До дрожи: музыка из хорроров, ставшая культовой в кино и в жизни

Хорроры

Мы слышим песню Circle of Life из «Короля льва», и наше сердце обливается слезами. Но стоит нам услышать культовый саундтрек Джона Карпентера из «Хэллоуина», как у нас пробегают муражки по коше, а перед глазами юная Джейми Ли Кертис. Вспоминаем, какие фильмы ужасов мы можем узнать по первым нотам их саундтреков.

Если вы смотрели одни из главных культовых хоррор-франшиз, например «Хэллоуин» или «Кошмар на улице Вязов» — те самые, что заложили некоторые жанровые шаблоны и традиции — то вы узнаете с первых аккордов их музыкальные темы. И дело не только в том, что саундтреки какие-то особенно мелодичные/пугающие. Все потому, что эти мелодии уже стали самостоятельным произведением, отдельным от кино достоянием массовой поп-культуры. Кто-то использует эти треки, даже не предполагая, из какого это фильма, а кто-то наоборот выбирает эту музыку, чтобы в очередной раз отдать дань уважения культовому кино, стоявшему у истоков слэшер-жанра.

В преддверии самого страшного праздника в году, Хэллоуина, вспоминаем хоррор-франшизы, которые подарили нам незабываемые саундтреки. В прямом смысле незабываемые, ведь мы помним о них, монтируя (пугающие) ролики в соцсетях, выбирая наряд на тусовку в честь праздника всех святых или при просмотре фильмов ужасов, готовясь видеть реки крови на экране.

Психо (1960)

Ни одна подборка культовых хорроров не может обойтись без фильмов Альфреда Хичкока — законодателя мод в сфере фильмов ужасов. Именно он сказал, что кино — жизнь, из который вырезали все самое скучное. И он успешно вырезал нудные бытовые моменты и слащавую романтику, а вместо них вставлял сцены с расправами, слежками, беснующимися воронами и наблюдением за тем, как кто-то сходит с ума.

А знаменитые резкие звуки, которые сопровождали очередное убийство в «Психо» — это то, что с нами навсегда. Их сочинил Бернард Херрман. Именно под эту «мелодию» на экране скончалась первая «королева крика» Джанет Ли — мать Джейми Ли Кертис, которая потом унаследовала хоррор-талант матери.

Психо

Хэллоуин (1978-2022)

Маньяки бывают разные. Кто-то убивает из мести, кто-то режет из-за невыраженных дестких мечтаний, кто-то кромсает, потому что весело, кто-то предпочитает освеживать жертв, потому что он сумасшедший и почему бы и нет. А бывает, что ты не выбираешь быть маньяком, тебя выбирает какая-то темная сила, которая вселяется и заставляет жить вечно. И вот уже и Джейми Ли Кертис состарилась, почти весь фильм валяется в больнице, пока отдуваются ее родственники, а тебе в роли Майкла Майерса приходится быть вечно бодрым и активным всю франшизу.

Но сколько бы лет маньяк Майерс не прожил, и какая бы доля в итоге не выпала на его мистическую сущность (о его судьбе все сказали в последнем фильме 2022 года), саундтрек Джона Карпентера будет жить вечно. Эта напряженная электро-мелодия каждый раз заставляет внутренне сжаться в ожидании нового замаха ножом и грядущего насилия ради насилия, то есть появления маски Майкла Майерса.

Хэллоуин

Пятница, 13-е (1980-2009)

«Пятница, 13-е» — еще один фильм из многих, выпущенных в 80-е и 90-е, в котором главными героями (и жертвами) оказывались подростки. И если вы случайно посмотрели его в юности, когда еще ездили в детские лагеря, то, возможно, парочка кошмаров вам была обеспечена (также как «Пункт назначения» когда-то подарил зрителям «любовь» к стоматологам и аттракционам). Либо же если вы давний поклонник(ца) Кевина Бейкона, то тогда детище Шона Каннингема особо порадовало вас кадрами актера в лучшие свои годы. Правда, только в первом фильме 1980 года.

Что еще подарила нам франшиза «Пятница, 13-е»? Незабываемую маску Джейсона Вурхиза! Ну и конечно мистический эхо-саундтрек, в котором звучит что-то от сектанских обрядов вуду. Автором знаменитой ki-ki-ki, ma-ma-ma (в котором лично мне упорно слышится chi-chi-chi, ha-ha-ha) стал Гарри Манфредини. А на самом деле это расшифровывается как kill-kill-kill, mom-mom-mom.

Пятница 13-е

Кошмар на улице Вязов (1984-2010)

На самом деле необязательно смотреть, как Фредди Крюгер резал юного Джонни Деппа и остальную молодежь 80-х, 90-х и т.д., чтобы запомнить знаменитую считалочку из этого фильма. Ведь она очень приставучая. Уэс Крэйвен, который вывел своим «Кошмаром» хорроры на территорию бессознательного, задал новые правила игры. Согласно им, Фредди появлялся в конкретные моменты — а именно во сне, и часто свое появление сопровождал считалочкой. Ради пафоса, конечно же, ведь даже сверхестевенным маньякам не чужды такие вещи как гордость, самомнение и желание выделиться из толпы убийц.

