На Apple TV+ вышел один из самых дорогих проектов стриминга, посвященный климатическому кризису. «Экстраполяции» – сериал-антология из 8 эпизодов, охватывающий временной период в 33 года и рассказывающий, какое будущее может нас ждать, если мы не начнем обращать внимание на меняющийся климат на Земле.
Говорить о сериале «Экстраполяции» из каждого утюга стали в тот момент, когда узнали, что у проекта поистине золотой каст, почти как у картин Уэса Андерсона:
- Кит Харрингтон;
- Сиенна Миллер;
- Мэттью Риз;
- Марион Котийяр;
- Форест Уитакер;
- Мэрил Стрип;
- Тоби Магуайр;
- Эйса Гонсалес;
- Эдвард Нортон;
- Джемма Чан;
- Кери Расселл.
Конечно, таким актерам пришлось и платить соответствующе, но, с другой стороны, благодаря этому неймдроппингу к проекту было очень много внимания. И как итог, ожидания у публики были высокие, что, увы, сыграло плохую шутку с сериалом.
Шоураннер Скотт Бернс («Заражение») не хотел развлекать зрителя, он хотел заставить задуматься, привлечь массовое внимание к теме глобального потепления. Но смотреть 8 эпизодов околодокументального кино о том, как погибает мир из-за неспособности человека отказаться от неважных для жизни вещей, вряд ли кто-то захотел бы. Поэтому ему и съемочной команде пришлось искать баланс между серьезностью фактов и интересной подачей, что далеко не всегда получалось.
Мнения об «Экстраполяциях» у аудитории разделились: кто-то восхищен масштабом событий и глубиной анализа происходящего, а кто-то ругает сериал за дидактичность и бездушность. Создатели «Экстраполяций» явно провели внушительные исследования, собрали весь букет имеющихся мыслей и идей из разных сфер науки и представили мир будущего, который на самом деле не так и далек от нас. Ведь события уже второго эпизода развиваются в 2046 году, а это через каких-то 23 года – поколения миллениалов и зумеров смогут сравнить выдуманный киномир и реальность. Кстати, многие из заявленных теорий о климатическом кризисе подробно разбирал журналист Дэвид Уоллес-Уэллс в своей книге «Необитаемая Земля. Жизнь после глобального потепления».
«Экстраполяции» — антология, где в каждой серии рассматривается отдельная история. Но при этом тут есть основная идея – климатический кризис – проходящая красной линией сквозь весь проект. Кроме того, собирательный образ злодея в лице бизнесмена-миллиардера также использовался с первой и до последней серии.
Сериал изучает воздействие глобального потепления буквально на все сферы жизни на планете: от экологической и политической до социальной в масштабах общества и вплоть до личных трагедий конкретных героев. И такой подход отражается в общем развитии проекта. Акцент в историях постепенно сменяется, он уходит от общего к частному — почти как Шерлок Холмс, если бы его волновали проблемы климата.
Сначала нам и вправду дают очень много дидактического и теоретического, закидывают понятиями, теориями и научными фактами. Но чем глубже в анализ уходит сериал, тем более человечным становится лицо «Экстраполяций».
По сути негласным рубиконом между дидактическим и личным становится 4 эпизод, где ситуация мирового масштаба тесно переплетается с персональной историей героев. Нам показывают события, после которых уже нет пути назад, и человечеству приходится жить с тем выбором, который сделало меньшинство.
И это, кстати, поднимает одну из главных проблем современного (и не только) общества: большинство вынуждено мириться с решениями меньшинства. Из-за этого многие думают, что от их одного голоса ничего не изменится. Поэтому с 5 по 8 серию создатели упорно пытаются убедить нас, что позиция каждого важна. Да, вы, возможно, не спасете всю планету, не возродите то, что уже умерло, но в ваших руках ваша жизнь и жизнь ваших близких, и не стоит обесценивать это только потому, что значимость этого вклада не мировых масштабов.
Именно поэтому лично я не согласна с позицией, что сериал — нравоучительная критика капитализма, стерильное пособие по глобальному потеплению, где все бескомпромисно делится на черное и белое. Этим грешат в начале, но с другой стороны, от этого никуда не уйти: первые эпизоды показывают экспозицию и задают правила игры мира «Экстраполяций».
Но потом в сериях появляется больше серых зон, неотрывно связанных с человеческим фактором: душевными метаниями, непониманием, упущенными возможностями, лицемерием, эгоизмом, сожалением и раскаянием. И климатический кризис уже становится фоном — поводом, из-за которого происходят личные трагедии, но не главной причиной. И это позволило авторам антологии снять серии в разных жанрах: тут есть роуд-муви, боевик, драма, фильм-катастрофа, детектив и мелодрама.
Иногда задумываешься, если бы мир за окном не рушился, смогли бы герои искренее поговорить о личном и важном? Вероятно, нет. И это добавляет теме природной катастрофы дополнительного веса: создатели рассуждают не только о последствиях планетарного масштаба, но и говорят о том, как это влияет на мировосприятие одного простого человека. Ведь после 2022 года все мы помним, что периоды кризиса раскрывают людей по-разному. А финальная серия словно объединяет эти два вектора, сводя все к общему знаменателю — один человек все же может что-то изменить для будущих поколений.
Отсюда вытекает другая не менее важная тема, звучащая в сериале, — последствия наших поступков. Авторы хотели показать, насколько разрушительной может быть позиция «после нас хоть потоп». При этом «расплата» за принятые решения может быть разной: кто-то теряет память, близких, мечты о будущем, а кто-то наоборот обретает семью в этом хаосе, находит себя и решает, что для него действительно важно. Всегда есть две стороны монеты, всегда есть шанс что-то изменить.
Можно много и долго спорить о том, насколько удачно или не очень шоураннеру Скотту Бернсу удалось поговорить на тему глобального потепления, чтобы при этом не усыпить зрителей. Но в одном мнения у всех едины — это очень красивый проект. Качество картинки тут на высшем уровне. Очень впечатляет то, с какой детальностью показан почти затопленный Нью-Йорк и Майами, задыхающийся Мумбаи и исчезающий с лица Земли Лондон. Не говоря уже о футуристических интерьерах, высоких технологиях (загрузка сознания в облако, возрождение флоры и фауны по ДНК) и создании того мира будущего, в реальность которого не так уж и сложно поверить.
«Экстраполяции» — противоречивый и далеко не идеальный проект. Местами сериал проседает в динамике сюжета, где-то действительно слишком в лоб и дидактично объясняет законы мира на грани катастрофы и причины всех бед. Но при этом если антологии дать шанс и не бросить после первых четырех эпизодов, то можно увидеть любопытные размышления о человеческой натуре.
В итоге понимаешь, что сериал о климатическом апокалипсисе оказывается пропитан оптимизмом и надеждой в лучшее будущее. Эти истории, вероятно, не научат нас беречь природу, заботиться о планете и думать о судьбах всего мира, но, может быть, они хотя бы помогут нам ценить то беззаботное прошлое, которое у нас было в мире без смартфонов, людей рядом и просто быть добрее — к себе, к окружающим и к самой планете.