Имена Джастин Бенсон и Аарон Мурхед для массового зрителя вряд ли скажут о многом. Вместе с тем поклонники изобретательного и остроумного инди-кино на стыке хоррора и фантастики давно заприметили эту связку, которая сформировалась во время стажировки в компании Ридли Скотта.
Бенсон и Мурхед — без памяти влюблённые в кино специалисты, которые самостоятельно пишут сценарии, занимаются режиссурой и операторской работой, создают спецэффекты, играют. Словом, на съёмочной площадке они умеют делать буквально всё. Нам кажется, что за такими людьми стоит будущее современного жанрового кино.
Уникальный путь
В 2012 году Бенсон и Мурхед выпустили свой первый полнометражный фильм «Ломка» (Resolution) о двух друзьях, один из которых пытается помочь товарищу избавиться от наркотической зависимости.
Как это водится, дебютная картина была участником независимого кинофестиваля, где получила преимущественно положительные отклики. Нельзя говорит о каком-то головокружительном успехе и голливудском развитии событий с попаданием в высший эшелон режиссёров и съёмками знаковых блокбастеров. Джастин Бенсон и Аарон Мурхед выбрали иной путь.
Примечательно, что «Ломка» в дальнейшем стала отправной точкой для самого известного на сегодняшний день фильма тандема «Паранормальное» (Endless). Сами кинематографисты шутят, что, будучи нищими режиссёрами на момент съёмок «Ломки», они и не думали о создании какой-то собственной киновселенной. В то же время мир дебютной работы долгое время не отпускал парней. Они обсуждали его в беседах в баре и перерывах в работе над другими проектами, записывали какие-то идеи и концепции, что в конечном итоге позволило им снять «Паранормальное». Главным условием для себя Бенсон и Мурхед определили то, что новый фильм должен быть смотрибельным без привязке к «Ломке».
В перерыве между двумя фильмами одной вселенной (кстати, почитайте занятный материал на DTF о взаимосвязи картин) Джастин Бенсон и Аарон Мурхед поучаствовали в антологии «З/Л/О 2» и сняли ещё один нетривиальный хоррор «Весна» (Spring). В интернете можно встретить такие характеристики этой работы, как «боди-хоррор», «страшная сказка», «новая вариация «Красавицы и чудовища», «ужастик-перевёртыш» и т.д. Все эти описания не далеки от правды, поскольку в этой картине тандем несмотря на обёртку типичного хоррора, под которой фильм пытались «продать» зрителям, поработал на стыке нескольких жанров.
По сюжету парень из Америки отправляется на каникулы в Италию, где встречает невероятную красотку, с которой мгновенно находит общий язык. Американец быстро замечает, что его новая пассия что-то скрывает…
«Весна», как и другие работы Мурхеда и Бенсона, является кино концептуальным. В его основе лежит занятное размышление на тему того, где заканчивается физиология и начинается химия (читай любовь).
Уже после «Весны» на свет родился фильм «Паранормальное», где центральное место было отведено сразу нескольким вопросам — петля времени, семейные отношения, страх перед неизвестным. Что отличает работы Бенсона и Мурхеда, так это изобретательность. Казалось бы, что можно рассказать оригинального в рамках истории, сконцентрированной на помещении героев во временную петлю? А что если сделать несколько таких петель? Что если они будут обладать разной продолжительностью? Что если герои не будут противиться этому явлению, а примут его как благо? Эти и многие другие моменты в фильме как раз и поднимают большие оригиналы Бенсон и Мурхед.
Сами товарищи признаются, что после «Паранормального» интерес к ним со стороны больших студий заметно повысился, но они не спешат принимать первое попавшееся предложение. Здесь с вашего позволения приведём дословную цитату кинематографистов, ярко отражающую их позицию по поводу съёмок большого кино:
Мы видим, как в прокат выходят фильмы — их довольно много, кстати, — которые нам предлагали или которые мы могли бы попытаться сделать, и я вам честно скажу, говорить «нет» было не слишком сложно. Если фильм не очень хорош, то и соблазн невелик. Два года агонии и позор в конце — о чем тут мечтать?
Поучаствовать в серьёзном и заметном проекте тандему всё-таки довелось. Они стали частью ребута знаменитого сериала «Сумеречная зона», сняв один из эпизодов второго сезона шоу.
Изобретательность в деталях
Фильмы, которые снимают Джастин Бенсон и Аарон Мурхед, отличаются творческим подходом буквально в каждой сцене. Обусловлено это не только креативом самих парней, но и банальной нехваткой средств на создание масштабных спецэффектов или использование дорогостоящих декораций.
При этом кинематографисты не ждут у моря погоды, а добиваются достойных результатов подручными средствами, классной операторской работой и хитроумными приёмами. Прям как в своё время делали многие нынешние мэтры кино от Стивена Спилберга до Роберта Земекиса и того же Ридли Скотта.
Не редко многие эпизоды они оставляют за кадром, что рождает цепляющие и запоминающиеся сцены. Взять хотя бы момент с верёвкой, повисшей в небе, из «Паранормального». Такой ж подход тандем применяет и в продюсерской деятельности, так как с недавних пор они стали помогать другим начинающим кинодеятелям. К примеру, в фильме «После полуночи» монстр постоянно находится за дверью дома главного героя, что лишь добавляет страха перед неизвестным.
Бенсон, Мурхед и новая надежда
Работа над изобретательными сценами в сочетании с крепкими сценариями дарят фильмам Бенсона и Мурхеда дополнительное обаяние авторского кино и вселяет надежду в то, что пока есть такие энтузиасты, интересные и оригинальные фильмы продолжат радовать зрителей на фоне многомиллионных бездушных студийных творений.