Но неважно, какими мотивами руководствовался Крюгер. Главное, что теперь вам захочется повторять эту считалочку постоянно. Поэтому не благодарите.

Раз, два — Фредди заберет тебя

Три, четыре — запирайте дверь в квартире

Пять, шесть — Фредди всех вас хочет съесть

Семь, восемь — Фредди к вам придет без спроса

Девять, десять — никогда не спите, дети…

Кошмар на улице вязов

Пила (2004-…)

Даже если вы не любитель пыточного порно, которое возведено в абсолют в этой франшизе. И вам не близка мораль о том, что у каждого есть выбор: либо отрезать себе руку и выжить, либо умереть во имя собственной лжи. Вы все равно что-то да слышали о «Пиле», и, вероятнее всего, видели ужасную куклу, которая появляется каждый раз, чтобы объявить приговор очередной жертве.

В 2004 году Джеймс Ван (еще не создавший «Заклятье» и «Астрал» и незнающий, что на его долю выпадет груз печали из-за «Аквамена» в DC) представил миру первый довольно скромный и камерный фильм в рамках вселенной «Пилы». Два героя, прикованные наручниками к разным элементам в помещении, исповедовались друг перед другом, чтобы не отпиливать себе кости. Оказолось, что идея искупления грехов через физические страдания притягивает зрителей в кинозалы как магнит. И в итоге в 2023 году мы получаем 10-ю часть, в которой мы уже изучаем психологические травмы главного маньяка (который по основному сюжету давно умер, но это не то чтобы важный спойлер).

Но кажется, больше всего прославила франшизу главная мелодия, написанная Чарли Клоузером — трек, под который обычно герои себе что-то отрезают/кромсают/выкалывают либо умирают, потому что не хватило сил преодолеть физическую боль ради прощения. Ну если забыть, что когда-то в «Пиле» снялся сам солист Linkin Park Честер Беннингтон, и ради него в кино пошла вся фан-база группы.

Пила

Обитель зла (2002-2016)

После того как Милла Йовович сыграла в «Пятом элементе», вышла замуж и развелась с Люком Бессоном, потом сыграла у него же Жанну Д’Арк, она, наконец, оказалась в заботливых руках Пола У.С. Андерсона. Актриса прошла кастинг на роль Элис для экранизации видеоигры «Обитель зла» (и встретила будущего мужа, но это еще рано), которую снимал Андерсон. Тогда они еще не подозревали, что их ждет счастливый брак, три ребенка и суммарно 6 фильмов про борьбу с зомби.

Первая часть «Обители зла», вышедшая в 2002 году — пожалуй, самая удачная. В тот момент это был образец неплохого боевика про зомби, где мертвецы появлялись из-за медицинских экспериментов, а не по воле бога или других духов. Фильм вышел в эпоху, когда люди по всему миру выдохнули, потому что не случилось ядерной войны, и ИИ остался под контролем человечества (несмотря на предсказания «Терминатора» и «Матрицы»). Но они напряглись из-за новостей о призрачных биолабораториях, где на людях ставят эксперименты. Поэтому зрителям особенно нравилось наблюдать, как лихо главная героиня расправляется с живыми мертвецами, наказывает злых фармацевтов и раздает всем по заслугам. Даже те, кто критиковал фильм за отступление от канона видеоигры, согласились, что работа была проделана хорошая.

Не будем вспоминать, в какую сторону унесло Пола У.С. Андерсона дальше, и во что превратилась франшиза «Обители зла». А вспомним ту самую главную музыкальную тему, под которую герои всегда спускались/вламывались/взрывали/делали что-то еще с представителями злостной корпорации Umbrella, виновной в массовом заражении и зомби-апокалипсисе. Оригинальный трек, кстати, написал Мэрилин Мэнсон.

Обитель зла

Хорроры — это не только массовое насилие и жестокость на экране, которые позволяют зрителям испытать сильный страх, но в безопасной обстановке (и таким образом стать более смелыми, как завещал Майк Флэнаган в одном интервью). Фильмы ужасов — это еще и важная часть поп-культуры. Их любят цитировать, пародировать и, конечно, использовать элементы из хорроров в жизни, например, музыку и костюмы.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Надежда Васильева

Надежда Васильева

Журналист, автор Telegram-канала про кино movie_indahouse
«Живите лучшую жизнь» – кто и зачем призывает нас к этому Previous post «Живите лучшую жизнь» – кто и зачем призывает нас к этому
Шестнадцать свечей: рецензия на слэшер «Конкретный убийца» Next post Шестнадцать свечей: рецензия на слэшер «Конкретный убийца»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *