средней школе», что символично, ведь именно он был создателем оригинального «Рокки» с Сильвестром Сталлоне, за которого получил «Оскар». Сценаристом будущего кинохита стал Роберт Марк Кэмен, для которого этот проект стал во многом автобиографичным. Он сам был жертвой издевательств в школе и боролся с этим с помощью окинавского годзю-рю — оборонительный стиль в восточных единоборствах.
Первый фильм «Парень-каратист» появился в эпоху расцвета подросткового кино Джона Хьюза, молодёжь ставилась во главу стола: это были и главные герои, и самая важная кинопублика. История субтильного мальчика, который учится давать отпор хулиганам и бороться за правое дело, потребовала от юных актёров — Ральф Маччио, Уильям Забка и другие — неожиданных жертв в виде постоянных тренировок и травм. По воспоминаниям каста, их жизнь во время съёмок была похожа на летний лагерь с чётким расписанием на каждый день. Тренировки им проводили консультанты и каскадёры с опытом в восточных единоборствах, которых отбирал сам Чак Норрис. Благодаря профессионалам своего дела в фильме «Парень-каратист» создана правдоподобная имитация боев.
Одним из самых рискованных решений, как считали авторы ленты «Парень-каратист», стал выбор Пэта Мориты на роль наставника героя мистера Мияги. До этого момента актёр японского происхождения прославился ролью комичного персонажа в «Счастливых днях» и своими стендап-выступлениями. Однако Морита настолько глубоко смог перевоплотиться в персонажа с непростым прошлым, что был номинирован на «Оскар» в 1985 году за эту роль.
Внезапный успех
По современным меркам «Парень-каратист» довольно простой и невыразительный фильм в жанре. Главный конфликт был между самоутверждающимся за счёт других задирой и новеньким, не знающим законы местных джунглей. Там обязательно был школьный бал, у сенсея-учителя — сделавшее его нелюдимым трагическое прошлое, а вся кульминация разрешалась на турнире. По сути, это нравоучительный духоподъёмный фильм, в котором почему-то никто не звонит в полицию с жалобами на гопников и насилие.
Однако в 80-х годах «Парень-каратист» стал своего рода методичкой по поиску мотивации и вдохновения среди молодёжи. С ними попытались заговорить на взрослом языке, показывая, как они могут решать проблемы и нести ответственность за поступки. Субтильность и внешняя слабость Дэниэла ЛаРуссо была понятна и близка подросткам, как и нападки хулиганов на героя. Почти неговорящий по-английски мистер Мияги очаровывал своей непосредственностью и искренностью. Создатели фильма использовали темы, понятные аудитории до 18 лет, с примесью спорта во времена расцвета подросткового кино — это и стало рецептом успеха.
Никто из съёмочной команды, кроме Джона Эвилдсена, не верил в триумф фильма с бюджетом в 8 миллионов долларов, однако ко всеобщему удивлению «Парень-каратист» собрал кассу в 90 миллионов и получила почётный статус «культовый». Это произошло вопреки тому, что премьера состоялась в то же самое лето, когда на экраны вышли «Охотники за привидениями», «Индиана Джонс и Храм судьбы» и «Гремлины».
Вы, ребята, понятия не имеете, что делаете. Это будет классика, — говорил Эвилдсен о «Парне-каратисте».
На премьерном показе даже произошёл «момент Рокки»: в финале, когда герой нанёс победный удар, парень в первом ряду вскочил и вскинул кулак в воздух.
Юные умы Америки внезапно захватила любовь к восточным единоборствам. Особенно всех интересовала «техника журавля», придуманная специально для зрелищности в фильме. Параллельно с таким взлётом подростковой драмы кинокомпания Columbia Pictures уже активно планировала сиквелы и триквелы «Парня-каратиста».
Сиквелы и ребуты
Попытка заработать на эксплуатации полюбившейся зрителям истории — хитрость, не выдуманная в XXI веке. За редким исключением вторые, третьи и другие части обычно становятся сплошным разочарованием. Такая судьба постигла, например, многочисленные продолжения «Терминатора», «Рэмбо», «Хищника» или «Форсажа». Что же случилось со «вселенной Мияги» после успеха спортивной драмы Джона Эвилдсена 1984 года?
За первым «Парнем-каратистом» последовали ещё три: два слабеньких продолжения с Пэтом Моритой и Ральфом Маччио, а потом бессмысленная часть с Моритой и молодой Хилари Суэнк, будущей лауреаткой двух «Оскаров». В 1989 году был выпущен абсурдный 13-серийный мультсериал, о котором стараются не вспоминать.
В 2010 году Уилл Смит пытался реанимировать эту франшизу и заодно помочь сыну Джейдену Смиту выбиться в актёры. Ремейк «Каратэ-пацан» с Джеки Чаном вышел довольно красивым, но при этом чересчур пафосным и местами неуклюжим. Несмотря на намерения Уилла продолжить историю, второй части так и не вышло.
Хоть первый «Парень-каратист» вышел в далеком 1984 году, эта история не отпускала главных звёзд Ральфа Маччио и Уильяма Забку. Они появились в клипе группы No More Kings на песню Sweep the Leg в пародийных версиях себя, а в 2010 году у них было камео в эпизоде «Как я встретил вашу маму».
Актёры согласились сняться в продолжении «Парня-каратиста» только когда им предложили оригинальный сюжет сценаристы Джон Харвитц, Хейден Шлоссберг и Джош Хилд. Они смогли привнести что-то новое и свежее, придумать актуальную историю с современными проблемами, при этом вернув зрителя к классике. Теперь в центре — постаревший «плохиш» Джонни Лоуренс из первого фильма, а Дэниэл ЛаРуссо — вторая скрипка в оркестре. Но главными героями стали их дети, живущие в мире, который больше не делится только на чёрное и белое. Создатели ушли от традиционной морали фильмов 80-х, добавив неоднозначности и объёма персонажам. Так родился сериал «Кобра Кай».
«Парень-каратист» как вдохновение
Но ещё задолго до «Кобра Кай» спортивная драма о щуплом мальчишке и плохо говорящем по-английски наставнике из 80-х вдохновила авторов других жанровых проектов, похожих по задумке. Но «Парень-каратист» 1984 года оказался одним из первых в своем роде, что и принесло успех, а вот следующие попытки добиться славы и признания, эксплуатируя сюжет про подростка-бойца, вышли неудачными.
Фильм «Не отступать и не сдаваться» (1986) также попал в струю мотивационного подросткового кино, кроме того, там снялся молодой Жан-Клод Ван Дамм — всё это обеспечило фильму временную популярность. Однако с точки зрения сюжета, личностей персонажей и развития истории — тут повторяются все жанровые клише, сдобренные появлением русского наёмника. Одна радость — хорошо поставленные драки. У фильма были продолжения, но уже на другую тематику.
Ещё одной попыткой стала драма «Разборка» (1993), которая по сути повторяет на 80% сюжет «Парня-каратиста». К привычным для таких фильмов штампам добавилась слабая реалистичность драк и скучное развитие событий.
Пожалуй, одним из самых подающих надежды среди «неудачников» стала лента «Никогда не сдавайся» (2008) с не оскандалившейся ещё Эмбер Херд и Кэмом Жиганде. Фильм поднимал модную тогда тему боев MMA, а также снова привлекал интерес к боевикам с рукопашными драками под соответствующую духу ленты музыку. В этот раз авторы старались отстраниться от «Парня-каратиста»: герой — не неудачник, а картина для молодёжи, но со сценами в стиле первых «Форсажей». Главное — герои имеют отличную физическую подготовку, в чём зритель убеждается несколько раз в фильме. Тем не менее, драма получилась довольно простой и не впечатляющей ни визуально, ни сюжетно. Всё развивается по стандартным канонам жанра, без изюминок, поэтому это, скорее, кино на один раз.
Почему «Кобра Кай»?
Почему же многим фильмам в жанре спортивной драмы так и не удалось повторить успех «Парня-каратиста»? Как создатели «Кобра Кай» совершили невозможное, сумев привлечь внимание не только поклонников фильма 80-х годов, но и молодого пресыщенного кино поколения XXI века? Они грамотно и с щепоткой хорошего юмора объединили два мира, проявив уважение и к фанатам, выросшим на оригинале, и к современной молодёжи.
«Кобра-Кай» — ностальгический проект, продолжение «вселенной Мияги» и всё ещё история о подростках, которые ищут свое место, учатся преодолевать трудности, делать выбор и принимать его последствия. Но с выдержанным балансом старых и новых идей, из-за чего эксплуатация чувств поклонников не выглядит отталкивающей. Этот сериал стал для «Парня-каратиста» достойным продолжением — как «Крид: Наследие Рокки» с Майклом Б. Джорданом для серии фильмов «Рокки», а ведь оба оригинала снял один режиссёр.
Сейчас на платформе Netflix состоялась премьера уже четвертого сезона «Кобры Кай». Почему этот сериал стоит посмотреть, можно почитать в этом материале.